Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 7, Российская государственная библиотека, Ивановский зал, вход со стороны Староваганьковского переулка Когда: 25 февраля 2017 года (16:00) Вход: без предварительной регистрации, по билету на выставку — 200 руб. для взрослых; 50 руб. для студентов, школьников, пенсионеров и многодетных; бесплатно для льготных категорий граждан, включая детей до 16 лет
25 февраля 2017 года в Ивановском зале РГБ выставке «Книга глазами дизайнера» состоялась творческая встреча с Борисом Трофимовым, известным книжным дизайнером. Тема прошедшей беседы: «Отцы и дети».
Борис Владимирович Трофимов — один из самых титулованных и самых уважаемых в профессиональном сообществе участников выставки. «Живой классик», — говорят о нём коллеги. Родился он 14 января 1940 года в Москве. В 1967 году окончил Московский полиграфический институт.
Член художественного совета Творческой мастерской прикладной графики Комбината графических искусств Художественного фонда РСФСР (1980—1988). Академик-учредитель (1992), президент (1995—1997), вице-президент (1997—1999) Академии графического дизайна. Почётный член Международной ассоциации Brno Biennale, Ассоциации дизайнеров-графиков Буэнос-Айреса. Член Московского союза художников и Союза дизайнеров России.
Один из основателей Высшей академической школы графического дизайна и руководитель авторских творческих мастерских (с 1996 года). С 2012 года в московском Институте бизнеса и дизайна действует Мастерская Бориса Трофимова. Председатель отборочного комитета Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела» (2004, 2006, 2008, 2010, 2012). Член жюри профессиональных конкурсов в России и за рубежом. Организатор или куратор многочисленных выставок и конкурсов. Список наград впечатляет. Кстати, одна из них — за пиктограммы к Олимпиаде-80.
Книжный дизайнер Борис Владимирович Трофимов в фондах РГБ при подготовке к выставке «Книга глазами дизайнера»
Книги, созданные Борисом Трофимовым, есть в каждом доме, где ценят искусство: он сотрудничал с издательствами «Искусство», «Изобразительное искусство», «Наука», «Книга», «Детская литература», «Просвещение», «Проект ОГИ», «Вагриус», «Астрель», «Эксмо», «Галарт», «Мемориал».
Произведения Бориса Владимировича находятся в собраниях Третьяковской галереи, Российской государственной библиотеки, Государственного литературного музея (Москва), Моравской художественной галереи (Брно, Чехия), Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду (Париж, Франция), Тюменского музея изобразительных искусств.
А вот что Борис Владимирович говорит о значении посещения Российской государственной библиотеки:
«Если говорить про "Ленинку", то эти залы выстроены специально под библиотеку и уже вырывают вас из сегодняшней Москвы: за окнами Кремль, купола колокольни Ивана Великого, на столах уютный свет от кабинетных ламп. Отрыв от реального мира и погружение в пространство книги дают невероятно цельное впечатление. Поэтому таким спросом пользуются воркшопы, где по-настоящему можно всё прочувствовать. В библиотеке вы реально узнаете книгу. Все фактуры, потёртости времени, вы погрузились в эпоху, вы и эпоха, личное. Очень личное».
Борис Владимирович Трофимов даёт интервью в процессе подготовки к выставке «Книга глазами дизайнера»
Для экспозиции раритетной части выставки из фондов РГБ Борис Владимирович выбрал издания XVIII—XX веков:
Эпиталамы на иностранных языках. — Парма : Королевская типография, 1775.
Апостол. — Москва : Типография Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца, 1564.
Трактат «Псахим» Вавилонского Талмуда. — Вильна : Типография вдовы и братьев Ромм, 1886.
А. А. Левенсон. Товарищество скоропечатни: Исторический очерк и описание мастерских 1881—1903. — Москва : Типография Левенсон, 1903.
Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата. В 6 постройках. — Берлин : Скифы, 1922.
Для второй части экспозиции выставки в качестве главной книги Борис Трофимов выбрал свой альбом «Век русского книжного искусства» (Москва: Вагриус, 2005). Этот альманах даёт полномасштабное представление об искусстве отечественной книги ХХ века. Альбом объединяет два основных направления книжного дизайна — иллюстрацию и декоративно-шрифтовую графику. В нём представлены около 350 мастеров книжной иллюстрации. Их работы сгруппированы по стилистическим направлениям так, чтобы весь альбом представлял собой стройную последовательность эпох, стилей и художественных техник.
В РГБ эта великолепная книга оцифрована (доступна в электронном каталоге). Но лучше приходите к нам на выставку «Книга глазами дизайнера» и восхититесь ей и другими работами Бориса Трофимова, среди которых:
Век русского книжного искусства. XX век. — Москва : Вагриус, 2005. — (Альбом).
Творчество и быт ГУЛАГа. — Москва : Звенья, 1998. — (Каталог музейного собрания Общества «Мемориал»).
Свешников Борис Петрович. Лагерные рисунки. — Москва : Звенья, 2000. — (Альбом).
Художники Большого театра. 255 лет со дня основания Большого театра :
Т. 1. — Москва : 2001. — (Каталог).
Мироносицы в эпоху ГУЛАГа: 1918—1932. — Нижний Новгород : Изд-во Братства во имя св. Александра Невского, 2004.
Жан-Луи Коэн. Ле Корбюзье и мистика СССР. Теории и проекты для Москвы, 1928—1936. — Москва : Арт-Волхонка, 2012.
Maxim. Voznesensky. — 2012. — (Каталог).
Гоголь. Тургенев. Достоевский. Когда изображение служит слову. — Москва : Бослен, 2014. — (Альбом, серия «Писатели рисуют»).
Теккерей, Лир, Киплинг, Честертон. Палитра талантов английских писателей. — Москва : Бослен, 2015. — (Альбом, серия «Писатели рисуют»).
Искусство автографа. Инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов : Т. 1. — Москва : Бослен, 2015.
Олег Евгеньевич Григорьев. Бежали и падали. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — (Сборник стихов, серия «Новая классика»).
Лена Элтанг. Камчатка, полночь. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — (Сборник стихов, серия «Новая классика»).
Анатолий Генрихович Найман. Подношение Гале. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — (Сборник стихотворений, серия «Новая классика»).
Юрий Рост. Рэгтайм : Т. 1. — Москва : Бослен, 2016.
Награды:
1982 — золотая медаль за «Пиктограммы к Олимпиаде-80» на Международной биеннале прикладной графики в Брно (совместно с Валерием Акоповым, Михаилом Аникстом, Василием Дьяконовым и Александром Шумилиным), Чехословакия.
1984 — первый приз «Бронзовая сова» на Международной ярмарке книги Consilio Manuque в Софии (совместно с Аркадием Троянкером), Болгария.
1986 — Гран-при на Международной биеннале прикладной в Брно (совместно с Валерием Акоповым, Михаилом Аникстом, Василием Дьяконовым и Александром Шумилиным), Чехословакия.
1997 — вторая премия на Всероссийской выставке-конкурсе «Дизайн», Москва.
1998 — бронзовый диплом на Всероссийской выставке «Лучшие календари России», Москва.
2001 — лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (совместно с Сергеем Бархиным, Виктором Берёзкиным, Борисом Мессерером).
2003 — почётный диплом «За оригинальный высокохудожественный дизайн православных изданий» Первой всероссийской премии «Православная книга России», Москва.
2005 — приз «Алмазное яйцо» (совместно с Евгенией Буториной, Владимиром Григорьевым, Эрастом Кузнецовым, Андреем Маркевичем, Андреем Рыбаковым, Сергеем Трофимовым) в номинации «Лучшая книга года», Международная книжная ярмарка, Москва.
2010 — «Лучший книжный дизайн к non-fictio№», конкурс «Образ книги».
2011 — «Лучший книжный дизайн к non-fictio№», конкурс «Образ книги».
2014 — премия Станиславского за лучшую книгу — Марина Токарева. Сцена между землёй и небом.
Авторские мастерские Бориса Трофимова:
С 1996 — руководитель студии «Графический дизайн — Борис Трофимов».
Преподаватель Московского художественного училища прикладного искусства (колледжа), соучредитель и соруководитель проекта «Высшая академическая школа графического дизайна», руководитель авторской творческой мастерской (1997—2012).
С 2012 — Авторская школа Бориса Трофимова, Институт бизнеса и дизайна (Москва).