Лектор — Нина Владимировна Брагинская, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований РГГУ, профессор Института восточных культур и античности РГГУ, переводчик и комментатор греческих и латинских авторов.
В 160-х годах до н. э. Антиох IV Эпифан, владыка огромного царства Селевкидов, обратил против подданных небольшой части своей империи — Иудеи — религиозные гонения. Эти события слабо отражены у античных писателей как дела сугубо местного значения, не оказавшие серьёзного влияния на основные государства и культуры эллинистического мира. Однако последствия этих событий вскоре затронули все Средиземноморье и остаются важными сторонами современной жизни. Гонения Антиоха Эпифана породили в иудейской среде новые разнонаправленные религиозные течения, в том числе и «раскольнические» толки, а через пару веков они оформились как иудаизм и христианство. Две литературные повести, Книга Иудифи и «Иосиф и Асенет», созданные по следам этих исторических событий, представляют собой два параллельных и противоположных ответа на новую религиозную ситуацию, на вторжение эллинистической культуры в иудейский мир. Созданная в Иудее Книга Иудифи предвосхищает строгий иудаизм, а созданная в египетской диаспоре «Иосиф и Асенет» многими чертами предвосхищает христианство.
Основные тезисы лекции:
Причины событий, которые называют Маккавейским восстанием (по имени главного героя Иуды Маккавея), остаются для нас таинственными до сего дня. Источники, их описывающие, немногочисленны и расходятся не только в оценке случившегося, но и в изложении и даже в действующих лицах. Мы знаем об этих событиях главным образом из Первой и Второй книг Маккавеев (вторая половина II века до н. э. и начало I века до н. э.) и из творений иудео-эллинистического писателя I века н. э. Иосифа Флавия.
Для автора Первой книги Маккавеев существует зло само по себе — это царь Антиох, который грабит Иерусалимский храм, оскверняет святыни, преследует верных Богу. И есть отступники из народа Израиля, которые хотят отказаться от отеческой веры и заключить союз с язычниками. Против них поднимают народ священник Мататия и его сыновья во главе с Иудой Маккавеем. Автор Второй книги Маккавеев видит источник бед, постигших Иерусалим, в грехах самого народа, разделенного внутри себя на сторонников эллинской культуры и отеческого благочестия. Антиох и его чиновники оказываются только орудиями божественной кары, а победу оружию Маккавеев обеспечивает жертва мучеников — семи безымянных братьев, их матери и старика Элеазара, — которая смягчила божественный гнев.
Иосиф Флавий, рассуждая о событиях более чем двухсотлетней давности, обращает внимание на те обстоятельства, которые авторы Первой и Второй книг вообще не принимают во внимание: это существование у евреев соперничавших проегипетской и просирийской партий и попытки знатных родов иметь в борьбе с соперниками могучих покровителей — Птолемеев или Селевкидов. Загадкой является и сам факт религиозных гонений, нисколько не характерный для язычников-эллинов. Завоеватели могли уродовать статуи чужих богов, чтобы лишить самих богов возможности видеть происходящее и вмешиваться на стороне своих почитателей, а могли перенимать культы завоеванных народов или переманивать к себе богов-покровителей осаждаемого города. Но они никогда не навязывали никому религиозных учений и не вмешивались в традиционное богопочитание. Селевкиды до Антиоха Эпифана отправляли Иерусалимскому храму богатые дары. Так что Антиоховы гонения беспрецедентны. Удивительно и то, как могло крестьянское ополчение одержать победу над регулярными войсками, над громадной обученной македонской армией с профессиональными полководцами во главе. Евреи под предводительством сына священника Мататии Иуды Маккавея отвоевали оскверненный и превращенный в языческое святилище Иерусалимский храм, очистили его и восстановили богослужение. Этот день отмечается доныне в праздновании Хануки (Освящения). Религиозные гонения были прекращены преемником Антиоха Эпифана, но продолжилась борьба соратников Иуды за политическую независимость, которая привела в 142 году к созданию независимой Иудеи. В религиозной жизни этого периода много белых пятен. Семь лет в Иерусалиме не было первосвященника, законный наследник этой должности (Ония IV) бежал в Египет и во исполнение пророчества Исайи создал там другой храм, что тоже было вызовом традиции: уже много столетий считалось, что у Бога Израиля только один дом — в Иерусалиме.
Эти события, гонения, восстание, перемены в столице, бессилие столичного жречества, появление новых людей и новых центров силы вздыбили, перемешали, перевернули Иудею. Когда удалось отстоять жизнь в согласии с Законом (Торой), оказалось, что понимают это согласие по-разному. Одни от преследований бежали в пустыню, где создавали отшельнические общины, враждебные иерусалимскому жречеству, другие — в Египет под покровительство Птолемея VI, получившего прозвище Филосемит, третьи в Иерусалиме формировали новые ритуалы, такие как, например, Ханука, и создавали в отсутствие законного первосвященника священническую царскую династию. Мы знаем названия некоторых оформившихся впоследствии течений — саддукеи, фарисеи, эссеи; Иосиф Флавий называет их понятным для внешнего мира способом — «философскими школами».
Мы можем попытаться обнаружить духовное содержание такого рода течений по сочинениям эллинистических иудеев. Возьмем для примера две литературные повести, созданные по следам описанных событий. Одна написана в Иудее (Книга Иудифи), другая — в египетской диаспоре («Иосиф и Асенет»), обе будут рассмотрены в их параллельной и противопоставленной образности как выразители двух таких течений. В образной форме Иудифь дает модель поведения перед лицом превосходящей силы: при неукоснительном исполнении всех заповедей и полном доверии Богу возможно чудо; в этом произведении предвосхищены многие аспекты того иудаизма, который возникнет после разрушения храма в 70 году н. э. и приобретет окончательную форму после составления к концу V века Талмуда (раввинистический иудаизм). К иерусалимскому священству отношение здесь сдержанное, а Иудифь выступает женским аналогом Иуды Маккавея. В «Иосифе и Асенет» весь языческий мир приглашается обратиться к Богу и присоединиться к народу Израиля: путь спасения указывает обращение египтянки и языческой жрицы, прекрасной Асенет, которую небесный Человек посвящает в мистерии Всевышнего. Представление о жертве, обращении, спасении, эсхатологии, целый ряд выражений, словно взятых из Нового Завета, составили этому апокрифу репутацию христианского сочинения.
Эти две повести могли быть созданы вскоре после восстания. Не исторически, но символически они показывают те смысловые линии, которые восходят к Маккавейскому кризису и ведут к иудаизму, сложившемуся после разрушения Храма, и христианству, вышедшему за пределы Иудеи.
К лекции «Первые религиозные гонения в истории: встреча иудейства и эллинства» сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки, научно-исследовательского отдела редких книг РГБ и Центра восточной литературы РГБ подготовили мини-выставку книг из фондов библиотеки.
Библия. Франция, XIII в. Пергамен. Латинский яз. Отдел рукописей РГБ
В христианской традиции образ Иудифи трактуется как ветхозаветный прообраз Марии, побеждающей зло. Её изображения часто встречаются на страницах западноевропейских средневековых рукописных книг. В Библии XIII века из собрания отдела рукописей РГБ (Ф. 183 № 960) начало Книги Иудифи обозначено инициалом «А», в котором представлена сцена обезглавливания Олоферна (л. 182).
Biblia Hebraica, ... Leyden: ex officina Plantiniana Raphelengii, 1610–1615, 6 vv. V. 5: Bibliorum pars Graeca.... 1612. Библия с полным параллельным латинским переводом Ксантиса Панини и Ария Монтана, с греческим текстом Нового Завета... Лейден, тип. Плантен-Рафеленг, 1610–1615 г., в 6 тт. Т. 5: Греческие Писания: Апокрифы. 1612.
Центр восточной литературы РГБ, шифр хранения: Гинц 1/1599
Издана в типографии Франциска Рафеленга, породнившегося с представителями знаменитой династии издателей Плантенов-Моретусов. Помимо типографского дела Рафеленг занимался ориенталистикой и был профессором древнееврейского языка и литературы в Лейденском университете.
Экземпляр из библиотеки барона Гинцбурга.
Книга Юдифи (Иудифи) — одна из второканонических книг, или Апокрифов. Так называют книги, исторически относившиеся к Танаху (еврейской Библии), однако не вошедшие в его окончательный состав, закрепленный в конце I века н. э. на заседании Синедриона в Явне. В III—II веках до н. э. они вместе с другими книгами Танаха были переведены на древнегреческий в составе Септуагинты, оригиналы же их не сохранились.
Filips von Zesen. Assenat; das ist Derselben, und des Josefs Heilige Stahts-Lieb-und Lebens-geschicht... Nürnberg: zu finden bey Johann Hoffmann, 1672.
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Цезен Филипп фон (1619—1689) — немецкий филолог, поэт и романист, основатель общества Deutschgesinnte Genossenschaft (Немецко-мыслящее собрание), в котором ставилась цель очистить немецкий язык от иноязычных заимствований. Автор ряда романов на библейские темы.
История жизни святого Иосифа и его возлюбленной, украшенная более чем тридцатью прекрасными гравюрами на меди. Издана в 1672 году в Нюрнберге Иоганом Хофманом по первому изданию в Амстердаме. Иллюстрации принадлежат Корнелиусу Николаусу Шуртцу (Cornelius Nicolaus Schurtz, XVII в.) — нюрнбергскому художнику и издателю, Иоганну Франку (Johann Franck, 1618–1677) — немецкому художнику и гимнографу, работавшему в Бранденбурге, а также Зигмунду Габриэлю Хипшману (Sigmund Gabriel Hipschmann, 1639 — после 1690) — нюрнбергскому художнику и гравёру.