Где: Москва, ул. Моховая, 6, Центр восточной литературы Российской государственной библиотеки
Когда: 19 октября 2015 года, 16:00
Вход свободный
Центр восточной литературы РГБ приглашает на публичные лекции из цикла «Знакомимся с Кореей», организованного ЦВЛ РГБ и московским отделением Корейского фонда международных обменов (Korea Foundation, Республика Корея). 19 октября 2015 года в рамках этого цикла состоятся две лекции: «Образы и чувства корейцев сквозь призму веков в живописи» и «Быт и прикладное искусство Кореи».
ЛЕКЦИЯ «ОБРАЗЫ И ЧУВСТВА КОРЕЙЦЕВ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВЕКОВ В ЖИВОПИСИ»
Лектор: Хон Сон-пхё, почетный профессор истории искусства Высшей школы искусствоведения Женского университета Ихва, директор Корейского института изобразительного искусства, автор 50 книг и 300 статей по истории корейской живописи
Корейское искусство насчитывает более чем 5000-летнюю историю и наряду с общими для Восточной Азии характеристиками имеет некоторые особенности, отличающие его от китайского или японского искусства. На Корейском полуострове начало изображения зрительных образов корейцев на плоских поверхностях, так же как и в истории мирового искусства, относится к эпохе неолита. Древние корейцы через петроглифы, которые создавались примерно с третьего тысячелетия до нашей эры, начали примитивными способами изображать различных животных и иногда сцены охоты. В эпоху бронзы формируются протогосударственные объединения племен, и на предметах культа появляются «земледельческие» рисунки.
Но примерно с 50 года до н. э., времени образования ранних государственных объединений, таких как Когурё, Пэкче и Силла, корейская живопись активно развивается и обретает собственный стиль. Лучшими образцами живописи того времени являются фрески в гробницах Когурё. В частности, в период между IV и VII веком было создано наибольшее количество настенных росписей в гробницах в Восточной Азии, на которых реалистично изображены фигуры людей и бытовые сцены.
В эпоху Корё через буддийскую живопись, а в период Чосон через портретную живопись и пейзажи более конкретно передаются образы и отображается окружающая действительность того времени. С конца XIX века корейские художники знакомятся и осваивают новые приемы живописи современного западного искусства и создают изображения в различных формах традиционной живописи тушью с водяными красками и западной масляной живописи.
ЛЕКЦИЯ «БЫТ И ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КОРЕЙЦЕВ»
Лектор: Чхве Кон-хо, профессор Корейского университета традиционной культуры, президент Корейского общества истории искусства
Для понимания особенностей традиционной культуры Кореи более подходящими объектами являются не знаменитые произведения искусства, а обычаи, обряды, предметы, связанные с характером питания, типом одежды и жилища. Потому что изделия ремесел и народных промыслов были необходимыми предметами, которые люди изготавливали, покупали и использовали в повседневной жизни. А изучение таких изделий позволяет нам определить характеристики традиционной культуры того или иного времени, и что также важно — понять специфику и общие черты культуры Кореи и соседних стран.
Считается, что элементы, составляющие отличительные особенности изделий народных ремесел, прямо или косвенно воздействовали на окружающую среду, традиции и характер, верования и мышление народа. Так, например, корейцы, которые изобрели уникальную систему отопления ондоль, изготавливали ремесленные изделия низкими и небольшими согласно с их образом жизни — сидеть и спать на теплом полу.
Для формы ремесленных изделий большое значение имели материалы, полученные из земли. Ремесла можно назвать соединением материалов и технологий. Ремесла — это технология обработки материалов. Так что не удивительно, что традиционные лучшие изделия связаны с местом производства хороших материалов.
Естественным является и то, что в каждом районе развивалось свое ремесло. Не являются исключениями уникальные формы и виды керамики, которая развивалась в ранние времена, или история изготовления лаковых изделий. В отличие от соседних стран в Корее лаковые изделия в основном изготавливали с украшениями в виде перламутровых инкрустаций.
|