Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Великий Сибирский путь

Великий Сибирский путь

 

Где: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, корп. 1, Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка, Дом Паш­ко­ва, чи­таль­ный зал от­де­ла кар­то­гра­фи­че­ских из­да­ний
Ко­гда: 12 мая — 27 августа 2016 года


От­дел кар­то­гра­фи­че­ских из­да­ний, от­дел ру­ко­пи­сей и от­дел изо­из­да­ний Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки при­гла­ша­ют по­се­тить вы­став­ку, по­свя­щен­ную 125-ле­тию Транс­си­ба «Ве­ли­кий Си­бир­ский путь». Про­хо­дит она до 27 ав­гу­ста 2016 го­да в чи­таль­ном за­ле от­де­ла кар­то­гра­фи­че­ских из­да­ний (Дом Паш­ко­ва).



Карта Российской империи и сопредельных с нею государств [Карты] / сост. к Десятилетию Комитета
Сибирской железной дороги (1892—1902) генерал-лейтенант Э. А. Коверский. — Санкт-Петербург, 1903


31 мая 2016 года Рос­сия от­ме­ти­ла 125-ле­тие на­ча­ла стро­и­тель­ства Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги (так скром­но сна­ча­ла на­зы­ва­лась Транс­си­бир­ская ма­ги­страль). Транс­си­бир­ская же­лез­но­до­рож­ная ма­ги­страль, или Ве­ли­кий Си­бир­ский путь, — же­лез­ная до­ро­га че­рез Ев­ро­пей­скую и Ази­ат­скую часть Рос­сии, со­еди­ня­ю­щая Моск­ву и Санкт-Пе­тер­бург с круп­ней­ши­ми про­мыш­лен­ны­ми го­ро­да­ми Во­сточ­ной Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка. Это са­мая длин­ная же­лез­ная до­ро­га в ми­ре — око­ло 10 000 км.

Офи­ци­аль­но стро­и­тель­ство на­ча­лось 19 (31 по но­во­му сти­лю) мая 1891 го­да не­да­ле­ко от Вла­ди­во­сто­ка, в рай­о­не Ку­пе­ров­ской па­ди. На це­ре­мо­нии за­клад­ки на­след­ник пре­сто­ла Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич, бу­ду­щий им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II, соб­ствен­но­руч­но вы­сы­пал первую тач­ку зем­ли на по­лот­но до­ро­ги. Но к это­му мо­мен­ту ра­бо­ты уже ве­лись: про­кла­ды­ва­лись рель­сы на участ­ке Ми­асс — Че­ля­бинск.

В фон­дах Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки хра­нит­ся мно­же­ство ру­ко­пи­сей, карт, кар­тин и ил­лю­стра­ций, по­свя­щен­ных Ве­ли­ко­му Си­бир­ско­му пу­ти. Это не толь­ко клад для ис­сле­до­ва­те­ля, но и очень лю­бо­пыт­ный ма­те­ри­ал для то­го, кто ин­те­ре­су­ет­ся ис­то­ри­ей Рос­сии. Про­цесс про­ек­ти­ро­ва­ния ма­ги­стра­ли, ис­сле­до­ва­ния и кар­то­гра­фи­ро­ва­ния при­ле­га­ю­щих к же­лез­ным до­ро­гам тер­ри­то­рий, на­не­се­ния на кар­ты дей­ству­ю­щих же­лез­ных до­рог вы мо­же­те уви­деть на вы­став­ке в от­де­ле кар­то­гра­фии. От­че­ты и ре­клам­ные ли­стов­ки, сбор­ни­ки карт из лич­ной биб­лио­те­ки Ни­ко­лая II и фо­то­гра­фии по­ка­зы­ва­ют, ка­кой это был гран­ди­оз­ный про­ект — и как уди­ви­тель­но быст­ро он раз­во­ра­чи­вал­ся и вхо­дил в жизнь Рос­сии.


31 мая по новому стилю близ Владивостока, в Куперовской пади, прошла церемония, ознаменовавшая начало «святого, народного дела». Был оглашен рескрипт императора Александра III от 17 марта 1891 года на имя наследного цесаревича Николая Александровича о начале строительства Великого Сибирского пути: «Ваше Императорское Высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешённого к сооружению, на счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании предлагаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с другими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии…».


Об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­стен­ную кар­ту Рос­сий­ской им­пе­рии и со­пре­дель­ных с нею го­су­дарств, со­став­лен­ную к де­ся­ти­ле­тию ко­ми­те­та Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги (1892—1902) ге­не­ра­лом-лей­те­нан­том Эду­ар­дом Авре­ли­а­но­ви­чем Ко­вер­ским, на ко­то­рую по­дроб­но на­не­се­ны все же­лез­ные до­ро­ги Рос­сий­ской им­пе­рии. А один из са­мых ин­те­рес­ных экс­по­на­тов — ат­лас 1901 го­да «Сплош­ной па­ро­вой путь че­рез Азию к Ве­ли­ко­му оке­а­ну: Ве­ли­кая Си­бир­ская же­лез­ная до­ро­га. Амур­ское па­ро­ход­ство. Ус­су­рий­ская же­лез­ная до­ро­га» — вы­став­ля­ет­ся впер­вые.

Осо­бый ин­те­рес вы­зы­ва­ет 44-метровая ак­ва­рель «Па­но­ра­ма ле­во­го бе­ре­га ре­ки Шил­ки», вы­пол­нен­ная ге­не­рал-май­о­ром Семёном Тарасовичем Ми­рош­ни­чен­ко в хо­де про­из­вод­ства аст­ро­но­ми­че­ских на­блю­де­ний во время про­ек­ти­ро­ва­ния Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги. К со­жа­ле­нию, не­воз­мож­но раз­вер­нуть ее и по­смот­реть це­ли­ком, но да­же по не­боль­шо­му ку­соч­ку мож­но со­ста­вить впе­чат­ле­ние о том, ка­кой это был кро­пот­ли­вый труд. Альбом был преподнесен Николаю II и хранился в его личной библиотеке, о чем свидетельствует эклибрис императора. 

Ин­те­рес­ны и про­ек­ты на­прав­ле­ний Ус­су­рий­ской и Си­бир­ской же­лез­ных до­рог, на­не­сен­ные на кар­тах вруч­ную. А «Гра­фик рас­пре­де­ле­ния ра­бот по уклад­ке рель­со­во­го пу­ти на Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ге» от­ра­жа­ет ход стро­и­тель­ства ма­ги­стра­ли за пе­ри­од с 1893 по 1904 год.



Па­но­ра­ма ле­во­го бе­ре­га ре­ки Шил­ки, вы­пол­нен­ная ге­не­рал-май­о­ром Ми­рош­ни­чен­ко в хо­де про­из­вод­ства
аст­ро­но­ми­че­ских на­блю­де­ний во время про­ек­ти­ро­ва­ния Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги


На сте­нах и вит­ри­нах чи­таль­но­го за­ла от­де­ла кар­то­гра­фи­че­ских из­да­ний — пла­ны и ви­ды стан­ций За­бай­каль­ской же­лез­ной до­ро­ги, ви­ды мо­стов и тон­не­лей Транс­си­ба.
Ес­ли вы со­би­ра­е­тесь в пу­те­ше­ствие на по­ез­де от Моск­вы или Санкт-Пе­тер­бур­га до Вла­ди­во­сто­ка, обя­за­тель­но по­се­ти­те на­шу вы­став­ку: вы по­еде­те по то­му са­мо­му Транс­си­бу, ко­то­рый был по­стро­ен
сто лет на­зад в ре­корд­но ко­рот­кие сро­ки и с ис­поль­зо­ва­ни­ем но­вей­ших на тот мо­мент тех­но­ло­гий.

Сей­час Транс­сиб про­хо­дит по тер­ри­то­ри­ям четырнадцати об­ла­стей, трех кра­ев, двух рес­пуб­лик, од­ной ав­то­ном­ной об­ла­сти и од­но­го ав­то­ном­но­го окру­га Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, на его пу­ти — более 80 го­ро­дов. Он пе­ре­се­ка­ет шестнадцать круп­ных рек (Вол­гу, Вят­ку, Ка­му, То­бол, Ир­тыш, Обь, Томь, Чу­лым, Ени­сей, Оку, Се­лен­гу, Зею, Бу­рею, Амур, Хор, Ус­су­ри), про­хо­дит вдоль озе­ра Бай­кал и по бе­ре­гу Амур­ско­го за­ли­ва Япон­ско­го мо­ря.

В Москве, на Яро­слав­ском вок­за­ле, и во Вла­ди­во­сто­ке уста­нов­ле­ны спе­ци­аль­ные ки­ло­мет­ро­вые стол­бы с ука­за­ни­ем про­тя­жен­но­сти ма­ги­стра­ли — «0 км» на од­ной гра­ни и «9298 км» (в Москве), «9288 км» (во Вла­ди­во­сто­ке) на дру­гой гра­ни. А ес­ли вы се­го­дня ку­пи­те би­лет и ся­де­те в по­езд, то на ко­неч­ной стан­ции бу­де­те че­рез шесть дней.


Мост через реку Зею у города Алексеевска. Статическое испытание береговой балки // Альбом видов
постройки средней части Амурской железной дороги.
1910—1914


Эта­пы стро­и­тель­ства

  • 1892 — на­ча­ло ре­гу­ляр­но­го дви­же­ния по же­лез­ной до­ро­ге Ми­асс — Че­ля­бинск (про­тя­жен­ность 103 км).
  • 1894 — от­кры­то по­сто­ян­ное дви­же­ние по Юж­но-Ус­су­рий­ской же­лез­ной до­ро­ге от Вла­ди­во­сто­ка до стан­ции «Иман».
  • 1896 — сда­на в экс­плу­а­та­цию За­пад­но-Си­бир­ская же­лез­ная до­ро­га от Че­ля­бин­ска до Но­во­ни­ко­ла­ев­ска (ны­не Но­во­си­бир­ска) про­тя­жен­но­стью 1422 км, и вет­ка Ураль­ской же­лез­ной до­ро­ги Че­ля­бинск — Ека­те­рин­бург, со­еди­нив­шая ее с Транс­си­бом.
  • 1897 — вве­де­на в строй Се­ве­ро-Ус­су­рий­ская же­лез­ная до­ро­га от стан­ции «Иман» до Ха­ба­ров­ска. Та­ким об­ра­зом, об­щая про­тя­жен­ность Ус­су­рий­ской до­ро­ги со­ста­ви­ла 722 км.
  • 1899 — со­ору­же­на Сред­не­си­бир­ская же­лез­ная до­ро­га от реки Оби до Ир­кут­ска про­тя­жен­но­стью 1839 км. Бе­ре­га реки Оби со­еди­нил же­лез­но­до­рож­ный мост.
  • 1900 — на­ча­ло ре­гу­ляр­но­го со­об­ще­ния по За­бай­каль­ской же­лез­ной до­ро­ге от стан­ции «Мы­со­вая» до Сре­тен­ска. Про­тя­жен­ность до­ро­ги со­ста­ви­ла 1105 км. Че­рез Бай­кал бы­ла от­кры­та па­ром­ная пе­ре­пра­ва.
  • 1903 — вве­де­ны в экс­плу­а­та­цию: за­пад­ный под­ход к Ки­тай­ско-Во­сточ­ной же­лез­ной до­ро­ге от Чи­ты (Ки­тай­ский разъ­езд) — Мань­чжу­рия; Ки­тай­ско-Во­сточ­ная же­лез­ная до­ро­га (Мань­чжу­рия — По­гра­нич­ная) и Юж­но-Мань­чжур­ская же­лез­ная до­ро­га (Хар­бин — Порт-Ар­тур). Об­щая про­тя­жен­ность — 2536 км.
  • 1905 — от­кры­то ре­гу­ляр­ное со­об­ще­ние по Кру­го­бай­каль­ской же­лез­ной до­ро­ге (стан­ция «Мы­со­вая» — Бай­кал) про­тя­жен­но­стью 260 км. Че­рез реку Ени­сей был воз­ве­ден же­лез­но­до­рож­ный мост.
  • 1913 — вве­де­на в строй Тю­мен­ско-Ом­ская же­лез­ная до­ро­га.
  • 1915 — от­кры­та Амур­ская же­лез­ная до­ро­га (стан­ция «Ку­эн­га» — река Амур) про­тя­женн­остью 2236 км.
  • 1916 — ввод в экс­плу­а­та­цию Амур­ско­го мо­ста и на­ча­ло ре­гу­ляр­но­го со­об­ще­ния от Санкт-Пе­тер­бур­га до Вла­ди­во­сто­ка.


Мост через реку Зею у города Алексеевска. Группа членов приемочной комиссии на открытии движения
по мосту //
Альбом видов постройки средней части Амурской железной дороги. 1910—1914


Ес­ли вас ин­те­ре­су­ет ис­то­рия Ве­ли­ко­го Си­бир­ско­го пу­ти, в Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке вы мо­же­те най­ти ма­те­ри­а­лы о Транс­си­бе. Вот не­ко­то­рые из них:

«Великий путь»: Виды Сибири и Великой Сиб. ж. д. Вып. 1. — Красноярск : М. Б. Аксельрод и К°, 1899.
От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь : 124 вида наиболее важнейших ж.-д. сооружений, городов,
селений, типов инородцев и живописных местностей, прилегающих к линии ж. д., с описанием их

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.