Место проведения: Москва, Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, читательская зона основного здания (подъезд № 1) и конференц-зал (подъезд № 3)
Время проведения: 21 декабря 2013 года (19:00—22:00), 22 декабря 2013 года (12:00—21:00)
Зимняя лаборатория РГБ «Собрание сочинений» прошла при поддержке Генерального партнера ОАО «АК "Транснефть"»
Анонс мероприятия
Программа мероприятия
Фоторепортаж с мероприятия (Flickr)
В течение двух выходных в РГБ проходила первая Зимняя лаборатория «Собрание сочинений» — новый экспериментальный семейный фестиваль, который объединил в стенах библиотеки книжную культуру с дизайном, музыкой, танцем, современным искусством и даже кулинарией. Художники, музыканты, танцевальные коллективы, поэты, лекторы — это далеко не полный перечень тех, кто создавал фестиваль. Его участником мог стать любой, кто проходил по Воздвиженке 21 и 22 декабря.
Подготовка к фестивалю началась еще в будни: читатели РГБ могли видеть, как в привычный уклад библиотечной жизни в буквальном смысле вносится новое: по библиотеке раcпределяли живые елки, во втором читальном зале разместили таинственную аппаратуру, возле бюста графа Румянцева сооружали библиоелку из книг, на мраморной лестнице устанавливали зеркальный шкаф. В субботу вечером, после ухода последнего читателя, библиотека открылась для всех, у кого не было читательских билетов. Гостей встречали красочные фигуры, словно сошедшие со страниц старинных книг из фондов РГБ: герои греческих трагедий и арабских сказок, персонажи западноевропейских романов эпохи Просвещения и средневековых естественнонаучных трактатов. Фигуры были прикреплены к колоннам главного здания, создавая атмосферу сказочного леса. Фестиваль включал и эту идею — библиотеки как леса чудес, открытия в котором можно делать бесконечно. Художники, композиторы, дизайнеры, теоретики танца создали на основе своих экскурсов в недра коллекций РГБ оригинальное «собрание сочинений».
В первый день было много музыки. Она встречала гостей прямо на мраморной лестнице: среди каталожных ящиков расположились музыканты — стипендиаты Фонда «Возвращение», которые играли короткие музыкальные произведения, перекликаясь друг с другом. Бах, Телеманн, Паганини, Изаи, Пиатти, Бриттен, Пендерецкий, Соллима — изящные музыкальные фрагменты этих композиторов легко разносились под многометровыми потолками главного здания. В третьем подъезде шел музыкальный марафон: эстафету барочного квинтета Sui Generis подхватил фольклорный ансамбль академического музыкального колледжа при Московской консерватории «Подсеваха», исполнивший донские песни 1812 года, песни Русского Севера, белгородские запевы и частушки. Музыкальной кульминацией вечера стала премьера нового сочинения молодого композитора Александра Маноцкова «Вавилонская библиотека, том n+1» — действа для голоса, двух гобоев, фагота, контрабаса и клавесина. Пожалуй, это стало одним из самых необычных подарков за всю историю существования библиотеки — сочинение было специально написано для РГБ по мотивам одноименного рассказа Борхеса. Исполняемая всеми музыкантами музыка имела и словесный комментарий — например, ансамбль «Подсеваха» предварял все свои выступления интересными рассказами о фольклорных экспедициях по России и историями поисков той или иной песни.
|
Второй день фестиваля начался в полдень баснями Ивана Крылова под аккомпанемент ансамбля медных духовых инструментов «Music Брасс» — это был один из пунктов большой детской программы, которая включала и музыку, и творческие мастерские, и сеансы устного рассказа от Центра имени Вс. Мейерхольда. Один из мастер-классов провел Детский центр автомобильного дизайна при Политехническом музее, в котором учат азам автомобильного дизайна и моделирования. Посетители библиотеки наблюдали непривычную картину: с десяток детей, усыпавших все вокруг горами бумажных обрезков.
Таких необычных для библиотечных стен картин можно было наблюдать в эти два дня немало. Чего стоили одни инсталляции, например, депривационная ванна с мешками воды от флоат-центра «Эмбрио», погрузившись в которую в полной темноте, можно было послушать в наушниках какую-нибудь аудиокнигу. Или виртуальные коллекции от студии Digital October, управлять которыми можно взглядом. Или ренессансный танец, обучиться которому под аккомпанемент живой музыки приглашали прямо в Розовом зале. Накануне там же, в Розовом зале, гости уплетали заливное из белых грибов и осетрины, щуку и винегрет — так закончился рассказ историков кухни Павла и Ольги Сюткиных о русской кухне. Павел показал гостям книжные кулинарные раритеты и рассказал про рождение отечественной письменной кулинарной традиции, а Ольга поведала о рождественских обычаях. Не обошлось и без вполне традиционных развлечений: на экскурсиях в книжном хранилище побывало 760 человек.
Завершающими этапами творческого эксперимента в РГБ стали лекторий со «звездными» рассказчиками Олегом Лекмановым, Михаилом Фихтенгольцем и Борисом Куприяновым, и музыкальная и поэтическая программа, в которой чтение стихов завершилось концертом Инны Желанной. Всего фестиваль посетило около четырех тысяч человек. Будет ли их больше на второй Зимней лаборатории — покажет время. Но уже сегодня очевидно, что в старинные стены РГБ органично вписываются и толпы детей, и танцевальные экзерсисы, и современные выставки.