/ События / Выставки / 2017 год / / / Экскурсия руководителя проекта Натальи Самойленко «Вглядимся в лица»
Экскурсия руководителя проекта Натальи Самойленко «Вглядимся в лица»
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 7, Ивановский зал Российской государственной библиотеки, вход из Староваганьковского переулка Когда: 20 июля 2017 года, 18:00 Вход: по билету на выставку «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма»
Проведение кураторских экскурсий становится хорошей традицией на выставках в Ивановском зале. Специалисты, принимавшие непосредственное участие в подготовке экспозиции «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма», рассказывают о своих любимых экспонатах, о том, как и почему они отобрали именно их из всего многообразия фондов РГБ. Каждая из этих экскурсий делает акцент на одной из частей выставки, каждая из них неповторима.
20 июля 2017 года кураторскую экскурсию проведёт Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки, руководитель проекта. Наталья Юрьевна приглашает пройти с ней по Ивановскому залу и всмотреться в лица людей — на живописных портретах, на общих фотографиях сотрудников музея, на уличных снимках. Посмотреть в глаза тем, кто кропотливо собирал сокровища для Румянцевского музея, тем, кто сберёг их и приумножил, — и тем, кто находился на расстоянии выстрела от Ваганьковского холма.
Лица на полотнах XIX века — торжественные и значительные, полные достоинства. Граф Николай Петрович Румянцев, стремившийся создать музей, рассказывающий об истории, искусстве, самобытности и природе России, смотрит с копии портрета кисти Джорджа Доу. Останавливает взгляд портрет Александра Ивановича Румянцева, написанный великим русским живописцем Владимиром Лукичом Боровиковским. Строг и спокоен Авраам Сергеевич Норов — писатель, переводчик, библиофил, государственный деятель. В 1863 году Авраам Сергеевич отдал в Румянцевский музей библиотеку из 16 тысяч томов, собранную им в 1830—1860-х годах, в которой были научные издания XVIII—XIX веков, 47 автографов XVI—XIX веков, архивные материалы и рукописи. В библиотеку входила коллекция прижизненных изданий Джордано Бруно — 18 из 26 книг, 155 инкунабул, коллекция эльзевиров.
С фотографий на стенах выставки смотрят сотрудники Румянцевского музея, которые в 1917 году стали настоящими хранителями цивилизации. Трудно представить, каково им пришлось — когда надо думать не только о куске хлеба, о безопасности для себя и своих близких, но и о сохранении в целости сокровищ, собранных в музее к 1917 году, и о спасении частных коллекций. Которые необходимо было вырвать из рук мародёров, защитить от разграбления и уничтожения.
Один из ключевых экспонатов выставки «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» — альбом с фотографиями, который нашли в фондах сотрудники отдела изоизданий и принесли Наталье Юрьевне Самойленко. Этот альбом и стал той отправной точкой, с которой началось создание выставки. Эти фотографии никогда не публиковались, их автор неизвестен. На снимках — люди 1917 года. Манифестация — взволнованные лица, на которых ожидание и надежда. Суровые лица красногвардейцев. Застывшие взгляды — на похоронах юнкеров. Рассмотреть их можно в фильме, который демонстрируется на втором этаже Ивановского зала. Хроники тех лет, снятые на киноплёнку, нечёткие и несовершенные, не позволяют увидеть деталей, задержать взгляд на участниках событий. А вот оцифрованные и увеличенные фотографии дают возможность разглядеть людей 1917 года.
Видеоанонс экскурсии
Важная часть выставки в Ивановском зале — подготовительные материалы и страницы рукописи романа Александра Исаевича Солженицына «Красное колесо», посвящённой весенним революционным дням 1917 года в Москве. Родители Александра Исаевича познакомились в Москве 1917-го — как раз неподалёку от Румянцевского музея. Студент Московского университета, уроженец Ставрополья Исаакий Солженицын в августе 1917-го в походной церкви 1-й гренадёрской артиллерийской бригады венчался со своей землячкой Таисией Щербак, с которой познакомился в апреле того же года в Москве во время короткого отпуска из действующей армии. Историю знакомства родителей — Сани и Ксени, как их зовут в романе, — Александр Солженицын описал в «Красном колесе». Моховая, Александровский сад, Иверская часовня — места прогулок и мечтаний Ксени и Сани — символы жизни дореволюционной России, перерубленной катастрофой 1917 года.
Наталья Самойленко говорит: «Выставка „Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма“ — не столько о событиях, сколько о людях, об их ощущениях и о нашем желании их понять. Понять — и задать им вопрос: а как вы это пережили?»
Если вы тоже считаете, что очень важно понять людей, живших сто лет назад, чтобы понять что-то о себе — приходите в Ивановский зал на кураторскую экскурсию «Вглядимся в лица» 20 июля 2017 года в 18:00.