|
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, РГБ, Голубой выставочный зал
Время проведения: 11—25 ноября 2014 года
Фоторепортаж с открытия выставки (Flickr)
Президент РГБ Виктор Васильевич Фёдоров и предводитель Московского дворянского собрания
Олег Вячеславович Щербачёв на открытии выставки. Голубой выставочный зал РГБ, 11.11.2014
В Голубом выставочном зале РГБ открыта выставка «Первая мировая война 1914—1918 годов в документах и материалах из фондов РГБ». Рукописи, книги, открытки, карты, приказы, законодательные акты, газеты, ноты — все это держали в руках свидетели войны, история которой все еще ждет новых пытливых исследователей. Бумажные документы дополняют подлинные артефакты с полей сражений.
Газеты, карты и первые публикации 1914 года возвещают начало войны: вот номер «Петербургской газеты» от 19 июня, на первой полосе — сообщение об убийстве наследного принца в Сараево. Журналисты спешат запечатлеть разворачивающиеся грандиозные события. «Эта война расколола мировую историю надвое. О ней наши дети прочтут тысячи книг, мемуаров, плохих и хороших романов. Теперь каждый день — исторический, и каждый человек — исторический. Поспешим же, пока эти великие дни еще наши, запечатлеть их в литературе, в искусстве: нам выпало на долю быть Несторами грандиознейшей в мире эпохи», — горит воодушевлением первый в 1914 году номер журнала «Отечество. Иллюстрированная летопись». И, конечно, манифест царя о поддержке Сербии: «Следуя историческим своим заветам, Россия, единая по вере и крови с славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно».
Но о войне, как выясняется, говорили еще до ее начала: в 1912 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Война! Европа в огне», своеобразное предсказание будущего катаклизма.
Ученый секретарь РГБ Елена Александровна Иванова, заведующая отделом организации выставочных
работ Татьяна Ивановна Новокрещёнова, заведующая сектором выставочной деятельности Лира
Васильевна Матрозова и ведущий научный сотрудник отдела выставочных работ Светлана Викторовна
Завадская. Голубой выставочный зал РГБ, 11.11.2014.
Рукописная часть выставки начинается с черновика обращения Ивана Бунина «От писателей, артистов и художников», опубликованного 28 сентября 1914 года в газете «Русский вестник» и осуждающего вандализм немецких войск. Здесь же автограф стихотворения Сергея Есенина «Удалец» на тетрадном листе в клеточку, карандашный набросок «Плясок смерти» Александра Блока, рукописи рассказов Бориса Зайцева и Ивана Шмелева. Писатели не могли не реагировать на происходящее — свои выраженные на бумаге переживания они старались конвертировать в помощь фронту.
На витринах в Голубом зале можно увидеть несколько альманахов и изданий, все сборы от которых шли раненым и пострадавшим от войны: литературно-художественный альманах «Война», сборник «В тылу», «Военные стихи», «Война и жизнь. Статьи, рассказы, стихи», «В помощь пленным русским воинам».
Такую же цель преследовали и нотные издания: «Песни о русской сестре милосердия 1914—1916, собранные Евгением Вильчинским» (1917), «Рвемся в бой. Казацкая песня», В. И. Сысоев «На Мазурских озерах в 1914. Вальс», «Новые песни мировой войны 1914 года», «Война с немцами за благо славян» (1914). Не отставали и художники, проводившие выставки и аукционы: вот изданный в Петрограде в 1915 году каталог выставки латышских художников в помощь беженцам, вот каталог выставки рисунков и этюдов Евгения Лансере и Мстислава Добужинского.
Старший научный сотрудник cектора учета и хранения фондов НИОР РГБ Анна Евгеньевна Родионова.
Голубой выставочный зал РГБ, 11.11.2014.
Среди письменных и изобразительных материалов особняком стоят почтовые открытки, которым на выставке посвящена отдельная витрина. Наряду с передовицами газет, открытки Первой мировой наглядно рассказывали о ситуации на фронте, знакомили с участниками войны. В эпоху, когда телефон был роскошью, а вести с фронта волновали всех, открытки преодолевали огромные расстояния и соединяли разорванные судьбы и семьи. Почтовые карточки оказывали огромную психологическую поддержку: дарили надежду, позволяли выстоять перед физической болью. Об этом говорят надписи на их обороте.
Патриотический подъем в обществе был необычайно велик, воинам стремились помогать все — от членов царствующей фамилии до детей. Последние не только старались порадовать воинов своими рисунками, сборник которых можно увидеть на выставке (Киев, 1915). «Военная хроника пестрит боевыми эпизодами и подвигами малолетних героев, нередко становящимися георгиевскими кавалерами в каких-нибудь 15—16 лет», — сообщается в журнале «Искры» рядом с галереей фотографий: 12-летний герой-разведчик Василий Наумов; доброволец Иосиф Гутман, 13 лет; 15-летний казак-доброволец Илья Казаков; доброволец Ефим Павлов, 14 лет. «Война, в которой, повинуясь исключительно внутреннему влечению, приняли такое широкое участие женщины и дети, не может быть названа иначе, как народною войною», — подытоживает сборник.
Геройский подвиг казака Кузьмы Крючкова / Издание А. В. Бельского. — Москва : Литография Иванова, [1914].
Электронный ресурс
Картины с фронта рисуют «Приказы войскам Северо-западного фронта» и распоряжения о снабжении войск, писарские копии русских и немецких листовок, а также немецкие печатные листовки на русском языке, которые призывали солдат «заключить почетный мир» и которые разбрасывались на русских позициях посредством специальных бомб. Интересны и многочисленны газеты и журналы, в том числе сатирические, издававшиеся в военное время: «За Россию!», «Наши герои», «Военный скоморох Коли трубача из города Стрекача» (сочинения Льва Галя — карикатуры, стихи и анекдоты на тему войны 1914 года)», «Илья Муромец». Журнал «Искры» раскрыт на заметке о подвиге летчика Петра Николаевича Нестерова, впервые в практике военной авиации применившего таран против австрийского военного аэроплана.
Попытки осмыслить произошедшее предлагают изданные в разные годы и в разных странах монографии, среди которых немало редких: вышедший в Нью-Йорке в 1953 году «Путь русского офицера» Антона Ивановича Деникина, книга генерала Алексея Алексеевича Брусилова «Мои воспоминания», «Кирасиры Его Величества в Великую войну» Георгия Гоштовта и многое другое.
Дополняют все это многообразие артефакты из частных коллекций и из собрания библиофила Александра Михайловича Макарова: военные жетоны с ленточками триколора, боевое оружие, головные уборы, военный бинокль, элементы обмундирования.
Переправа казаков // Великая война в образах и картинах / под ред. Ив. Лазаревского. Вып. 1. Москва: издание
Д. Я. Маковскаго, 1914. Шифры РГБ: V 70/21, W 59/2. Электронный ресурс
Материалы для выставки предоставили отдел хранения основных фондов, научно-исследовательский отдел рукописей, научно-исследовательский отдел редких книг, отдел картографических изданий, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел изоизданий, отдел русского зарубежья, отдел газет, справочно-библиографический отдел, отдел выставочной работы РГБ.
Фоторепортаж с открытия выставки (Flickr)
|
|