Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  Издания /  / /  Журнал «Библиотековедение» /  БВ № 2'2009  /  Романов П.С. Комплексный подход к измерению эффективности работы библиотеки (зарубежный опыт)

Комплексный подход к измерению эффективности работы библиотеки (зарубежный опыт)

Автор: Романов Петр Сергеевич, доцент Московского городского университета управления Правительства Москвы, кандидат педагогических наук.
E-mail: rom-peter@yandex.ru

Аннотация: В статье сделана попытка на основе зарубежного библиотековедения показать суть разнообразных подходов к измерению эффективности и качества библиотечной деятельности. Автор статьи провел библиометрический анализ массива англоязычных диссертаций по библиотековедению и информационным наукам за период с 1903 г. по 2004 г. в количестве более трех тысяч неопубликованных научных работ [1, 2,3], а также более 400 публикаций в журналах по библиотековедению и информационным наукам за последние пятнадцать лет.

Ключевые слова: зарубежное библиотековедение, оценка эффективности, инструменты измерения эффективности библиотечной работы, комплексный анализ.

Список использованной литературы
1. Романов П. С. Аналитическая характеристика документного потока англоязычных диссертаций в области библиотековедения (по материалам США и Канады): дис. … канд. пед. наук / П. С. Романов; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2006. — 220 с.
2. Он же. Аннотированный библиографический список англоязычных диссертаций по библиотековедению (1904—2004 гг.) / МГУКИ. Каф. библиотековедения; сост. и пер. П. С. Романов. — Прил. II к дис. … канд. пед. наук. — М., 2006. — 565 с.
То же в электронном виде: Аннотированный библиографический список англоязычных
диссертаций по библиотековедению (1903—2004 гг.) [Электрон. ресурс] / МГУКИ. Каф.
библиотековедения; сост. и пер. П. С. Романов. — М., 2006. — Электрон. текстовые дан. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (регистрационное свидетельство Федерального агентства по информационным технологиям НТЦ «Информрегистр» № 0320600386
от 24.03.2006).
3. Он же. Анализ англоязычных диссертаций по библиотековедению (на основе электронной базы диссертаций 1903—2004 гг.) / П. С. Романов // Библиотековедение. — 2006. — № 3. — С. 116–121.
4. Он же. Библиометрический анализ: достоинства и трудности внедрения // Мир библиографии. — 2008. — № 2. — С. 32–36.
5. Теория управления: учебник / под ред.: Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. — 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 608 с.
6. Audit Scotland. Background briefing: The Audit of Best Value: http://www.audit-scotland.gov.uk/accounts/pdfs/BestValuebriefingnote.pdf; 2004
7. Bertalanffy L. von. General System Theory: foundations, development, application. — NewYork: George Braziller, 1969. — 289 p.
8. Buckland M. Library services in theory and context. 2d edit / M. Buckland. — Berkley, 1999. — P. 110.
9. Coleman V. Toward a TQM Paradigm: Using SERVQUAL to Measure Library Service Quality» / v. Coleman, Y. D. Xiao, L. Bair, B. Chollett // College & Research Libraries. — 1997. — № 58. — May. — P. 237–251.
10. Cooper R. Measure costs right: Make the right decisions / R. Cooper, R. S. Kaplan // Harvard Business Review. — 1988. — № 66. — P. 96 — 103.
11. Decker R. Planning and evaluation of new academic library services by means of web-based Conjoint Analysis / R. Decker, A. Hermelbracht // The Journal of Academic Librarianship. — 2006. — November.
12. Ellis-Newman J. Activity-based costing in user’s services of an academic library // Library Trends. — 2003. — Winter. — Электрон. доступ: http://www.findarticles.com/
13. Griffiths J. R. User satisfaction as a measure of system performance / J. R. Griffiths, F. Johnson and R. J. Hartley // Journal of librarianship and information science. — 2007. — September. — № 39 (3). — P. 142 -152.
14. Hermelbracht A. The ProSeBiCA-project: application of the Conjoint Analysis as a marketing research tool for the development and control of future academic library services // Gupta D.K., Koontz C.A., Massisimo A. and Savard R. (Eds.). Marketing Library and Information Services: International Perspectives / A. Hermelbracht, E. Senst. — Munich: K. G. Saur, 2006. — P. 300 — 312.
15. Lancaster F. W. If you want to evaluate your library… / F. W. Lancaster. — London: Library Association Publishing Ltd, 1988. — 193 p.
16. Lawrence S. R. Life cycle costs of library collections: creation of effective performance and cost metrics for library resources / S. R. Lawrence, L. S. Connaway, K. N. Brigham // College and research libraries. — 2001. — November. — P. 541 — 553.
17. Leibfried K.H. J. Benchmarking — a tool for continuous improvement / K.N. J. Leibfried, C. J. McNair. — New York: Harper Business, 1992.
18. Leimkuhler F. F. Cost accounting and analysis for university libraries / F. F. Leimkuhler, M. D. Cooper // College and research libraries. — 1971. — № 6. — November. — P. 449 — 464.
19. Nitecki D. A. An assessment of the applicability of SERVQUAL dimensions as customer-based criteria for evaluating quality of services in an academic library / D. A. Nitecki. — PhD. — College Park, Univ. of Maryland, 1995. — 263 p.
20. Poll R. To get one’s money’s worth: library management with cost data / R. Poll // The Bottom Line: Managing Library Finances. — 2006. — Vol. 19. — № 1. — P. 7–15.
21. Powell R. R. Basic research methods for librarians. 4th ed. / R. R. Powell and L. S. Connaway. — Westport, CT: Libraries Unlimited, 2004. — 360 p.
22. Financial and cost management for libraries and information services. — 2nd edit. / S. A. Roberts. — London: Bowker-Saur, 1998. — 406 p.
23. Shim W. A novel approach to the evaluation of research libraries in U.S. — PhD / W. Shim; Graduate School. — New Brunswick Rutgers, The State Univ. of New Jersey, 1999. — 154 p.
24. Thompson B. Concurrent Validity of LibQual+TM Scores: What Do LibQual+TM Scores Measure? / B. Thompson, C. Cook and M. Kyrillidou // The Journal of Academic Librarianship. — 2005. — Vol. 31. — № 6. — P. 517–522.
25. Zeithaml V. Delivering Quality Service — Balancing Customer Perceptions and Expectations / v. Zeithaml, A. Parasuraman, L. Berry. — New York: The Free Press, 1990.

Описание на английском языке

Читать статью полностью…

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.