Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Голубой выставочный зал РГБ
Когда: 4—23 декабря 2015 года
В Голубом выставочном зале Российской государственной библиотеки открыта выставка «Книга всех времен», посвященная 400-летию со дня выхода в свет романа Сервантеса. Книга о Дон Кихоте стала известной при жизни автора, Сервантес увидел изданными обе части своего произведения. На выставке представлены более 300 изданий из фондов библиотеки, начиная с первого издания романа 1605 года до последних юбилейных публикаций. Выставка подготовлена сотрудниками отдела редких книг РГБ, отделов картографии, изоизданий, выставочной работы.
Директор Института Сервантеса г-н Абель Мурсия Сориано на открытии выставки в РГБ
На открытии выставки директор Института Сервантеса г-н Абель Мурсия Сориано отметил, что огромное число людей прекрасно знают и даже представляют, как выглядел Дон Кихот, хотя книгу никогда не читали. «Его литературное бытие стало мифом, который живет своей жизнью, — рассказал г-н Абель Мурсия Сориано. — Этот донкихотский миф не совпадает в разных странах: где-то его основной составляющей становится искренняя защита идеалов, в каких-то странах миф сосредоточен на том, до каких степеней абсурда может дойти безумие». Дон Кихот породил музыкальные произведения, художественные интерпретации, балет, кино и огромное количество новых литературных произведений.
Как рассказал директор Института Сервантеса, в этом юбилейном для «Дон Кихота» году в самой Испании вышла целая серия новых версий книги, начиная от укороченной и заканчивая переписанной, помогающей современным читателям понимать книгу так же, как ее понимали в XVII веке.
«Одна из трогательных черт „Дон Кихота“ — это его открытость к разным прочтениям, любой читатель может бесконечно находить в этой книге новые смыслы, — подчеркнул Абель Мурсия Сориано. — И если я и открыл какую-то страну, где донкихотская страсть была совершенно особая, то это Россия. Благодарю вас за то, что вы нашли время и место, чтобы поделиться нашим Дон Кихотом, который одновременно такой же ваш».
Принято считать, что Сервантес начал работать над романом «Дон Кихот» в 1603 году. Эта дата устанавливается на основании слов самого Сервантеса о том, что его роман родился «в темнице, местопребывании всякого рода помех, обиталище одних лишь унылых звуков». Писатель говорит о своем заключении в севильской тюрьме, куда в 1597 году он был посажен за финансовую недостачу. В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть «Дон Кихота». Первое издание романа находится в постоянной экспозиции Музея книги РГБ.
Вторая часть романа была написана Сервантесом на десять лет позже первой. Ее появлению мы обязаны литературным мошенникам: возникло немало желающих заработать славу на продолжении романа. Среди них больше всех преуспел некто Авельянеда, настоящая личность которого до сих пор не установлена и который издал «продолжение» романа Сервантеса в 1614 году. После этого Сервантесу пришлось срочно восстанавливать свое доброе имя и писать вторую часть, периодически совершая в ней выпады в адрес «лживого торседильясского писаки». В свет она вышла уже в 1615 году.
Между обеими частями стоят другие значимые произведения Сервантеса: «Назидательные новеллы» и «Восемь комедий и восемь интермедий», которые также представлены на выставке.
Среди экспонатов нынешней выставки в Голубом зале — испанские издания «Дон Кихота» (1617, 1655), издания на французском языке (1717, 1769), первый перевод романа на немецкий язык (1648), перевод Василия Андреевича Жуковского (1804) с французского (переводчик Флориан), первый перевод с испанского Константина Масальского (1838), многочисленные издания XVIII—XX веков, детские иллюстрированные издания, а также книги зарубежных и российских исследователей, посвященные творчеству Сервантеса.
Заместитель генерального директора РГБ по научно-издательской деятельности Александр Юрьевич
Самарин дарит г-ну Абелю Мурсии Сориано свою книгу «Типографщики и книгочеты: Очерки по истории
книги в России второй половины XVIII века»
На открытии выставки заместитель генерального директора РГБ по научно-издательской деятельности Александр Юрьевич Самарин рассказал, что ему удалось установить тираж первого русскоязычного издания «Дон Кихота», которое вышло в Типографии Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в 1769 года. Перевод на русский был сделан с французского языка, первый том вышел тиражом 830 экземпляров, а второй — 730 экземпляров.
Роман Сервантеса «Дон Кихот» всегда привлекал художников-иллюстраторов книг, начиная с середины XVII века и до наших дней. Самую большую известность заслуженно получили многочисленные иллюстрации Гюстава Доре. На выставке представлены книги с его рисунками, изданные в Париже в 1863 году, ряд изданий романа на русском языке середины XIX века. Экспонируется издание 1976 года с иллюстрациями русского советского художника-графика Саввы Бродского, за которые он получил звание академика Мадридской академии Сан-Фернандо, и многое другое.
Своеобразным пейзажем, на фоне которого разворачивается история о Дон Кихоте, может служить карта Испании 1706 года ручной раскраски, представленная для выставки отделом картографических изданий РГБ.
Это не первая выставка в РГБ о книге Сервантеса — в начале года в Музее книги РГБ рассказали об истории иллюстрирования романа.
Cervantes Saavedra, Miguel de. El Ingenioso hidalgo Don Quixote de la Mancha. Compuesta por Miguel de Cervantes
Saavedra. — Valencia : Pedro Patricio Mey, a costa de Jusepe Ferrer, 1605. Шестое издание из напечатанных
в 1605 году. Первое издание было осуществлено в Мадриде. Музей книги РГБ
Мигель Сервантес. Дон Кихот Ламанчский, рыцарь печального образа и рыцарь львов. — СПб., 1904
Экземпляр из библиотеки Александровского дворца Николая II за № 3357. Появился в библиотеке не ранее
9 августа 1904 года (дата Цензурного комитета в печать). Цесаревич Алексей родился 30 июля
(12 августа) 1904 года. «Дон Кихот» был поставлен на полку наследника в классную комнату за № 88, о чем
сделана на книге специальная наклейка.
Мигель Сервантес. Дон Кихот (немецкий язык). — Лейпциг, 1753.
Экземпляр из коллекции Николая Петровича Румянцева.
|