Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Музей книги (3-й подъезд, 4-й этаж)
Когда: 9—30 октября 2017 года
Вход: свободный
Книговедческие встречи, которые регулярно проводит в экспозиции Музея книги научно-исследовательский отел редких книг, всегда пользуются большой популярностью. Но 9 октября 2017 года случился настоящий аншлаг. Об истории создания одного из лучших и любимейших фильмов о школе «Доживём до понедельника» рассказывал сын автора сценария, Георгия Полонского, Дмитрий Полонский.
Георгий Исидорович Полонский (1939—2001) окончил Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской и около двух лет проработал в школе. Писал стихи и небольшие рассказы. Его первая пьеса — «Сердце у меня одно» — была в 1962 году поставлена Студенческим театром МГУ, вторая — «Два вечера в мае» (1965) — Академическим театром имени Моссовета. Третья пьеса, «Лестница», по мнению автора, получилась неудачной, широкая публика её не увидела.
В 1965 году Георгий Полонский поступил на Высшие сценарные курсы, в мастерскую известного драматурга Иосифа Григорьевича Ольшанского. «Доживём до понедельника» — дипломная работа Полонского. Первый вариант сценария носил рабочее название «Журавль в небе, или Доживём до понедельника». По замыслу Георгия Полонского, главный герой, Илья Семёнович Мельников, учитель истории — немолодой, много повидавший человек, фронтовик с тяжёлым ранением. Впоследствии эту роль сыграл Вячеслав Тихонов. Георгий Исидорович возражал против такого выбора: слишком молод, слишком красив. Но грим и прекрасная актёрская игра помогли сделать образ учителя живым и настоящим. Дмитрий Георгиевич Полонский считает, что некоторые жесты и манеры для роли Вячеслав Тихонов перенял у его отца, Георгия Полонского.
Чтобы сценарий стал фильмом, ему нужно было пройти долгий путь. Иосиф Григорьевич Ольшанский помог талантливому ученику; помогла и поддержка друга Полонского, писателя Камила Акмалевича Икрамова. Особая заслуга в том, чтобы сценарий молодого драматурга был запущен в кинопроизвоство, принадлежит редактору киностудии имени Горького, писателю-фронтовику Артёму Захаровичу Анфиногенову. Режиссёром «Доживём до понедельника» стал Станислав Иосифович Ростоцкий.
Печатная машинка Георгия Исидоровича Полонского, на которой он печатал сценарий. Из личного архива сценариста.
В любой момент производство фильма могли прекратить: съёмки не были утверждены Государственным комитетом при Совете Министров СССР по делам кинематографии (Госкино). Поэтому сняли его рекордно быстро, всего за три с половиной месяца. Несколько раз менялся фрагмент, где показан урок Ильи Семёновича.
В самом раннем варианте сценария учитель Мельников рассказывал девятиклассникам о французском философе Анри Сен-Симоне, Великой Французской революции, её идеях и жертвах. В последующем дипломном варианте сценария тема урока была посвящена организации «Народная воля», цареубийству 1 марта 1881 года, казни народовольцев. Эту тему автору пришлось изменить, и следы этих изменений сохранил текст режиссёрской разработки Станислава Ростоцкого по сценарию Полонского: в новой версии учитель истории говорил о публицисте и христианском философе Петре Яковлевиче Чаадаеве, объявленном правительством императора Николая Первого сумасшедшим. Но и такая тема была опасной и слишком близкой к советским реалиям конца шестидесятых годов. Поэтому в итоговом варианте сценария, как затем и в фильме, урок истории посвящён лейтенанту Черноморского флота Петру Шмидту, возглавившему в 1905 году мятеж на крейсере «Очаков» и требовавшему от царя созыва Учредительного собрания. Ключевая фраза этого эпизода о Шмидте — «Главный его талант — это дар ощущать чужое страдание более остро, чем своё». И именно эту фразу можно считать темой урока.
Сдача фильма в Госкино прошла неудачно, и полгода фильм пролежал на полке. Но в 1968 году «Доживём до понедельника» показали на II Всесоюзном съезде учителей. Зал аплодировал стоя — хотя, возможно, не все были в восторге от того, какими увидели в фильме отношения педагогов и учеников. С этого момента началось по-настоящему триумфальное шествие фильма.
«Доживём до понедельника» стал лучшим фильмом 1968 года по опросу журнала «Советский экран», в 1969 году получил главный приз VI Международного кинофестиваля в Москве, а в 1970-м — стал лауреатом Государственной премии СССР.
Книговедческие встречи в Музее книги. Дмитрий Георгиевич Полонский рассказывает об истории создания одного из лучших и любимейших фильмов о школе «Доживём до понедельника». Фото: Мария Колосова / РГБ
Пятидесятилетию написания сценария «Доживём до понедельника» Георгием Исидоровичем Полонским посвящена мини-выставка, открывшаяся в экспозиции Музея книги. На выставке представлены документы, записные книжки, редкие фотографии из личного архива семьи Полонских и фондов Российской государственной библиотеки. Посетители выставки увидят кадры из фильма, фотографии съёмочной группы , портреты любимых артистов и самого Георгия Полонского. Записная книжка автора сценария открыта на странице с одним из вариантов окончания фильма. Здесь и читательский билет Ленинки, оформленный в те годы, когда Георгий Исидорович учился на Высших сценарных курсах, и диплом об окончании курсов, и диплом лауреата Государственной премии СССР. И конечно, книги. Режиссёрская версия «Доживём до понедельника» была выпущена тиражом 120 экземпляров, а сценарий ставшего знаменитым фильма в 1970 году — тиражом 30 000 экземпляров! Позже сценарий был переработан в повесть, которая впервые была напечатана с предисловием Георгия Полонского.
Центром выставки, подготовленной сотрудниками Музея книги — Ниной Викторовной Чаленко, Юлией Игоревной Вишняковой и Марией Борисовной Золотовой, — стала печатная машинка, на которой создавался сценарий фильма «Доживём до понедельника». Обратите внимание на лист, вставленный в машинку: здесь перечислены люди, благодаря которым фильм получился таким ясным и сильным. Это режиссёр Станислав Ростоцкий, сценарист Георгий Полонский, оператор Вячеслав Шумский, композитор Кирилл Молчанов, художник Борис Дуленков, артисты Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Михаил Зимин, Ольга Жизнева, Ольга Остроумова, Игорь Старыгин и другие.
Выставка открыта для посетителей до 30 октября. Вход свободный, приглашаются все, кто любит и ценит этот замечательный фильм.
Свидетельство № 14 Высших двухгодичных курсов сценаристов и режиссёров, выданное Георгию Исидоровичу Полонскому. 1967. На фото: Г. И. Полонский печатает сценарий. Из личного архива сценариста
Читательский билет в научный читальный зал Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, выданный Г. И. Полонскому в 1966 году. На фото: Г. И. Полонский. Из личного архива сценариста
Диплом лауреата Государственной премии СССР, присуждённой Георгию Исидоровичу Полонскому в 1970 году за сценарий художественного фильма «Доживём до понедельника». Поздравительные телеграммы, присланные Г. И. Полонскому. Из личного архива сценариста
Г. Полонский. Сценарий «Доживём до понедельника». Москва, 1967. Фотографии, сделанные на съёмочной площадке. Из личного архива сценариста
Слева: Полонский, Георгий Исидорович (1939—2001). Доживем до понедельника / Г. Полонский; Худож. В. Плевин. — М. : Бамбук, 1999. ФБ РГБ
Справа: Полонский, Георгий Исидорович. Доживем до понедельника : Киносценарий о трех днях в одной школе. — Москва : Искусство, 1970. ФБ РГБ
Заведующая отделом редких книг РГБ Джамиля Нуровна Рамазанова и историк Дмитрий Георгиевич Полонский. Перед началом встречи. Музей книги. Фото: Мария Колосова / РГБ
Главный хранитель фондов сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела редких книг РГБ Нина Викторовна Чаленко. Перед началом встречи. Музей книги. Фото: Мария Колосова / РГБ
На Книговедческие встречи и выставку пришли актёры Московского драматического театра имени Ермоловой, друзья юности Георгия Полонского и его товарищи по работе в Студенческом театре МГУ
в 1960-х годах: Владимир Всеволодович Павлов (стоит) и Герман Ильич Энтин (сидит).
Фото: Мария Колосова / РГБ
|