|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 7, Ивановский зал Российской государственной библиотеки, вход из Староваганьковского переулка
Когда: 15 июня — 20 сентября 2017 года
Вход платный: 200 руб. для взрослых, 50 руб. для школьников, студентов и членов многодетных семей
Вход бесплатный: для льготных категорий граждан, включая детей до 16 лет (см. Прейскурант)
Фоторепортаж с открытия выставки
В Ивановском зале открылась мощная и необычная выставка, выставка-событие: «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма». Подлинные предметы мебели, скульптуры, книги, картины, принадлежавшие Румянцевскому музею, плакаты, журналы и газеты, выпущенные в 1917 году, фотографии, сделанные сто лет назад, и листовки, подобранные сотрудниками музея на близлежащих улицах, возрождают в стенах Ивановского зала дух Румянцевского музея и картину революционной Москвы времён великого перелома.
|
«Роль музея сейчас одна — быть хранителем цивилизации»
Из протокола Совета музея, 20 декабря 1917 года
|
О чём эта выставка? В первую очередь, она рассказывает о людях, которые в страшные годы приняли на себя трудную роль — быть хранителями цивилизации. И о том, как это было нелегко и страшно, когда мир вокруг рушился.
Выставка «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» состоит из двух частей: первая посвящена истории Румянцевского музея в революционные дни, вторая рассказывает о драматических событиях в Москве.
Ивановский зал представляет собой реконструированную картинную галерею Румянцевского музея. Он пережил Февральскую и Октябрьскую революции, но потом долгое время был подсобным помещением библиотеки. И вот наконец в нём снова появились картины, которые висели на его стенах сто лет назад.
На первом этаже посетители увидят зал заседаний Совета музея, кабинет директора и комнату сотрудников. Входящих в зал будут окружать подлинные предметы и документы Румянцевского музея. Это не реконструкция, не точное воспроизведение интерьеров: «осколки» музея, дополняя рассказ о том, как жил он в 1917 году, какие решения принимал Совет музея, как шла работа, дают почувствовать атмосферу этого крупнейшего культурного учреждения Москвы того времени. Благодаря цитатам из писем и документов, размещённых на стенах, можно узнать, что думали сотрудники музея о настоящем и будущем.
|
«Признать, что все музеи, учёные учреждения и библиотеки должны стоять в стороне от политической борьбы и продолжать свою культурно-просветительскую работу и в дни забастовки»
Из протокола Совета музея, 29 ноября 1917 года
|
До марта 1917 года главой музея был директор. В марте право принятия решений переходит от директора к Совету музея. В 1917 году в его состав входило более двадцати сотрудников — Юрий Владимирович Готье, главный библиотекарь, Григорий Петрович Георгиевский, заведующий отделением рукописей, Николай Ильич Романов, заведующий картинной галереей, и другие. Список членов Совета музея и протоколы заседаний вы увидите в витрине на первом этаже. И здесь же звучат голоса сотрудников Российской государственной библиотеки, зачитывающие строки из протоколов Совета.
Последним директором в истории Императорского музея и первым советским директором Государственного Румянцевского музея был князь Василий Дмитриевич Голицын (1857—1926). Художник, военный, общественный, музейный деятель, Василий Дмитриевич вступил в должность директора 19 июля 1910 года. Именно на его плечи и легла основная тяжесть: сохранить фонды, когда и жизнь сохранить непросто. «Прихожу в ужас ото всего, что творится у нас на Руси. Сейчас Москва становится центром крупных событий...» — писал В. Д. Голицын в августе 1917 года. Десятого марта 1921 года на основании ордера Московского ЧК он был арестован, вскоре отпущен без предъявления обвинения. С мая 1921 года до дня своей смерти 7 июля 1926 года был заведующим художественным отделом Государственного Румянцевского музея, а затем Государственной библиотеки СССР имени Ленина.
|
«После убитого грабителями Е. Е. Егорова осталось без призора богатейшее собрание икон и других предметов старины... Постановили: принять собрание Е. Е. Егорова на условиях, предложенных Г. П. Георгиевским, и предоставить директору вообще принимать все необходимые меры в подобных случаях»
Из протокола Совета музея, 20 декабря 1917 года
|
Быть хранителями цивилизации, когда мир встал на дыбы, очень трудно. И всё-таки сотрудникам музея удалось не только сохранить ценнейший фонд, но и пополнить его, спасая от разграбления и уничтожения уникальные коллекции. Так пришла в музей коллекция купца Егора Егоровича Егорова. Купец второй гильдии, старообрядец, выдающийся собиратель древнерусских икон, рукописных и старопечатных книг и предметов мелкой церковной пластики был убит грабителями 15 декабря 1917 года в помещении собственной моленной в Салтыковском переулке. Его собрание было спасено и сейчас хранится в нескольких музеях. Для экспозиции в Ивановском зале предметы из коллекции Егорова предоставил Государственный исторический музей.
Тогда же попала в Румянцевский музей и коллекция известного предпринимателя и благотворителя Льва Константиновича Зубалова. Он владел одной из лучших в Москве коллекций западноевропейской и русской живописи, старинных предметов искусства из серебра, фарфора, фаянса, стекла, мебелью, шпалерами, часами, иконами, восточными коврами. Летом 1917 года вдова и сын Льва Константиновича передали коллекцию Румянцевскому музею. Позже картины западноевропейских мастеров были переданы в Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) и в Эрмитаж; русская живопись — в Государственную Третьяковскую галерею, около 900 предметов коллекции — в Музей фарфора (ныне Музей керамики в усадьбе «Кусково»). На выставке вы увидите картины из коллекции Зубалова, предоставленные ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Третья крупная коллекция, поступившая в Румянцевский музей в 1917 году, — библиотека Александровского военного училища. В период октябрьского переворота в Москве здание Александровского училища стало штабом юнкеров. После окончания боёв училище было заброшено, и ценная библиотека разорялась грабителями и мародёрами. Книги были перевезены в Румянцевский музей, и сейчас их можно опознать в фонде РГБ по штампам и наклейкам.
Исполняющий обязанности генерального директора РГБ Владимир Иванович Гнездилов
|
«Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой»
Александр Вертинский, «То, что я должен сказать», октябрь 1917 года
|
Экспозиция второго этажа посвящена взгляду с Ваганьковского холма на революционную Москву. Здесь посетители могут увидеть экспонат, давший первый импульс при подготовке выставки: альбом из фонда отдела изоизданий с подлинными фотографиями, сделанными в 1917 году. Фотографии весны 1917-го: людское море, радостные лица, здесь раздают газеты, там — идёт митинг, настроение ярмарочного гуляния, ожидания лучшего. И совсем другие — снимки осени-зимы семнадцатого года: разрушенные башни Кремля, развалины домов, обломки кирпича под чудом сохранившимися иконами... Расстрел Кремля настолько потряс жителей Москвы, что эти фотографии хранились в семейных архивах по многу лет.
Но неправильно было бы думать, что Москва жила только политикой. И экспозиция второго этажа Ивановского зала показывает это. На стенах — афиши театров и кинотеатров, рекламные плакаты, призывающие покупать шоколад, печенье и кофе, в витринах — газеты и журналы, выпущенные в 1917 году: «Театральная газета», «Моды», «Журнал для хозяек», «Техник», «Коннозаводство и спорт»... Центр зала опоясывает Лента времени. Посетители выставки могут соотнести события в революционной России и Москве и этапы в жизни Румянцевского музея. В ленту вмонтированы интерактивные экраны, где можно полистать и почитать оцифрованные журналы и газеты, рассмотреть подборку карикатур и сравнить политические шутки 1917 и 2017 года.
В одной из витрин — подготовительные материалы и страницы рукописи романа Александра Исаевича Солженицына «Красное колесо», посвящённой весенним революционным дням 1917 года в Москве. Выступавшая на открытии выставки Наталья Дмитриевна Солженицына говорила, что родители Александра Исаевича познакомились в Москве 1917-го — как раз неподалёку от Румянцевского музея.
В небольшом кинозале на втором этаже демонстрируется фильм, составленный из фотографий, снятых в Москве в 1917 году. Фильм сопровождается музыкальными записями из коллекции отдела нотных и музыкальных изданий.
Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности
Открывая выставку «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» исполняющий обязанности генерального директора РГБ Владимир Иванович Гнездилов выразил уверенность, что экспозиция привлечёт внимание самой широкой аудитории, произведёт глубокое впечатление, вызовет новые эмоции и поможет по-новому взглянуть на тот непростой 1917 год.
Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, подчеркнула, что экспозиция построена на уникальных документах и артефактах, многие из которых демонстрируются впервые. Наталья Юрьевна рассказала, что выставка будет сопровождаться образовательной программой: к руководству библиотеки обратились представители исторического факультета Московского государственного университета с предложением провести на базе выставки ряд лекций, которые расскажут о событиях 1917 года.
Завершает экспозицию революционный плакат авторства Юрия Михайловича Бонди, на который хочется обратить особое внимание. Надпись на нём такая: «Верю, сотую встретим годовщину». Встретили. Российская государственная библиотека 2017 года отдаёт дань памяти и уважения коллегам из Румянцевского музея 1917 года.
|
|
|
Верю, сотую встретим годовщину. Художник
Ю. М. Бонди. Кострома. Изд. граф. маст. Костр. ГСХМ (Т-лит советск.), [1920]. Хромолитография. РГБ
|
|
Открытка «Социализм — Освободитель». РГБ |
Руководитель проекта — Наталья Самойленко (РГБ), куратор выставки — Ольга Барковец, кураторская группа — Анна Савельева, Любовь Родионова, Елена Емельянова (РГБ), дизайнер — Юлия Наполова, координатор — Наталья Шаповалова (РГБ).
В экспозиции представлены предметы из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного архива РФ, архива Александра Исаевича Солженицына и из частной коллекции Владимира Борисовича Лебедева, председателя Московского отделения Союза филокартистов России.
|
|