|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал
Когда: октябрь 2016 года — апрель 2017 года
Вход: свободный, количество мест — 400
Российская государственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» открыли цикл лекций «Запад и Восток: история культур». Лекции проходят в нашей библиотеке с октября 2016 года по апрель 2017 года.
Идея проекта заключается в создании открытой площадки, на которой все желающие услышат лекции выдающихся исследователей гуманитарной сферы. По замыслу организаторов, лекции не только вместе создают цикл, но и самодостаточны каждая в отдельности. Тематически лекции разделены на два факультета — «Восток» и «Запад».
Каждая из десяти лекций о Востоке через конкретные сюжеты рассказывает о культуре той или иной восточной цивилизации. Например, из лекции о китайской поэзии можно будет получить представление об истории и литературе страны, о повседневной жизни и мировоззрении китайца.
Лекции о Западе не будут разделены по странам, каждая лекция — рассказ о важном явлении или событии, повлиявшем на всю культуру Западной Европы. Хронологические рамки лекций — от завоевания Рима варварами до Великой французской революции.
Куратор восточного факультета — директор Института восточных культур и античности РГГУ, синолог Илья Сергеевич Смирнов. Западный факультет курируют старший преподаватель кафедры истории и теории культуры факультета истории искусств РГГУ Мария Сергеевна Неклюдова и доктор филологических наук Анна Юрьевна Серёгина.
К каждому занятию сотрудники Российской государственной библиотеки готовят мини-выставку, связанную с темой лекции. У слушателей лектория есть редкая возможность увидеть ценнейшие экспонаты, книги и рукописи, хранящиеся в фондах нашей библиотеки.
АРХИВ ЛЕКЦИЙ
9 октября
2016
|
|
Нравились ли Аттиле римские бани? О Римской империи и варварских королях
Лектор — Михаил Анатольевич Бойцов, доктор исторических наук, профессор школы исторических наук и заведующий Лабораторией медиевистических исследований НИУ ВШЭ.
Падение Западной Римской империи считается одной из ключевых точек мировой истории. Однако часто наши представления о тех или иных процессах, происходивших в начале нашей эры, оказываются устаревшими. Римская империя не погибла ни за один день, ни за одно десятилетие. Великое переселение народов не было переселением в прямом смысле слова, а варварских государств и вовсе никогда не существовало.
Сотрудники РГБ специально к лекции подготовили мини-выставку, знакомящую слушателей с историей Румянцевского музея. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 октября
2016
|
|
Что такое иероглифы и почему ими пользуются на Востоке, а не на Западе
Лектор — Георгий Сергеевич Старостин, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой истории и филологии Дальнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ, директор Лаборатории востоковедения и сравнительно-исторического языкознания Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС.
С иероглифа начинались все без исключения письменные системы мира. Тем не менее иероглифическая система записи закрепилась только на Дальнем Востоке. Почему именно там? Что вообще такое иероглиф и что он обозначает — конкретное слово или абстрактную идею?
Сотрудники Центра восточной литературы РГБ подготовили к лекции мини-выставку из своих фондов «Китайские прописи различных почерков иероглифов. Книги из коллекции Константина Андриановича Скачкова (1821—1883)». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 октября
2016
|
|
Как языческий Рим стал христианским миром
Лектор — Андрей Юрьевич Виноградов, кандидат исторических наук, доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, член Международной ассоциации по изучению христианской апокрифической литературы (AELAC).
В IV веке новой эры в Римской империи произошёл мощный процесс христианизации. Столетиями историки пытаются понять, почему это случилось именно тогда и как религия страдающего Бога смогла заменить собой языческий пантеон, просуществовавший много веков. Как найти ответы на эти вопросы?
Сотрудники отдела изоизданий РГБ подготовили к лекции мини-выставку из своих фондов «Рисунки древних памятников христианства в Тавриде Дмитрия Михайловича Струкова (1828—1899)». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 октября
2016
|
|
Какое место занимают в исламе библейские пророки
Лектор — Алексей Васильевич Журавский, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных культур и античности РГГУ, доцент Свято-Филаретовского православно-христианского института.
Рассказы о библейских пророках занимают важное место в Коране. Эти рассказы иногда совпадают с библейскими, иногда незначительно отличаются от них, а порой принципиально расходятся с ними. Это характерная особенность Корана — в чём-то следовать Библии, а в чём-то принципиально расходиться с ней, даже полемизировать с библейским материалом. Таким образом, кораническое вероучение, с одной стороны, подчёркивает свою преемственность вере иудеев и христиан, а с другой — отстаивает свою самобытность.
Сотрудники Центра восточной литературы РГБ специально к лекции подготовили мини-выставку из своих фондов. В экспозицию вошли редкие издания Корана из коллекций известных учёных-востоковедов, а также издания текстов Священного Писания на арабском языке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 ноября
2016
|
|
Как средневековая Европа встретилась с исламом
Лектор — Светлана Игоревна Лучицкая, доктор исторических наук, руководитель Центра культурной и исторической антропологии Института всеобщей истории РАН, заведующая отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ.
Сегодня мы воспринимаем ислам как чуждую, если не враждебную Европе культуру. Как и почему сформировался такой взгляд? Можно ли говорить о средневековых корнях подобных представлений? Когда европейская, христианская культура противопоставила себя мусульманской? И как на самом деле складывались отношения между христианской Европой и мусульманским Востоком в Средние века?
Сотрудники отдела рукописей РГБ подготовили к лекции мини-выставку из своих фондов. Выставка представляет две рукописные книги (западноевропейскую и арабскую), оформленные в традициях культур своего времени. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 ноября
2016
|
|
Китайская культура в зеркале поэзии
Лектор — Илья Сергеевич Смирнов, директор Института восточных культур и античности РГГУ, исследователь и переводчик старинной китайской словесности.
Поэзия — важнейший род китайской словесности. Именно поэтическое собрание «Книга песен» стоит у истоков искусства слова в Китае. Она входит в канон, в набор текстов, определявших жизнь традиционного китайского социума и регулирующих человеческие отношения и в современном китайском обществе — на уровне системы ценностей и поведенческих стереотипов. В отсутствие эпоса, при сравнительно позднем расцвете художественной прозы и драматического искусства именно поэзия столетиями воплощала главнейшие свойства китайской культуры, умея сказать буквально обо всём: от законов мироздания до тончайших движений человеческого сердца.
Сотрудники Центра восточной литературы РГБ подготовили к лекции мини-выставку редких китайских книг и писем в стихах из фонда ЦВЛ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 ноября
2016
|
|
Реформация: Рождение современной Европы
Лектор — Анна Юрьевна Серёгина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гендерной истории Института всеобщей истории РАН.
Что такое Реформация? Благодаря школьным учебникам, а также книгам и фильмам перед глазами встают картины: бунты против разбогатевшей церкви, наживавшейся на суевериях невежественных людей, борьба аристократов за власть, жестокие войны между католиками и протестантами, суровое подавление любого инакомыслия, лучший символ которого — костры инквизиции. Хотя эти ассоциации и не лишены смысла, они не дают истинного представления о Реформации — длительном процессе реформирования западного христианства, в результате которого европейское общество приобрело свои современные очертания.
Сотрудники РГБ подготовили к лекции мини-выставку. Выставка посвящена инициатору и идейному вдохновителю Реформации — Мартину Лютеру (1483—1546). На ней представлен автограф Лютера, Библии, изданные в его переводе на немецкий язык, портреты Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 декабря
2016
|
|
Китайские религии: от говорящих лисиц до храмов председателя Мао
Лектор — Константин Маркович Тертицкий, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Китая Института стран Азии и Африки МГУ.
Принято считать, что жители Китая исповедовали три религии, или три учения — конфуцианство, даосизм и буддизм. На самом деле китайский религиозный мир представляет собой гораздо более сложную систему верований, учений, религиозных практик и представлений, сложившуюся на основе иных принципов, чем это было у христианства, ислама или иудаизма. Эта система пережила длительную эволюцию, в ходе которой к ней добавились новые элементы, а часть старых исчезла или существенно трансформировалась.
Сотрудники РГБ подготовили к лекции мини-выставку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 декабря
2016
|
|
Как средневековые крестьяне сделали Европу великой
Лектор — доктор исторических наук Павел Юрьевич Уваров, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий отделом западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, ответственный редактор журнала «Средние века».
Западное общество, сформировавшееся на рубеже X и XI веков, многие называют феодальным. Историки вкладывают в этот термин разные значения, а некоторые и вовсе предлагают от него отказаться — но практически все сходятся на том, что христианский мир Западной Европы вступил около тысячного года в период длительного демографического и экономического роста, причины которого по-прежнему вызывают споры.
К лекции сотрудники отдела рукописей РГБ подготовили мини-выставку из своих фондов. Изображения сельской жизни и городские пейзажи встречаются на страницах средневековых рукописных книг — иллюминированные рукописи с миниатюрами на подобные сюжеты представлены и в собрании отдела рукописей РГБ. Наибольшее число таких манускриптов составляют, конечно, богослужебные книги, такие как часословы, миссалы, бревиарии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 декабря
2016
|
|
Еврейская Библия и греческая Библия: интерпретации сакрального текста
Лектор — Михаил Георгиевич Селезнёв, кандидат филологических наук, доцент Института восточных культур и античности РГГУ, завкафедрой библеистики общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской православной церкви. В 1991—2010 годах — руководитель проекта нового перевода Ветхого Завета на русский язык, инициированного Российским библейским обществом.
К III веку до н. э., после завоеваний Александра Македонского, архаический мир древнего Ближнего Востока оказался лицом к лицу с миром классической античности. После этого столкновения были переосмыслены и многие важнейшие образы и темы древнееврейской религии. В центре этой переинтерпретации — греческий перевод Библии (Ветхого Завета), так называемая Септуагинта.
К лекции сотрудники Центра восточной литературы РГБ и научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку редких книг из фондов библиотеки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 февраля
2017
|
|
Старый и Новый Свет. Великие географические открытия
Лектор — Владимир Александрович Ведюшкин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН.
Что такое для нас Великие географические открытия? При этих словах многие представляют себе поднимающие паруса каравеллы, прорубающихся через сельву конкистадоров, чернокожих невольников на улицах Лиссабона, пряности, которыми, по словам португальского современника, пропахло всё королевство… Такие ассоциации справедливы, но подлинная история Великих географических открытий несравненно богаче: это история стяжания, социального эксперимента, переосмысления европейцами представлений о мире и одновременно нового мифотворчества.
Сотрудники отдела картографических изданий и научно-исследовательского отдела редкой книги РГБ подготовили мини-выставку из своих фондов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 февраля
2017
|
|
Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства
Лектор — Нина Владимировна Брагинская, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, профессор Института восточных культур и античности РГГУ, переводчик и комментатор греческих и латинских авторов.
В 160-х годах до н. э. Антиох IV Эпифан, владыка огромного царства Селевкидов, обратил против подданных небольшой части своей империи — Иудеи — религиозные гонения. Эти события слабо отражены у античных писателей как дела сугубо местного значения, не оказавшие серьезного влияния на основные государства и культуры эллинистического мира. Однако последствия этих событий вскоре затронули все Средиземноморье и остаются важными сторонами современной жизни. Гонения Антиоха Эпифана породили в иудейской среде новые разнонаправленные религиозные течения, в том числе и «раскольнические» толки, а через пару веков они оформились как иудаизм и христианство. Две литературные повести, Книга Иудифи и «Иосиф и Асенет», созданные по следам этих исторических событий, представляют собой два параллельных и противоположных ответа на новую религиозную ситуацию, на вторжение эллинистической культуры в иудейский мир. Созданная в Иудее Книга Иудифи предвосхищает строгий иудаизм, а созданная в египетской диаспоре «Иосиф и Асенет» многими чертами предвосхищает христианство.
К лекции сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки, научно-исследовательского отдела редких книг РГБ и Центра восточной литературы РГБ подготовили мини-выставку книг из фондов библиотеки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 февраля
2017
|
|
От Гильгамеша и Хаммурапи к Библии и Корану: что изучает семитская филология
Лектор — Леонид Ефимович Коган, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой истории и филологии Древнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ. Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН.
Что объединяет «Эпос о Гильгамеше» и Ветхий Завет, законы Хаммурапи и Коран? Все они были написаны на семитских языках. Откуда произошли эти языки, как изучать их и очень разные тексты, которые были на них созданы, и можно ли объединить все это в рамках одной дисциплины?
К лекции сотрудники Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из фондов РГБ.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 февраля
2017
|
|
Было ли XVIII столетие веком Просвещения?
Лектор — Людмила Александровна Пименова, историк, автор работ по истории монархии и дворянства во Франции XVIII века, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ. Автор книг и научных работ по истории Франции конца XVIII века.
Словосочетание «век Просвещения» появилось уже в XVIII веке. Обычно названия эпохам дают историки много лет спустя — с Просвещением же получилось так, что люди XVIII века сами определили время, в которое они жили, как «век разума», или «просвещенный век». Но что они имели в виду? Насколько удачно и полно понятие «Просвещение» отражает то, что происходило в обществе и культуре того времени? Был ли XVIII век более «просвещенным», чем другие?
К лекции сотрудники отдела изоизданий и научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку редких книг из фондов библиотеки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 марта
2017
|
|
Зачем средневековой Европе понадобились университеты
Лектор — доктор исторических наук Павел Юрьевич Уваров, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий отделом западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, ответственный редактор журнала «Средние века».
Первые университеты никто не основывал. Они возникли сами собой на рубеже XII—XIII веков. Затем эту уже готовую форму заимствовали, открывая новые университеты, в разных европейских землях, а позднее — и в других регионах. За последние сто лет написано много книг о «миссии университета», о «духе университета», о «конце университета», о «перерождении университета». В спорах о роли и месте университетов в современном мире авторов становится всё больше, а согласия между ними — всё меньше. Но если признать средневековое происхождение университетов, то, может быть, стоит сперва разобраться, зачем они вообще возникли на средневековом Западе и каковы были их функции?
К лекции сотрудники отдела рукописей и научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку редких книг из фондов библиотеки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 марта
2017
|
|
Персидская поэзия как ключ к культуре Ирана
Лектор — кандидат филологических наук Наталья Юрьевна Чалисова, кандидат филологических наук, исследователь и переводчик персидской классической поэзии. Руководитель отдела научных исследований Института восточных культур и античности РГГУ, заместитель заведующего лабораторией востоковедения ШАГИ РАНХиГС.
Иран называют Страной поэзии. Это популярное определение из путеводителей верно отражает существо дела. Фирдоуси, Саади, Хафиз и другие избежали участи «старых мертвых поэтов», их читают по сей день. Персидская поэзия составляет предмет гордости иранцев: стихи классиков используют как решающие аргументы в самых разных сферах культуры — от бытового спора до политической дискуссии. Период расцвета персидской поэзии называют «шестью веками славы». Они начались в X веке, когда зазвучали стихи «Адама персидских поэтов» Рудаки, и завершились в XV веке, когда Джами подвел «предварительные итоги» классической традиции. Но и в дальнейшем поэзия сохранила свое ведущее место на карте иранского культурного ландшафта.
К лекции сотрудники Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку редких книг из своих фондов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 марта
2017
|
|
Как в XVI—XVIII веках Европа изобретала свой политический языкЛектор — Ольга Владимировна Дмитриева, доктор исторических наук, профессор исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.
Как Реформация и книгопечатание изменили государственную пропаганду? Почему европейские правители стали изображать себя в виде античных богов, римских императоров и библейских царей? И зачем им пришлось переизобрести символический язык, на котором они вели диалог со своими подданными?
К лекции сотрудники отдела изоизданий РГБ и научно-исследовательского отдела редких книг РГБ подготовили мини-выставку из своих фондов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 марта
2017
|
|
Жизнь Будды: легенда и текстыЛектор — Максим Альбертович Русанов, кандидат филологических наук, переводчик индийской и персидской литературы, заведующий кафедрой Южной и Центральной Азии Института восточных культур и античности РГГУ.
Существует множество книг, в которых изложена легенда о Гаутаме — царевиче, отказавшемся унаследовать трон и покинувшем дом в надежде отыскать способ избавления от страданий, на которое обречено каждое живое существо. Гуатама достиг просветления, произнес множество проповедей и основал общину учеников, которой суждено было расти и развиваться, превратившись в одну из мировых религий. Цель лекции: дать представление о тех подлинных текстах, в которых первоначально представлена эта легенда. Речь пойдет о жанрах буддийской литературы, содержащих рассказы о Будде и развитии, неотделимых от формирования и развития самого предания.
К лекции сотрудники Центра восточной литературы РГБ подготовили мини-выставку из своих фондов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 апреля
2017
|
|
Чем закончилась Французская революция и закончилась ли она?
Лектор — Дмитрий Юрьевич Бовыкин, кандидат исторических наук, специалист по Французской революции, доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ им. Ломоносова, заместитель главного редактора «Французского ежегодника».
«Есть у революции начало, нет у революции конца!» — поётся в известной песне. Во многом это действительно так. При всей её условности дату начала Французской революции знают многие — 14 июля 1789 года. А вот ответить на вопрос, когда закончилась революция и каковы её итоги, гораздо сложнее. Способствовала ли она развитию французской экономики и культуры, что изменила и насколько радикальными были эти изменения, как революция повлияла на Францию и на весь мир — обо этом историки спорят до сих пор.
К лекции сотрудники Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из своих фондов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 апреля
2017
|
|
Великое в малом. О формах японской культуры
Лектор — Елена Михайловна Дьяконова, японовед, переводчик, специалист по японской литературе и культуре, кандидат филологических наук, профессор кафедры истории и филологии Дальнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН.
Как увидеть великое в малом, как в короткое стихотворение в 31 слог или даже короче — в 17 слогов (а именно из таких кратких форм и состоит японская поэзия) вместить природу, людей, чувства, красоту, великие события, мелкие детали, жизнь и смерть, наконец? Жанры малых форм — пятистишие танка и более позднее трёхстишие хайку — существуют в письменном виде уже более 1700 лет, им много раз предрекали гибель, но они не увядают.
К лекции сотрудники Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из своих фондов. |
|
|