Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Лекции, встречи, концерты /  2016 год  /  Вечер разговоров и музыки «Воз­вра­ще­ние Сред­не­ве­ко­вья»

Вечер разговоров и музыки «Воз­вра­ще­ние Сред­не­ве­ко­вья»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Мраморная лестница
Когда: 24 марта 2016 года

Фоторепортаж на Flickr

24 мар­та 2016 года на Мра­мор­ной лест­ни­це Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки про­шел ор­га­ни­зо­ван­ный сов­мест­но с об­ра­зо­ва­тель­ным про­ек­том Arzamas ве­чер раз­го­во­ров и му­зы­ки «Воз­вра­ще­ние Сред­не­ве­ко­вья». Уче­ные-ме­ди­е­ви­сты об­су­ди­ли Сред­ние ве­ка, ан­самбль Alta Capella сыг­рал фран­цуз­скую и ан­глий­скую му­зы­ку XV ве­ка, а го­стям пред­ло­жи­ли пунш по сред­не­ве­ко­во­му ре­цеп­ту. Спе­ци­аль­но к ме­ро­при­я­тию Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка под­го­то­ви­ла экс­кур­сию-зна­ком­ство с ру­ко­пис­ны­ми за­пад­но­ев­ро­пей­ски­ми кни­га­ми, со­здан­ны­ми в XIII—XV веках. 



Выступление ансамбля ренессансных и барочных духовых инструментов Alta Capella в РГБ. Иван Великанов.
РГБ, 24.03.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ. Фоторепортаж целиком


По­лу­чив свою пор­цию сред­не­ве­ко­во­го пун­ша с ла­ван­дой, го­сти рас­по­ло­жи­лись на Мра­мор­ной лест­ни­це РГБ, ко­то­рая не впер­вые транс­фор­ми­ру­ет­ся в ки­но­зал или лек­то­рий. Ве­чер на­чал­ся со сред­не­ве­ко­вой му­зы­ки, ко­то­рую ис­пол­нил на аутен­тич­ных ду­хо­вых сред­не­ве­ко­вых ин­стру­мен­тах ан­самбль Alta Capella. Со­зда­тель и ху­до­же­ствен­ный ру­ко­во­ди­тель ан­сам­бля, ди­ри­жер Иван Ве­ли­ка­нов каж­дый му­зы­каль­ный но­мер со­про­вож­дал ком­мен­та­ри­ем — об услы­шан­ном фраг­мен­те, ин­стру­мен­тах, на ко­то­рых он ис­пол­нял­ся. Нео­фи­там на­вер­ня­ка бы­ло ин­те­рес­но услы­шать о во­про­сах му­зы­каль­но­го ав­тор­ства в Сред­ние ве­ка, об об­ста­нов­ке и кон­тек­сте, в ко­то­ром ис­пол­ня­лась му­зы­ка.

За на­уч­ную часть ве­че­ра от­ве­ча­ла Оль­га То­го­е­ва — ве­ду­щий на­уч­ный со­труд­ник Ин­сти­ту­та все­об­щей ис­то­рии РАН, док­тор ис­то­ри­че­ских на­ук, ис­то­рик-ме­ди­е­вист, спе­ци­а­лист по ис­то­рии сред­не­ве­ко­вой Фран­ции, ис­то­рии пра­ва и ис­то­рии по­все­днев­но­сти. Док­тор­скую дис­сер­та­цию она по­свя­ти­ла фор­ми­ро­ва­нию куль­та Жан­ны д’Арк. По мне­нию Оль­ги То­го­е­вой, Жан­на д’Арк — один из ин­те­рес­ней­ших пер­со­на­жей для по­ни­ма­ния ис­то­рии Сред­них ве­ков в це­лом.



Слева направо: историк-медиевист Михаил Майзульс, кинокритик Антон Долин, историк-медиевист Ольга
Тогоева. РГБ, 24.03.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ.
Фоторепортаж целиком


«Уже со­вре­мен­ни­ки пы­та­ют­ся осмыс­лить, кем яв­ля­ет­ся Жан­на д’Арк. Есте­ствен­но, что для сто­рон­ни­ков Кар­ла VII она — бо­же­ствен­ная по­слан­ни­ца, ис­тин­ный про­рок, чьи пред­ска­за­ния сбы­ва­ют­ся. Она ве­дет за со­бой вой­ско, и это вой­ско одер­жи­ва­ет од­ну по­бе­ду за дру­гой. Та­ким об­ра­зом, они ви­дят в ней во­пло­ще­ние бо­же­ствен­ной во­ли. Со­вер­шен­но дру­гое впе­чат­ле­ние Жан­на д’Арк про­из­во­дит на про­тив­ни­ков, ан­гли­чан, ко­то­рые по­сто­ян­но пи­шут о том, что она ведь­ма. О том, что ей нель­зя ве­рить, она об­ма­ном втер­лась в до­ве­рие к ко­ро­лю и его окру­же­нию, окол­до­ва­ла их, за­ста­ви­ла по­ве­рить ее сло­вам и ее уста­ми го­во­рит не Гос­подь, а сам дья­вол. Это про­ти­во­по­став­ле­ние двух об­ра­зов — ис­тин­ный про­рок или лож­ный, ведь­ма или, мо­жет быть, свя­тая — со­пут­ству­ет Жан­не д’Арк на про­тя­же­нии всей ее не­дол­гой по­ли­ти­че­ской ка­рье­ры», — рас­ска­зы­ва­ет Оль­га То­го­е­ва.

Зрителям был предложен к просмотру клип «Жан­на д’Арк в ис­то­рии ки­но», в котором Arzamas изу­чил, как ме­нял­ся об­раз Жан­ны д’Арк в филь­мах раз­ных лет, стран и ре­жис­се­ров. Оль­га То­го­е­ва проком­мен­тировала подборку: «Это крат­кая вер­сия жиз­ни Жан­ны д’Арк в ки­не­ма­то­гра­фе. Здесь, ко­неч­но, пред­став­ле­ны да­ле­ко не все филь­мы — и да­же не все са­мые хо­ро­шие. Но луч­ший фильм про Жан­ну д’Арк тут есть — это фильм Тео­до­ра Дрей­е­ра „Стра­сти Жан­ны д’Арк“ 1928 го­да. В глав­ной ро­ли — Ре­не Фаль­ко­нет­ти, и боль­ше она в ки­но ни­ко­гда не сни­ма­лась, по­то­му что по­сле съе­мок в филь­ме Дрей­е­ра за­ра­бо­та­ла нерв­ный срыв и бы­ла вы­нуж­де­на лечь в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу».




Вечер разговоров и музыки «Воз­вра­ще­ние Сред­не­ве­ко­вья». РГБ, Мраморная лестница, 24.03.2016.
Фото: Мария Колосова / РГБ.
Фоторепортаж целиком


Зна­ком­ство со Сред­ни­ми ве­ка­ми в «Ле­нин­ке» еще не за­кон­чи­лось, его мож­но про­дол­жить в на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ском от­де­ле ру­ко­пи­сей РГБ в До­ме Паш­ко­ва. Для всех лю­би­те­лей ис­то­рии спе­ци­аль­но к ме­ро­при­я­тию Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка ор­га­ни­зо­ва­ла экс­кур­сию-зна­ком­ство с ру­ко­пис­ны­ми за­пад­но­ев­ро­пей­ски­ми кни­га­ми. Хра­ни­те­ля­ми от­де­ла ру­ко­пи­сей ото­бра­ны кни­ги, со­здан­ные в XIII—XV веках.

Сре­ди них фран­цуз­ская кни­га Псал­ти­ри с се­мью стра­нич­ны­ми ми­ни­а­тю­ра­ми в крас­ках с зо­ло­том, трак­тат о Пер­вой Пу­ни­че­ской вой­не Лео­нар­до Бру­но Аре­ти­но (Па­риж, 1460), пер­га­мен­ный Ча­со­слов XIV ве­ка на ла­ти­нском языке и дру­гие. Все из­да­ния по­ра­жа­ют сво­ей кра­со­той, ма­стер­ством ху­дож­ни­ков-ми­ни­а­тю­ри­стов и пис­цов и поз­во­ля­ют со­вер­шить на­сто­я­щее пу­те­ше­ствие во вре­ме­ни.

Экс­кур­сии про­хо­дят до 1 ап­ре­ля 2016 года. За­пи­сать­ся мож­но по те­ле­фо­ну +7 (495) 609-95-90 или на сай­те экс­кур­си­он­но­го бю­ро РГБ, на стра­ни­це «Ев­ро­пей­ские ма­ну­скрип­ты».


Liber Horarum (Книга часов). Франция. Первая половина XV века

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.