Время встречи: 29 ноября 2012 года
Место проведения: Москва, РГБ, зал заседаний
Российскую государственную библиотеку посетил Джейми Ла Ру (Jamie La Rue), глава библиотечной сети округа Дуглас в американском штате Колорадо. За 16 лет ему удалось сделать худшую в штате библиотеку лучшей в стране. «Залог выживания библиотек — в их популярности», — убежден г-н Ла Ру. Ее секреты в расширении их функций, привлечении читателей, которые потенциально могут быть заинтересованы в книгах, оптимизации фондов и воспитании привычки к чтению с детских лет.
|
Библиотечная сеть, возглавляемая Джейми Ла Ру, включает 7 библиотек и около 300 тысяч читателей. В течение года здесь выдают 8 303 267 книг, каждая треть которых приходится на детские и взрослые издания, а также фильмы и музыкальные издания. При этом годовое количество посещений сайта библиотечной сети (2 133 026 визитов) практически равно числу «физических» посетителей читальных залов (2 130 421). Джейми Ла Ру начал работу в 1990 году. «Моя библиотека была худшей в штате, — рассказал он. — В 2006 году мы стали лучшими в стране. На это у нас ушло шестнадцать лет». По мнению г-на Ла Ру, американским библиотекам сегодня, чтобы добиться аналогичного успеха, необходимо учитывать пять основных тенденций развития библиотечного дела.
1. Работа с детьми
В библиотеках округа Дуглас три часа ежедневно отводится «рассказыванию историй» — трем группам детей (от 0 до 2 лет, от 2 до 3 и от 3 до 5) библиотекари пересказывают сказки, поучительные сюжеты из популярных книг. Результатом этих чтений стало то, что треть всех книг в библиотеке берется для детей до пяти лет. Для подростков существует специальная программа «летнего чтения»: на лето дается список из 100 книг, за каждые пять прочитанных книг полагается поощрительный приз. В результате подростки округа намного больше стали ходить в муниципальные библиотеки, чем в школьные. «Привычку к чтению нужно воспитывать, — уверен Джейми Ла Ру. — Согласно последним американским исследованиям, качество этой привычки не только обеспечит в будущем приток посетителей в библиотеки, но и повлияет на уровень и продолжительность жизни самих читателей. Это очень важно для нашей нации». Согласно данным того же исследования, оптимальное количество книг в домашней библиотеке должно быть равно 500 экземплярам.
2. Электронные книги
По словам г-на Ла Ру, начиная с 2010 года, в США стали особенно активно распространяться электронные книги, и сегодня через сайт Amazon.com на каждые 100 проданных бумажных книг приходится 115 электронных. Сегодня в США 22 % всех издаваемых издательствами-монополистами книг — именно электронные. С учетом того, что объем книг, издаваемых небольшими независимыми издательствами и самиздатом, уже равен тиражам крупных издательств и что некоторые книги уже издаются только в электронном виде, можно прогнозировать в ближайшее время стремительное увеличение рынка именно электронных книг. По мнению Джейми Ла Ру, уже через шесть лет около 60 % фондов библиотек будут в электронном виде. Этому способствует и тенденция в распределении авторских отчислений: за каждую проданную бумажную книгу автор в США получает 10 % отчислений, а за каждую электронную — 70 % (с учетом того, что в среднем бумажная книга дороже электронной в 3–4 раза). «Задача библиотек — собирать, хранить и распространять книги, — отметил г-н Ла Ру. — Поэтому само собой разумеется, что мы должны обеспечить к ним доступ, в каком бы виде они ни издавались — в бумажном или электронном». В 2009 году в американских библиотеках еще не было электронных книг, которые читатели могли бы загружать на свои устройства, бумажная книга обходилась библиотекам в $ 12, электронная — в $ 80. К тому же не было единой системы поиска по бумажным и электронным документам. Библиотечная сеть в Дугласе стала первой в мире, которая смогла решить эту проблему, разработав специальный сервер за 18 месяцев и $ 100 тысяч. Теперь в библиотеках округа можно вести поиск одновременно по всем видам изданий, а скачанная на ридер, сотовый телефон или iPad книга исчезает через определенное время. Кроме того, если книга уже заказана, ее можно зарезервировать онлайн или купить, причем часть суммы от продажи получает библиотека. «Мы предлагаем авторам размещать у нас свои книги: если на издание образуется очередь из четырех человек, то мы покупаем еще одну копию, продавая которую, мы выплачиваем авторам 90 % от продажи», — рассказал Джейми Ла Ру. Таким образом, электронные книги позволяют библиотекам выступать в роли издателей и продавцов.
3. Справочное бюро
«Роль библиотек изменилась — мы не просто даем справочную информацию о книгах, но проводим исследования по любым интересующим читателей вопросам», — считает г-н Ла Ру. Привычную функцию библиотек предоставлять источники нужно расширить — сегодня читатели хотят, чтобы им давали более глубокие и обширные справки. Если раньше человек приходил в библиотеку и сам занимался исследованиями, а библиотекарь ему только немного помогал, то теперь библиотекарь берет на себя значительную часть исследовательской работы, в том числе проводит поиск ответов на вопросы по заданной теме вне здания библиотеки: собирает интервью, проводит социологические опросы, участвует в форумах и семинарах.
4. Дискуссионный клуб
Современные публичные библиотеки становятся центрами общественной жизни, где удобно проводить исследования в одиночку или заниматься в группах — проводить семинары, форумы, конференции. Американские библиотеки стали более шумным местом. «Наши старые посетители стали жаловаться на это обстоятельство, но оно свидетельствует об очень важном изменении, — говорит Джейми Ла Ру. — Раньше библиотеки напоминали склады. Теперь книг меньше, но коэффициент их использования повысился. Наша задача не просто хранить книги, а сделать так, чтобы они пришли в дома людей». В библиотеках округа Дуглас 5 лет назад использовалось 25 % книжных фондов, сегодня — более 50 %. Например, если книга не заказывается 7 раз на протяжении года, то здесь от нее избавляются — реализуют на распродаже ($ 1—2 за экземпляр).
5. Интернет-кафе
Библиотеки становятся своего рода мостом между людьми и всеми видами современных технологий. Сегодня в США 97 % публичных библиотек имеют доступ в интернет, для читателей он бесплатный. Несмотря на то, что большинство пользователей использует интернет вовсе не для поиска книг, а для того, чтобы посидеть в социальных сетях или отправить почту, для библиотек это очевидный способ привлечения потенциальной читательской аудитории. Современные библиотеки должны постоянно расширять свои возможности, становясь своего рода технологическими лабораториями. «Это важно для библиотек — быть популярными, в этом залог их выживания», — убежден Джейми Ла Ру.