Запад: Нравились ли Аттиле римские бани? О Римской империи и варварских королях
Где: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал (3-й подъезд, 3-й этаж) Когда: 9 октября 2016 года Вход: обязательная регистрация на сайте «Арзамас» (закрыта)
В Римском дворике РГБ перед началом лекции, 09.10.2016. Фото: Наталья Юрьевна Самойленко
Идея проекта заключается в создании открытой площадки, на которой все желающие услышат лекции выдающихся исследователей гуманитарной сферы. По замыслу организаторов, лекции вместе не только создают некий цикл, но и самодостаточны каждая в отдельности. Тематически лекции разделены на два «факультета» — «Восток» и «Запад». Продлятся лекции до конца апреля 2017 года.
Открывая лекцию и представляя Российскую государственную библиотеку, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко обратила внимание собравшихся на небольшую выставку, подготовленную управлением специализированных отделов РГБ.
Выставка рассказывает о начале истории РГБ — Московском публичном и Румянцевском музее (1862—1924), размещавшемся в Доме Пашкова. В основу Румянцевского музея был положен перевезённый из Петербурга музей государственного канцлера, графа Николая Петровича Румянцева, созданный на основе его собраний книг, рукописей, монет и медалей, минералов, этнографических предметов, скульптур. В 1924 году указом Наркомпросса музей был расформирован. На фондах библиотеки и отделения рукописей была создана Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека), некнижные коллекции пополнили около 150 музеев и галерей на территории бывшего Советского Союза. На выставке в конференц-зале РГБ можно было увидеть фотографии и иллюстрации: редкие снимки библиотеки Румянцевского музея (1881), картинной галереи (1881), отдела обработки книги (1908), картин из собрания Козьмы Солдатёнкова (1908), проект зданий Императорского Московского публичного и Румянцевского музея, портрет Николая Васильевича Исакова (1821—1891) — основателя и первого директора Румянцевского музея, и многое другое.
«Вы можете получить читательский билет бесплатно и не только читать у нас книги, но и знакомиться с раритетами на выставках, которых вскоре, после открытия Ивановского зала, у нас будет ещё больше», — пригласила Наталья Юрьевна собравшихся в РГБ.
Первая лекция относилась к циклу «Запад»: «Нравились ли Аттиле римские бани? О Римской империи и варварских королях». Лектор — доктор исторических наук Михаил Бойцов.
Основные тезисы лекции:
Распространенные представления о том, что на Римскую империю внезапно обрушились орды дикарей, почему-то вырвавшиеся из густых германских лесов и решившие смести все на своем пути, глубоко ошибочны. Так называемую эпоху Великого переселения народов нужно представлять себе как долгий и очень сложный процесс взаимодействия разных сил, в результате которого римская культура и римская цивилизация хотя бы в какой-то мере сохранилась, а вот миры варваров-завоевателей исчезли практически без следа.
Привычное нам сочетание слов «Великое переселение народов» само способно ввести в заблуждение. Оно создает представление о каких-то вполне сложившихся «народах», которые в полном составе перемещаются из одной географической точки в другую, оставаясь и в дороге, и по новому адресу жительства все теми же самыми «народами». На самом же деле в то время самые различные человеческие сообщества постоянно сливались и расходились, меняя свои имена, языки и обычаи. Вряд ли хоть один из «переселявшихся народов» представлял сколько-нибудь целостный этнос. Новые этнические (и любые иные) группы как раз и складывались в ходе взаимодействия различных человеческих масс — порой только для того, чтобы тотчас же и распасться.
Варварские королевства были очень хрупкими политическими образованиями, раздиравшимися конфликтами в правящей верхушке — не случайно список королей, мирно закончивших свои дни, намного уступает списку королей свергнутых или погибших. Различия языковые, культурные и религиозные препятствовали сближению варварской знати с римской аристократией, а это делало власть германских королей и их соратников еще менее устойчивой. Вряд ли для нее стоит использовать выражение «варварские государства», поскольку слово «государство» предполагает относительно стабильную систему публичных институтов.
Мини-выставка из фондов РГБ, кратко знакомящая гостей с историей Румянцевского музея
Московский публичный и Румянцевский музей (1862—1924) — первый в Москве общедоступный государственный музей, организованный как музей универсальный, включающий собрания произведений искусства, исторические и этнографические артефакты, естественнонаучные коллекции. Расположился музей в Доме Пашкова. В основу Румянцевского музея был положен перевезённый из Петербурга музей государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцева, созданный на основе его собраний книг, рукописей, монет и медалей, минералов, этнографических предметов, скульптур.
В Московский публичный музей входили отделения: рукописей и славянских старопечатных книг; библиотеки; изящных искусств и классических древностей с картинной галереей; доисторических, христианских и русских древностей; этнографическое.
В год своего 50-летия (1912) музей получил статус императорского. К 1917 году по своему значению Московский публичный и Румянцевский музей занимал третье место в России после Императорского Эрмитажа и Русского музея. Библиотека и отделение рукописей уступали только Императорской публичной библиотеке.
В послереволюционные годы музей стал местом сохранения частных собраний и коллекций. Владельцы коллекций передавали их в музей, чтобы они не пропали в революционной смуте.
В 1924 году указом Наркомпросса музей был расформирован. На фондах библиотеки и отделения рукописей была создана Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина (ныне Российская государственная библиотека). Западноевропейская часть художественных собраний стала основой Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Русская часть пополнила фонды Третьяковской галереи. Этнографические коллекции и минералогическое и нумизматическое собрание отошли Музею этнографии и Московскому университету.
Иллюстрация из книги: Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве. 1862—1912. Исторический очерк.
Москва, 1912.
Библиотека государыни имеператрицы Александры Фёдоровны в Московском публичном и Румянцевском
музее. Фотография Т. А. Митрейтера, 1881.
Картинная галерея. Русская школа. Фотография Т. А. Митрейтера, 1881.
Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» в 1861 году была передана в дар императором
Александром II устраиваемому Московскому публичному и Румянцевскому музею. В 1932 году передана
в Третьяковскую галерею.
Проект зданий Императорского Московского публичного и Румянцевского музея.
Иллюстрация из книги: О постройках Московского публичного и Румянцевского музеев. Москва, 1912.
Картины русской школы из собрания Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Фотография, 1908.
Богатейшее художественное собрание Солдатенкова было завещано музею с условием, хранить как
целостную коллекцию. Из-за нехватки места первоначально было развешено в помещении библиотеки.
Русская часть коллекции сегодня находится в Государственной Третьяковской галерее. Небольшое
количество западноевропейских полотен пополнило фонды Государственного музея изобразительных
искусств им. А. С. Пушкина.
Библиотека императрицы Александры Фёдоровны. 1908.
Библиотека подарена её детьми в год открытия музея. Хранится в Российской государственной
библиотеке.
Отдел обработки книги. 1908.
В центре — Антон Иосифович Калишевский (1863—1925), библиограф, библиотековед. Возглавлял
кафедру библиотековедения в Московском университете. Член Общества любителей российской
словесности, Русского библиографического общества. В 1891—1908 — сотрудник библиотеки
Московского публичного и Румянцевского музея.