|
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, читальный зал отдела изоизданий РГБ
Время проведения: 8 июля — 27 сентября 2014 года
Фотогалерея на Flickr
Отдел изоизданий РГБ к столетию со дня начала Первой мировой войны подготовил выставку открыток. Карточки отражают политическую и бытовую стороны военного конфликта: по фотографическим и рисованным изображениям можно получить сведения о странах — участницах войны, познакомиться с текстом манифеста русского царя, почувствовать настроения русского общества, получить представление о развитии искусства графики и фотографии в начале ХХ века. Выставка открыта до 27 сентября.
20 июля 1914 года в ответ на объявление Германией войны России был подписан высочайший манифест о вступлении России в войну. Николай II объявил его с балкона Зимнего дворца перед тысячами людей, собравшимися на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В манифесте выражалось пожелание, чтобы «в этот год страшного испытания внутренние споры были забыты, чтобы союз царя и народа укреплялся». Текст манифеста, снимки июльских манифестаций и мобилизации, демонстрирующие патриотический подъем, появились на страницах газет и на открытках.
Одними из них были и фотографии известного петербургского фотографа начала ХХ века Карла Буллы, которые можно увидеть на нынешней выставке в РГБ. Вскоре к фотографическим открыткам добавились рисованные изображения, авторами которых стали лучшие художники того времени. Можно сказать, что открытки сопровождали военный конфликт на всем его протяжении.
В начале войны в нее включились восемь государств Европы: Германия и Австро-Венгрия против Великобритании, Франции, России, Бельгии, Сербии и Черногории. К концу войны в нее уже было вовлечено большинство стран мира: четыре государства участвовали на стороне австро-германского блока и 34 на стороне Антанты.
Иллюстрированные открытки и другие визуальные материалы, особенно в первый год войны, наглядно знакомили со странами-участниками, представляя личности царей и правителей, карты Европы, национальные флаги и гимны, виды обмундирования солдат. На открытках можно увидеть интересную изостатистику: численность населения и армий, объемы хлебных запасов. Например, на одной из карточек на выставке показано количество лошадей воюющих держав: больше всего со стороны России (33 млн голов).
В начале войны художественную интеллигенцию захлестнула волна патриотизма. В момент военной угрозы внести свою лепту в помощь раненому, убедить сражающихся в исторической неизбежности происходящего, вселить уверенность в победе — все эти задачи великолепно решались художественными средствами плаката.
Идея «русского национального» стала в плакате особенно актуальной и вдохновила многих известных живописцев и графиков. В их числе Абрам Архипов, братья Васнецовы, Сергей Виноградов, Константин Коровин, Леонид Пастернак, Игнатий Нивинский и другие. Многие из них работали безвозмездно. Одним из первых был создан плакат «На помощь жертвам войны» Леонида Пастернака, вызвавший даже личную реакцию царя. Этот плакат в виде открытки можно увидеть и на выставке в РГБ — изображения тогда тиражировались одновременно для плакатов и открыток.
Немало открыток было посвящено и работе благотворительных организаций, число которых в годы войны значительно увеличилось. Наряду с существовавшими Российским Красным Крестом и Российским обществом Зеленого Креста, возникло много новых, решавших локальные задачи. Например, Комитет по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну, Комитет «Книга — солдату», Московский комитет по снабжению табаком воинов передовых позиций.
Благотворительность стала задачей не только земств, специальных комитетов, общин, но и частных лиц. Трудно переоценить и вклад комитетов, действовавших под покровительством членов Императорского дома, среди которых были Императрица Александра Федоровна и дочери царя. Так, на одной из фотографических карточек запечатлен визит Императрицы и Великих княжон Ольги и Татьяны в Царскосельский дворцовый лазарет.
Наряду с реалистическими и сатирическими сюжетами в открытках особую нагрузку несли аллегорические и символические изображения. Особым содержанием наполнилась и вся государственная символика — двуглавый орел, трехцветный флаг, знаки императорской власти. Их с почтением и любовью изображали на открытках.
Кроме того, война всегда воспринималась народным сознанием как мистическое явление — не просто сражение двух враждующих государств, но борьба начал Добра и Зла. Исходя из такой трактовки, нередко возникал образ врага — жестокого изверга, уничтожающего на своем пути все живое. На борьбу с ним нередко вдохновляли образы русских богатырей и святых воинов — Дмитрия Донского, Георгия Победоносца, рисованные изображения которых множились на популярных открытках.
В сюжетах открыток Первой мировой войны значительное место отведено православной вере. В условиях жестоких страданий и разлуки миллионов семей вера в Бога укрепляла дух, помогала достойно пережить войну. Провожая на фронт родных, жены и матери давали воинам образки святых, благословляли, горячо молились о сохранении их жизней. Все это служило мотивами для открыток. «Господь не оставит дом доброго воина», — сообщает одна из карточек, изображающая горницу с молящейся солдатской матерью и входящего в окно ангела.
Высшие силы помогали как родным воинов, так и им самим на поле битвы. Так, на обороте другой открытки из фондов РГБ можно найти тому подтверждение. Здесь приводится сообщение из «Биржевых ведомостей» от 25 сентября 1914 года: «После нашего отступления наш офицер с целым полуэскадроном видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с удивленным лицом и говорит: "Ваше высокоблагородие, идите". Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на одной руке, а другой рукой указывающей на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся небесной Покровительнице. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло. После этого разыгралось большое сражение на западе под Августовым, ознаменовавшееся большой победой».
|
|