Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, РГБ
Время проведения: 28 февраля 2013 года
Видеозапись лекции-тренинга Кристи Кунтц «Маркетинг вашей библиотеки: клиентоориентированный подход»
Видеозапись круглого стола «Международные тренды библиотечного менеджмента в российском контексте»
В августе 2012 года делегация РГБ принимала участие в 78 Конгрессе Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), которая проходила в Хельсинки. Тогда член постоянного комитета секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу, заведующая отделом сводного планирования и отчетности РГБ Людмила Зайцева по возвращении с конгресса рассказала в интервью, что в Хельсинки было решено провести полугодовую рабочую встречу членов постоянного комитета секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу в конце февраля 2013 года в Москве. Были достигнуты договоренности о приезде в РГБ «гуру библиотечного маркетинга», одного из авторов руководства IFLA для публичных библиотек, профессора Государственного университета во Флориде (США) д-ра Кристи Кунтц (Christie Koontz). Кроме того, для участия в круглом столе в РГБ приехали члены постоянного комитета секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу из разных стран Европы и США. Таким образом, с 27 февраля по 2 марта 2013 года в РГБ прошла серия мероприятий, организованных руководством секций ИФЛА и РБА по менеджменту и маркетингу при поддержке Российской ассоциации электронных библиотек.
Началом встреч в РГБ стало финальное заседание XI Международного конкурса на получение премии ИФЛА в области маркетинга, которое состоялось при закрытых дверях 27 февраля. На конкурс 2013 года было подано 19 заявок из 12 стран мина, в том числе 3 заявки из Российской Федерации (в 2012 году было 39 заявок из 18 стран, в том числе 2 из РФ). Из 10 полуфиналистов были определены 3 финалиста, в том числе победитель. Официальный итоговый пресс-релиз появится в конце марта и будет опубликован на официальном сайте ИФЛА.
«Маркетинг — это не реклама»
Доктор Кристина Кунтц согласилась провести в Российской государственной библиотеке лекцию-тренинг «Маркетинг вашей библиотеки: клиентоориентированный подход». Кристи Кунтц — профессор, преподаватель Государственного университета штата Флориды, ученый-библиотековед с мировым именем, удостоена Почетной грамоты ИФЛА, Почетный член секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу, автор и соавтор множества публикаций по вопросам библиотечного маркетинга, является одним из составителей руководства ИФЛА для публичных библиотек, вышедшего на русском языке в 2011 году. В начале 2000-х годов руководила проектом по изучению моделей использования библиотек людьми разных рас, уровня образования и доходов. Общенациональное исследование охватило 3500 библиотек в неблагополучных районах и показало, как их жители используют библиотечные материалы и услуги. Этот тип пользователей библиотечных услуг редко бывает представлен в публичных отчетах, как и жизненно необходимые и многообразные информационные потребности людей, которые имеют мало свободного времени и не привыкли ходить в библиотеку и читать. В 2004 году результатом исследования Кристи Кунтц стало создание Географической базы данных американских публичных библиотек, которая включает в себя соответствующие данные переписи населения США и данные о пользовании библиотекой от 16 000 общин.
До начала работы в библиотечной сфере Кристи Кунтц занималась рекламой и, как она сама признается, имела достаточно слабое представление о маркетинге. «Со временем я поняла, что продвижение (promotion) и реклама — это только внешние проявления маркетинга, а сам маркетинг — это планомерная ежедневная работа», — рассказывает она. Чаще всего люди принимают за маркетинг именно рекламу. В своем выступлении д-р Кунтц предложила переосмыслить понятие маркетинга и отделить «подлинный» маркетинг от простого продвижения услуг. На базе этого переосмысления и строились ее предложения по развитию каналов коммуникаций с посетителями библиотек.
|
«Подлинный» маркетинг — это систематическое и планомерное изучение своих клиентов: кем они являются, как следует их обслуживать. «Маркетинг — это некая прививка здравого смысла, — поясняет д-р Кунтц. — Больше всего мне нравится определение Филиппа Котлера: "Маркетинг — это сопровождаемая соответствующей информацией и рекламой доставка подходящих по цене необходимых товаров и услуг нуждающимся в них людям в нужное время и нужное место. Это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена"». По мнению Кристи Кунтц, у библиотекарей много преимуществ по сравнению с участниками рынка из других сфер обслуживания населения: библиотекари владеют способами глубокого изучения внешней среды, поскольку в их обязанности входит сбор информации, подготовка справок, описаний и т. д. Таким образом, в характере их профессиональных обязанностей уже содержится залог успешного изучения потребностей своей аудитории.
Любопытно, что в своих исследованиях библиотечного маркетинга Кристи Кунтц предпочитает опираться не на библиотечную, а на бизнес-терминологию, заменяя понятия «читатель» и «пользователь» на «потребитель» и «клиент». «Клиент потенциально может стать читателем, это более позитивная формулировка, чем "не-пользователь"», — уверена ученый. Серьезное внимание в исследовании д-ра Кунтц уделяется понятию миссии каждой конкретной библиотеки. В ее понимании, миссия, цели и задачи — три разных категории, но именно с них начинается любая исследовательская и практическая работа. Миссия — это выражение философии и базовых ценностей библиотеки, цели — то, чего вы хотите добиться в общем, а задачи — чего хотите добиться в частности. Цели и задачи могут меняться каждый год, но формулировка миссии должна оставаться неизменной, по крайней мере в течение пяти лет. Ошибки в определении миссии могут стоит очень дорого. «Например, одна библиотека в США, с которой я работала, указала в своей миссии, что она является учебным и образовательным учреждением. И в результате такой формулировки фондодержатели совместили эту библиотеку со школьной, и она потеряла свое здание и часть материалов», — рассказывает д-р Кунтц.
Маркетинговая модель для библиотек от Кристи Кунтц состоит из четырех частей: исследования рынка, его сегментация, выработка комплекса маркетинга (или комплекса действий) и их оценка. В ходе выступления Кристи Кунтц предложила слушателям ряд практических заданий, которые помогли закрепить предложенные теоретические положения. Более подробно с выступлением можно ознакомиться из нашей видеозаписи и презентаций.
Жалеть себя или искать решения?
Президент РГБ Виктор Федоров и председатель ПК секции ИФЛА Перри Морри
|
После выступления д-ра Кунтц состоялся международный круглый стол «Мировые тренды библиотечного менеджмента в российском контексте». Семинар стал первым совместным проектом международного и одного из национальных профессиональных объединений библиотек. Его география была беспрецедентно широка: среди его участников были представители постоянного комитета 34 секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу - председатель секции Перри Мори (Perry Moree, Нидерланды), почетный член секции Кристина Кунтц (Christine Koontz, США), а также члены ПК Берге Хофсет (Børge Hofset, Норвегия), Хелла Клаузер (Hella Klauser, Германия), Надя Теммар (Nadia Temmar, Алжир), Пяйви Китуумааки (Päivi Kytömäki, Финляндия) и Людмила Зайцева (Россия). Среди участников, представлявших 32 секцию РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу — председатель секции, заместитель генерального директора РГБ Владимир Гнездилов, заместитель председателя, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, профессор Владимир Клюев, секретарь секции, начальник управления системой фондов РГБ Евгения Гусева. Российскую государственную библиотеку представляли президент РГБ Виктор Федоров, ученый секретарь РГБ, начальник управления научной и методической деятельности Елена Иванова, начальник отдела редакции сайтов РГБ Светлана Хвостова, заведующий центром дистанционного обслуживания и межбиблиотечного абонемента Алексей Павлов. Гости собрались, чтобы обсудить возможные вопросы взаимодействия и темы, волнующие библиотечное управленческое сообщество.
Президент РГБ Виктор Федоров в своем приветственном слове остановился на проблемах развития библиотек в России. «Сегодня развитие библиотечного дела в России характеризует всю ситуацию в мире — как с точки зрения распространения интернета (он есть далеко не везде), так и с точки зрения охраны авторских прав — наши законы так строги, что ставят библиотеки в тупик», — заявил президент РГБ. В России не редки мнения, что с развитием интернета потребность в библиотеках исчерпывается. Тем не менее при росте числа удаленных пользователей приток традиционных читателей в РГБ не падает. Хотя это соотношение, вероятно, будет меняться. «Мне кажется, что невозможно правильно обсудить вопросы маркетинга, не учитывая общей ситуации. Согласно указам правительства, наша деятельность сегодня из сферы культуры перешла в категорию предоставления услуг населению, причем в самой вульгарной экономической форме, — пожаловался президент РГБ. — Мы должны доказывать обществу необходимость своего существования в надежде на то, что общество продиктует государству необходимость нашего финансирования». Руководитель секции по менеджменту и маркетингу ИФЛА Перри Морри (Нидерланды) подхватил настрой президента РГБ: «В последние пять лет библиотечные бюджеты в Европе претерпели значительные сокращения. В этой ситуации можно выбрать два способа поведения: жалеть себя, как это делает большинство в Голландии, либо искать новые возможности развития, даже в условиях сокращения финансирования».
Председатель секции РБА, исполнительный директор РГБ Владимир Гнездилов и Пяйви Китуумааки (справа)
|
Председатель секции РБА по менеджменту и маркетингу, заместитель генерального директора РГБ Владимир Гнездилов, исходя из своего 14-летнего опыта работы в РГБ, заверил собравшихся, что все проблемы решаемы: «С 2000 года динамика привлечения нашей библиотекой внебюджетных средств выросла в сорок раз. Согласно новому закону, мы теперь можем сами распределять получаемые из федерального бюджета средства, что позволит нам прежде всего повысить невысокие зарплаты наших сотрудников. Мы составили план развития библиотеки до 2018 года. Три его главных задачи: повышение зарплат, строительство нового здания и решение проблем авторских прав на фоне необходимости распространения современного знания удаленным пользователям».
В РГБ немало размышляют не только о практических проблемах, но и о теоретической стороне их решения, пытаются объединить усилия библиотек всей страны, сообща выстраивая модели библиотечного будущего. Судя по докладу начальника управления системой фондов РГБ Евгении Гусевой, которая стала инициатором первого всероссийского конкурса библиотечных инноваций, у библиотекарей страны немало идей и энергии, позволяющей их реализовывать. «1 апреля мы огласим финалистов конкурса, а 16 апреля, в день празднования 150-летия РГБ, будут объявлены победители, — рассказала она. — Судя по количеству и качеству заявок, у нас есть реальная надежда, что библиотеки смогут стать локомотивом инновационной экономики».
Другие участники круглого стола развили заявленные темы, поделились с коллегами ключевыми показателями работы в РГБ и библиотеках страны, рассказали о проводимых в РГБ мероприятиях и конференциях, о внедрении в библиотечное обслуживание современных интернет-технологий, о подготовке библиотечных кадров.
Более полную картину происходящего можно получить из представленных презентаций и видеозаписи, размещенной на сайте Российской ассоциации электронных библиотек. Также предлагаем всем, кто посмотрел записи семинара и круглого стола, принять участие в нашем опросе.
Мнения:
|
|
Людмила Зайцева, член постоянного комитета секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу, заведующая отделом сводного планирования и отчетности РГБ:
Судя по данным статистики, международный семинар-тренинг и круглый стол привлекли внимание широкой российской аудитории. В семинаре локально приняли участие более 50 (51) человек из РГБ, библиотек Москвы и Московской области. Зафиксировано более 500 (529) удаленных подключений со всех уголков страны. Точное количество определить сложно, так как по имеющимся сообщениям в некоторых библиотеках были организованы коллективные просмотры. В круглом столе приняли участие более 40 (41) человек локально и более 250 (253) — удаленно. Зарубежные участники круглого стола дали ему высочайшую оценку: постановка вынесенного на обсуждение вопроса более чем актуальна, обозначенные проблемы злободневны, предложенные решения — это тот конструктивный путь, по которому сейчас движется управленческий мир библиотек. Нам удалось достичь поставленных целей и привлечь к обсуждению широкую аудиторию: около 100 (92) побывали на них в РГБ и около 800 (782) присоединились к ним удаленно во время интернет-трансляции. Таким образом, общее число участников двух совместных ИФЛА и РБА международных мероприятий в РГБ приблизилось к одной тысяче человек.
|
|
|
|
|
|
Мария Климова, Универсальная библиотека Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) им. Д. И. Блохинцева:
Семинар был очень полезен и любопытен, однако возникло ощущение, что классический маркетинг, работающий в США, не вполне применим в России. Составить валидное исследование — отдельная сложная задача. При этом, возможно, партизанский маркетинг, маркетинг в социальных сетях сейчас может быть более эффективен, чем та схема, которую предлагала д-р Кунтц. |
|
|
|
|
|
Ольга Борисова, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Орловского государственного института искусств и культуры (ОГИИК):
Кафедра библиотечно-информационной деятельности выражает благодарность организаторам за возможность послушать анализ проблем библиотечного маркетинга в изложении зарубежного специалиста. Это позволит актуализировать лекционные и семинарские материалы, расширит профессиональный кругозор преподавателей. Всецело поддерживаем вашу инициативу и ждем продолжения цикла лекций.
|
Презентации докладов: