|
Где: Москва, Манежная площадь, 1, Центральный Манеж
Когда: 13 мая — 13 июня 2016 года
Фоторепортаж с открытия выставки в Манеже
В Центральном Манеже проходит выставка, посвященная Году российского кино: «История советского кино в киноплакате (1919—1991)». Российская государственная библиотека предоставила для этой выставки 91 киноплакат.
Киноплакат к фильму «Чапаев» (реж. братья Васильевы, 1934). Художник Анатолий Бельский. 1934. ИЗО РГБ
Одна из основных функций библиотеки — просветительская. И сотрудники Российской государственной библиотеки в полной мере стараются сделать так, чтобы сокровища, хранящиеся в архивах РГБ, увидели тысячи людей. Увидели — и полюбили. Поэтому на многих выставках, проходящих на самых авторитетных площадках Москвы, можно встретить под экспонатами табличку: «Предоставлено Российской государственной библиотекой».
Особенно много подобных табличек на выставке «История советского кино в киноплакате (1919—1991)», организованной Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» и Московским музеем дизайна при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Эта выставка проходит сейчас в Манеже. До 13 июня вы можете посетить ее, вспомнить, что давно не смотрели любимые фильмы, открыть для себя что-то новое и, конечно, насладиться искусством киноплаката. Сотрудники отдела изоизданий подобрали для экспозиции 91 плакат из коллекции Российской государственной библиотеки. Некоторые из них — настоящие шедевры.
Вот они — яркие, большие, привлекательные, такие, чтобы прохожий непременно «зацепился глазами», остановился и, забыв про дела, побежал в кассу покупать билет на ближайший сеанс.
Сейчас место плакатов заняли трейлеры к фильмам. Вот представьте силы, которые вкладываются в шестидесятисекундный ролик, чтобы привлечь зрителя. И не меньше сил вкладывали художники-плакатисты в свою работу, ведь задача была у них та же — привлечь зрителя. Нередко случалось так, что киноплакат был ярче, интереснее, привлекательнее самого фильма.
Киноплакат к фильму «Аэлита» (реж. Яков Протазанов, 1924). Художник Израиль Боград. 1929. ИЗО РГБ
Например, плакат к фильму «Аэлита» художника Израиля Давидовича Бограда (Красный пролетарий, [1929]) и сейчас вызывает удивление и интерес: он абсолютно современный, но при этом абсолютно соответствует духу того времени. На выставке в Манеже он магическим образом концентрирует вокруг себя самое большое количество зрителей. И даже посетивший выставку в день открытия Владимир Ростиславович Мединский, министр культуры Российской Федерации, захотел иметь фотографию этого плаката в своей личной коллекции и снял его на мобильный телефон. А вот фильм «Аэлита» в прокате провалился.
Российская государственная библиотека предоставила для этой выставки и другие плакаты Израиля Бограда. Обратите на них внимание — каждый интересен по-своему: «Потомок Чингисхана» (Межрабпом-фильм, [1928]), «Папиросница от „Моссельпрома“» (Кино-Москва, [1925]), «Окраина» (Межрабпом-фильм, [1933]). К сожалению, работ Израиля Давидовича Бограда после 1938 года мы не увидим: он был арестован, обвинен в шпионаже в пользу Японии и расстрелян.
Не меньшего внимания удостаивается и плакат к фильму «Девушка с коробкой» (Межрабпом-Русь, [1927]). Еще бы! Авторы его, братья Владимир Августович и Георгий Августович Стенберги — художники-графики, конструктивисты, мастера киноплаката. Можно сказать, что они были лидерами в создании киноплаката, основоположниками русского авангардного искусства в киноплакате. И тогда, и сейчас их работы вызывают споры среди знатоков и любителей — и неизменный интерес и восхищение. Даже тому, кто первый раз увидит их работу на выставке в Манеже и присмотрится повнимательнее, легко будет впоследствии угадать руку мастеров. Даже не видя подписи «2-Стенберг-2», как было принято не у художников, а у артистов цирка того времени. Яркие, привлекающие внимание, с крупным асимметричным лицом на переднем плане, с сотней мельчайших деталей, которые хочется рассмотреть, ведь каждая из них не случайна. Киноплакаты братьев Стенбергов перекликаются с картинами их современников — Казимира Малевича и Василия Кандинского.
Киноплакат к фильму «Девушка с коробкой» (реж. Борис Барнет, 1927). Художники Владимир и Георгий
Стенберги. 1927. ИЗО РГБ
Двадцатые годы ХХ века — золотое время советского киноплаката. Вера в то, что светлое будущее вот-вот наступит, молодой энтузиазм, творчество, не скованное рамками цензуры, работа на «важнейшее из всех искусств» — вот неполный перечень составляющих невероятного успеха киноплаката.
Светлана Николаевна Артамонова, главный библиотекарь, хранитель фонда плакатов РГБ, говорит так: «Плакаты никто не воспринимал как искусство. Это было что-то яркое, зрелищное — и сиюминутное. Никто и подумать не мог, что они будут храниться десятилетиями». В самом деле, храним ли мы сейчас рекламные объявления или листовки-приглашения? А плакаты выполняли в свое время роль таких же листовок и объявлений, только приглашали не в ближайший салон или магазин, а в кинотеатр. Но если взглянуть из дня сегодняшнего, становится понятно, что киноплакат — отдельный вид искусства, отражающий дыхание времени, его особенности, взгляды, надежды и вкусы.
Следующий раздел выставки в Манеже — плакаты времен Великой Отечественной войны. Одна-две краски, вместо желания потрясти зрителя — желание вселить в него веру в лучшее, в победу, в жизнь. На плакатах никаких рек крови: ужасов хватает в повседневности. Только светлые, значительные лица. Вот они — улыбаются с киноплактов суровых годов: «Сердца четырех» (худож. Иосиф Герасимович, Госкиноиздат, 1941), «Парень из нашего города» (худож. Николай Хомов, Госкиноиздат, 1942) «Небо Москвы» (Госкиноиздат, 1944), «Жди меня» (худож. Н. Кащеев, Госкиноиздат, 1943), «В 6 часов вечера после войны» (худож. Виктор Иванов, 1944)...
Киноплакат к фильму «В 6 часов вечера после войны» (реж. Иван Пырьев, 1944). Художник Виктор Иванов.
1944. ИЗО РГБ
Второй расцвет киноплаката — время оттепели, шестидесятые годы. Даже когда цензура стала жестко давить на людей искусства, плакат позволял художнику выражаться свободнее, смелее. Именно тогда приходит в главное издательство киноплаката «Рекламфильм» Василий Игоревич Островский (1936—2012). В архивах РГБ хранятся многие из его работ, совершенно необычные, подчеркнуто графичные, выразительные — к фильмам «Бриллиантовая рука» (1968), «9 дней одного года» (1962), «Волшебная лампа Аладдина» (1966) и многие другие. А к 75-летию Василия Игоревича сотрудники отдела изоизданий РГБ устроили его персональную выставку — как плакатиста и художника-графика. Прошла она в Российской государственной библиотеке всего за два месяца до смерти художника...
Завершается экспозиция плакатами времен перестройки — до середины 90-х годов ХХ века. Это плакаты к фильмам «Игла» (1988) Вилена Каракашева, «Чучело» (1984) Владимира Сачкова, «Униженные и оскорбленные» (1991) Олега Васильева и другие.
Но не думайте, что искусство киноплаката закончилось в девяностых! Совсем недавно, в марте этого года, в розовом выставочном зале Российской государственной библиотеки состоялась выставка «Свистать всех в кино», приуроченная к Году кино. На выставке были представлены плакаты с 1990 до 2005 года.
Кажется, что время киноплаката прошло. Но, может, этот вид искусства еще поднимется из небытия. И мы увидим работы новых Стенбергов и Зеленского, Островского и Хомова. А почему бы и нет?
Киноплакат к фильму «9 дней одного года» (реж. Михаил Ромм, 1962). Художник Василий Островский. 1962.
ИЗО РГБ
|
|