Беседа с Натальей Агаповой и Игорем Гуровичем «О профессии»
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 7, Российская государственная библиотека, Ивановский зал, вход со стороны Староваганьковского переулка Когда: 18 марта 2017 года (16:00) Вход: без предварительной регистрации, по билету на выставку — 200 руб. для взрослых; 50 руб. для студентов, школьников, пенсионеров и многодетных; бесплатно для льготных категорий граждан, включая детей до 16 лет
Художники Игорь Гурович и Наталья Агапова участвуют в выставке «Книга глазами дизайнера» творческим дуэтом от студии Arbeitskollektiv, создателями которой сами и являются. 18 марта на творческой встрече в Ивановском зале они рассказали о профессии дизайнера.
Видеозапись лекции от 18.03.2017
Наталья Агапова родилась в 1985 году в г. Жуковском. В 2007 закончила Московский государственный университет печати. С 2007 работала в студии Ost engruppe. C 2012 — арт-директор студии Arbeitskollektiv. С 2010 — работа над ежеквартальным журналом «Театр», дизайн каждого нового выпуска отличается от предыдущего. Большей частью сама создает леттеринг или шрифты для своих проектов.
Сотрудничает с различными культурными институциями, не переставая осваивать новые территории: от кино и театра до современного искусства и поэзии. 2011 — ребрендинг (совместно с Игорем Гуровичем) Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой. Приняла участие во множестве международных выставок.
Вот что она говорит об участии в проекте «Книга глазами дизайнера»:
«С самого начала, когда мы только пришли в Центр восточной литературы, где нам показывали восточные книги, был настоящий «вау-эффект»! Про многие книги я знала, но не ожидала их увидеть здесь. Поэтому практически всё, что нам показывали, вызывало восторг. Хотелось всё потрогать, всё посмотреть, полистать. Очень много всего интересного! Я выбрала для выставки несколько изданий, которые по-настоящему важны для меня».
Заведующая Центром восточной литературы РГБ Марина Владимировна Меланьина (в центре) показывает редкие книги из фондов ЦВЛ книжным дизайнерам Наталье Агаповой и Борису Трофимову в процессе отбора раритетов для выставки «Книга глазами дизайнера»
Игорь Витальевич Гурович — культовый художник-график и дизайнер. В наибольшей степени известен своими плакатными работами. Лауреат множества престижных премий в области дизайна и графики, в том числе премии Московского международного фестиваля рекламы. В 2007 году был избран академиком Академии графического дизайна. В июле 2011 года вошел в состав Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.
Игорь Витальевич родился в 1967 году в Риге. В 1991 окончил Московское высшее художественно-промышленное училище имени графа С. Г. Строганова (ныне Академия) по специальности «дизайн автомобилей». Работал художником в театрах России, Латвии, Франции, главным художником издательства «ИМА-пресс», один из основателей дизайн-бюро Ostengruppe.
В 2002 совместно с Э. Белоусовым и А. Наумовой основал Ostengruppe, в 2012 Гурович совместно с Эриком Белоусовым и Натальей Агаповой создал бюро Arbeitskollektiv, где работает в настоящее время. В 2015 совместно с Натальей Агаповой осуществил ребрендинг Большого драматического театра (Санкт-Петербург). С 2013 преподаватель Школы дизайна Национального исследовательского университета. Имеет множество наград.
А вот какими были впечатления Игоря об опыте работы в РГБ в качестве участника выставки «Книга глазами дизайнера»:
«Я ходил по Библиотеке абсолютно счастливый. Я вдруг понял, что европейская стратегия книги стала доминирующей совершенно случайным образом — и это я понял в Центре восточной литературы. Победить могла арабская или еврейская книга — как стратегия, как способ рассказа. И это совершенно поразительная мысль. Мировое «Искусство книги» могло быть совершенно другое. И от этого захватывает дух. На этом уровне вообще думать про книгу интересно. Библиотека может быть университетом, исследовательским институтом, музеем и экспериментальным полем для графического дизайна, воспитывающим восприимчивую, неравнодушную и образованную профессиональную среду, у которой появилась надежда обрести свою достаточно демократичную и в то же время музейного уровня площадку для общения, показа наработанного и обсуждения всего самого живого и многообещающего в профессии. В Библиотеке дизайн, наконец, может найти свой дом, фонды и публику, заинтересованную в его изучении. Это работа трудная, но крайне необходимая».
Дизайнер Игорь Гурович, участник выставки «Книга глазами дизайнера». Это фото сделано на выступлении Игоря на крупнейшей международной конференции AGI OPEN, объединяющей графических дизайнеров со всего мира. Источник фото
Для экспозиции раритетной части выставки из фондов РГБ Игорь и Наталья выбрали издания XVI—XX веков:
Ionesco Eugène. La cantatrice chauve : anti-pièce, suivie d’une scène inédite...=Ионеско Эжен. Лысая певица : анти-пьеса. — Париж : Галимар, 1964
Библия Полиглота: на еврейском, халдейском, греческом и латинском языках = Biblia Sacra: Hebraice, Chaldaice, Graece, & Latin : т. 1. — Антверпен : Кристоф Плантен, 1569—1572
Караччиоли Луи-Антуан. Четырехцветная книга = Caraccioli Lous Antoine de. Le livre de quatre couleurs. — Париж : Дюшен, 1760
Сикитэй Самба. Собрание изображений театральных представлений : в 8 т. : в 5 кн. : ксилография. — Эдо (Токио) : [б. и.], 1805
Дизайнеры Игорь Гурович и Наталья Агапова, участники выставки «Книга глазами дизайнера»
Фото: Мария Колосова
Для второй части экспозиции выставки дизайнеры выбрали издания, над которыми трудились последние четыре года:
V Московская международная биеннале молодого искусства: «Глубоко внутри». Основной проект = 5th Moscow International Biennale for Young Art: «Deep inside». Main project : каталог : текст парал. рус., англ. : кн. с двойным входом. — Москва : РОСИЗО, 2016
Виктор Иосифович Берёзкин. Дмитрий Крымов. Книга о лаборатории. Театр художника. — Москва : Московский культурный центр АРТ МИФ, 2012
Плакат Советского Востока 1918—1940 : альбом-каталог. — Москва : Издательский дом Марджани, 2013
Винзавод 2006—2013 : книга-сувенир. — Москва : [б. и.], 2014
Первый кадетский корпус. 290 лет СПбГУ — первому университету России = The first cadet corps. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2014
Перформанс в России 1910—2010. Картография истории : каталог. — Москва : Музей современного искусства «Гараж», 2014
Николай Малинин. Метрополь. Московская легенда. — Москва : [б. и.], 2015
200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание ХХ века : каталог выставки / политехнический музей. — Москва : Политех, 2016
Сергей Соловьёв. Красавицы столетий. 100 женских портретов Анатолия Зверева = Beauties of the Centuries: 100 Female Portraits by Anatoly Zverev : букинистическое издание / Музей АЗ — Москва : Наталия Опалева, 2016
Наталья Агапова. Участие в выставках:
Участие в выставках в составе Ost engruppe: NBL Galerija Alva (Любляна, Словения, 2008); Inst ituto Tomie Ohtake (Сан-Пауло, Бразилия, 2010); Une Saison Graphique (Гавр, Франция, 2012)
Международный фестиваль плаката и графического дизайна (Шомон, Франция)
Международная биеннале плаката (Лахти, Финляндия)
Международная биеннале плаката (Варшава, Польша)
Международная биеннале плаката (Мехико, Мексика)
Игорь Гурович. Награды:
1994 — Гран-при Московского международного фестиваля рекламы
1995 — Выставка Нью-Йоркского арт-директорского клуба — серебряный приз (совместно с А. Шелютто)
2000 — Гран-при Всероссийской выставки-конкурса «Дизайн»
2003 — Фестиваль цифровых технологий и компьютерного искусства «Pixel» — первое место и приз зрительских симпатий
2003 — Премия инновационного дизайна «DIA» — премия «DIA» в номинации «Графический дизайн» (совместно с А. Наумовой)
2011 — Конкурс на создание архитектурной концепции памятнику упавшему самолету в Перми — первое место
2012 — Гран-при Московской международной биеннале графического дизайна «Золотая пчела 10». Плакат к спектаклю Петра Фоменко «Одна абсолютно счастливая деревня» в 2013 году стал эмблемой Третьей международной научной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства»
и другие
Игорь Гурович. Выставки персональные и в составе студий: