Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Выставка «Русские писатели Серебряного века: В. Ф. Ходасевич (1886—1939), Д. С. Мережковский (1865—1941)»

Выставка «Русские писатели Серебряного века: В. Ф. Ходасевич (1886—1939), Д. С. Мережковский (1865—1941)»

 

Где: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, корп. 1, Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка, Дом Паш­ко­ва, Ру­мян­цев­ский чи­таль­ный зал от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ
Ко­гда: 17 ав­гу­ста — 10 сен­тяб­ря 2016 го­да
Вход по чи­та­тель­ско­му би­ле­ту РГБ


17 ав­гу­ста в чи­таль­ном за­ле от­де­ла ру­ко­пи­сей Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки от­кры­лась вы­став­ка «Рус­ские пи­са­те­ли Се­реб­ря­но­го ве­ка: к 130-ле­тию со дня рож­де­ния В. Ф. Хо­да­се­ви­ча и 150-ле­тию со дня рож­де­ния Д. С. Ме­реж­ков­ско­го».


Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский


Что об­ще­го меж­ду эти­ми дву­мя круп­ны­ми фи­гу­ра­ми Се­реб­ря­но­го ве­ка? На пер­вый взгляд, очень труд­но про­сле­дить ка­кие-то зна­чи­тель­ные свя­зи. Но ку­ра­то­ру вы­став­ки Ан­не Ев­ге­ньев­не Ро­ди­о­но­вой, глав­но­му ар­хи­ви­сту от­де­ла ру­ко­пи­сей, и её кол­ле­гам — Лю­бо­ви Александровне Шев­цо­вой и Ве­ре Иго­рев­не Бур­це­вой — уда­лось сде­лать экс­по­зи­цию цель­ной. При этом и Дмит­рий Сер­ге­е­вич Ме­реж­ков­ский, и Вла­ди­слав Фе­ли­ци­а­но­вич Хо­да­се­вич не вы­гля­дят су­хо и дву­мер­но, а пред­ста­ют не­ор­ди­нар­ны­ми, глу­бо­ки­ми, со­мне­ва­ю­щи­ми­ся и стра­да­ю­щи­ми людь­ми, по­чти на­ши­ми со­вре­мен­ни­ка­ми. Это де­ла­ет экс­по­зи­цию уди­ви­тель­но жи­вой — хо­чет­ся узнать о них как мож­но боль­ше.

 

«Что­бы хо­ро­шо пи­сать, на­до стра­дать»

Дмит­рий Сер­ге­е­вич Ме­реж­ков­ский ро­дил­ся 2 (14 по но­во­му сти­лю) ав­гу­ста 1865 (1866?) го­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Мать, Вар­ва­ра Ва­си­льев­на, бы­ла «ан­ге­лом се­мьи», от­да­вая де­вя­те­рым де­тям теп­ло и лю­бовь. Отец, Сер­гей Ива­но­вич Ме­реж­ков­ский, слу­жил в Двор­цо­вой кон­то­ре при Алек­сан­дре II в долж­но­сти сто­ло­на­чаль­ни­ка. «Мне те­перь ка­жет­ся, что в нём бы­ло мно­го хо­ро­ше­го. Но угрю­мый, оже­сто­чён­ный тя­же­лой чи­нов­ни­чьей лям­кой вре­мён ни­ко­ла­ев­ских, он не су­мел устро­ить се­мьи», — пи­сал впо­след­ствии Дмит­рий Сер­ге­е­вич.

Тем не ме­нее имен­но Сер­гей Ива­но­вич, оце­нив дар сти­хо­сло­же­ния сво­е­го сы­на, при­вёл его в 1880 го­ду к Фё­до­ру Ми­хай­ло­ви­чу До­сто­ев­ско­му. Прав­да, сти­хи юно­го Дмит­рия До­сто­ев­ско­му не по­нра­ви­лись. «Сла­бо... сла­бо... ни­ку­да не го­дит­ся... что­бы хо­ро­шо пи­сать, стра­дать на­до, стра­дать».

 


Главный хранитель отдела рукописей РГБ Дмитрий Александрович Чудинов и главный архивист сектора
хранения и учета фонда рукописей РГБ Анна Евгеньевна Родионова на открытии выставки. Дом Пашкова,
Румянцевский читальный зал. 17.08.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ

 

Однако До­сто­ев­ский стал на­сто­я­щим ку­ми­ром Ме­реж­ков­ско­го. На вы­став­ке вы уви­ди­те пе­ре­пис­ку Дмит­рия Сер­ге­е­ви­ча с вдо­вой Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча Ан­ной Гри­горь­ев­ной До­сто­ев­ской. Ан­на Гри­горь­ев­на про­си­ла Ме­реж­ков­ско­го на­пи­сать всту­пи­тель­ную ста­тью к юби­лей­но­му из­да­нию со­бра­ния со­чи­не­ний До­сто­ев­ско­го. Ста­тья «Про­рок рус­ской ре­во­лю­ции» бы­ла на­пи­са­на — и от­верг­ну­та Ан­ной Гри­горь­ев­ной. Оста­но­ви­тесь у вит­ри­ны про­чти­те это пись­мо, да­ти­ро­ван­ное 15 сен­тяб­ря 1906 го­да: «...я то­гда же со­гла­сил­ся с Ва­ми, что, мо­жет быть, по­доб­ной ста­тье не ме­сто в по­доб­ном клас­си­че­ском из­да­нии. Но ни из­ме­нить этот взгляд, ни да­же вы­ска­зать его в бо­лее уме­рен­ной фор­ме я не в си­лах...».

 

Зна­ки и сим­во­лы

Дмит­рия Ме­реж­ков­ско­го на­зы­ва­ют от­цом рус­ско­го сим­во­лиз­ма. Сам он пи­сал: «Под вли­я­ни­ем До­сто­ев­ско­го... на­ча­лось моё увле­че­ние не де­ка­дент­ством, а сим­во­лиз­мом (я и то­гда уже по­ни­мал их раз­ли­чие). Сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний, из­дан­ный в са­мом на­ча­ле 90-х го­дов, я оза­гла­вил „Сим­во­лы“. Ка­жет­ся, я рань­ше всех в рус­ской ли­те­ра­ту­ре упо­тре­бил это сло­во». Имен­но сбор­ник «Сим­во­лы», вы­шед­ший в 1892 го­ду и лек­ция, про­чи­тан­ная в ок­тяб­ре то­го же го­да Ме­реж­ков­ским «О при­чи­нах упад­ка и о но­вых те­че­ни­ях со­вре­мен­ной рус­ской ли­те­ра­ту­ры» счи­та­ют­ся ма­ни­фе­стом сим­во­лиз­ма, а не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли при­ни­ма­ют это за точ­ку от­счё­та Се­реб­ря­но­го ве­ка рус­ской по­э­зии.

Твор­че­ство Дмитрия Ме­реж­ков­ско­го — да­ле­ко не толь­ко по­э­зия! Это был ещё и про­за­ик, дра­ма­тург, пе­ре­вод­чик, эс­се­ист, ли­те­ра­тур­ный кри­тик, фи­ло­соф. Его пе­ру при­над­ле­жат несколько трилогий: «Хри­стос и Ан­ти­христ» [«Смерть бо­гов. Юли­ан От­ступ­ник» (1895), «Вос­крес­шие бо­ги. Лео­нар­до да Вин­чи» (1901), «Ан­ти­христ. Пётр и Алек­сей» (1904—1905)]; «Царство зверя» [«Павел I» (1908), «Александр I» (1913), «14 декабря» (1921)], ита­льян­ские но­вел­лы, пье­сы «Ца­ре­вич Алек­сей», «Юли­ан-От­ступ­ник» и др.

 


Главный архивист сектора хранения и учета фонда рукописей РГБ Анна Евгеньевна Родионова
рассказывает о представленных рукописях Мережковского и Ходасевича на открытии выставки.
Дом Пашкова, Румянцевский читальный зал. 17.08.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ

 

Го­во­ря о Дмит­рии Ме­реж­ков­ском, мы не мо­жем не ска­зать о его же­не, со­рат­н­ице, дру­ге, му­зе, глав­ной жен­щи­не его жиз­ни — Зи­на­и­де Ни­ко­ла­ев­не Гип­пи­ус. Эти два име­ни не­раз­де­ли­мы для всех лю­би­те­лей и зна­то­ков рус­ской куль­ту­ры. На экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны па­риж­ские днев­ни­ки Зи­на­и­ды Ни­ко­ла­ев­ны, вос­по­ми­на­ния её о му­же, их пе­ре­пис­ка с дру­зья­ми — часть пись­ма на­пи­са­на её ру­кой, часть — его. В од­ной из вит­рин — пись­мо Дмитрия Ме­реж­ков­ско­го и Зинаиды Гип­пи­ус Ва­ле­рию Яко­вле­ви­чу Брю­со­ву:

«Ва­ле­рий Яко­вле­вич, ми­лый. Вы нам ста­ли близ­ки. Мы Вас пом­ним всё это вре­мя, ду­ма­ем о Вас глу­бо­ко и неж­но. Спа­си­бо за пись­мо. Но так жи­вём мы все за сте­на­ми, так не уме­ем ло­мать их. И тем от­рад­нее про­стая ми­ну­та, ко­гда чув­ству­ешь, что че­ло­век че­ло­ве­ку — че­ло­век...
— Да, ми­лый Ва­ле­рий Яко­вле­вич, и у ме­ня всё так, как пи­шет З. Н. И мне ещё хо­чет­ся по­бла­го­да­рить Вас за то, что Вы при­шли то­гда к нам. Зна­чит, уж рань­ше чув­ство­ва­ли, что мы мо­жем быть близ­ки. Зна­е­те, по­че­му Вы мне осо­бен­но близ­ки? По­то­му что у нас с Ва­ми об­щий грех — и об­щее стра­да­ние...» (14 де­каб­ря 1913 го­да).

 


Владислав Ходасевич
 
Счаст­ли­вый до­мик

Ва­ле­рию Яко­вле­ви­чу Брю­со­ву пи­сал и Вла­ди­слав Хо­да­се­вич. Имен­но круг об­ще­ния, круг дру­зей и зна­ко­мых объ­еди­ня­ет Хо­да­се­ви­ча и Ме­реж­ков­ско­го. Мы ви­дим от­прав­лен­ные каж­дым из них пись­ма и по­свя­ще­ния Валерию Брю­со­ву, Михаилу Гер­шен­зо­ну, Василию Ро­за­но­ву. И, воз­мож­но, это сбли­жа­ет их силь­нее, чем не­сколь­ко лет лич­но­го об­ще­ния в эми­гра­ции.

Вла­ди­слав Фе­ли­ци­а­но­вич Хо­да­се­вич на два­дцать лет мо­ло­же Дмит­рия Ме­реж­ков­ско­го. Он ро­дил­ся 16 (28) мая 1886 в Москве. По­эт, ис­то­рик, ме­му­а­рист, пуш­ки­нист, пе­ре­вод­чик, ли­те­ра­тур­ный кри­тик — у его та­лан­та мно­го гра­ней.

Отец, Фе­ли­ци­ан Ива­но­вич, учил­ся в Ака­де­мии ху­до­жеств, но стал не жи­во­пис­цем, а фо­то­гра­фом. Мать, Со­фья Яко­влев­на, бы­ла из се­мьи из­вест­но­го ев­рей­ско­го ли­те­ра­то­ра Яко­ва Алек­сан­дро­ви­ча Браф­ма­на.

В 1907 го­ду вы­хо­дит пер­вый сбор­ник сти­хов Хо­да­се­ви­ча — «Мо­ло­дость». В 1914-м — вто­рой, «Счаст­ли­вый до­мик». На экс­по­зи­ции вы уви­ди­те этот сбор­ник с соб­ствен­но­руч­ной дар­ствен­ной над­пи­сью, сде­лан­ной Владиславом Хо­да­се­ви­чем: «Глу­бо­ко­ува­жа­е­мо­му Ва­ле­рию Яко­вле­ви­чу Брю­со­ву, мо­е­му учи­те­лю, с чув­ством не­из­мен­ной люб­ви к его твор­че­ству. 1914, фев­раль».

Фев­раль­скую, а за ней и Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию Хо­да­се­вич при­нял с вос­тор­гом. Но вско­ре оча­ро­ва­ние про­шло. В пер­вые го­ды по­сле ре­во­лю­ции Вла­ди­мир Фе­ли­ци­а­но­вич за­ве­ду­ет мос­ков­ским от­де­ле­ни­ем со­здан­но­го Мак­си­мом Горь­ким из­да­тель­ства «Все­мир­ная ли­те­ра­ту­ра», ве­дёт за­ня­тия с мо­ло­ды­ми ли­те­ра­то­ра­ми, чи­та­ет лек­ции. На вы­став­ке есть его пись­мо Георгию Чул­ко­ву, да­ти­ро­ван­ное 20 ян­ва­ря 1920 го­да: «...Един­ствен­ный спо­соб устро­ить­ся здесь сыт­но, это — чи­тать лек­ции мат­ро­сам, кр-м и ми­ли­ци­о­не­рам, обя­за­тель­но ме­стах в 4—5 од­но­вре­мен­но... Это­го Вам не вы­дер­жать, как и мне». В 1925 го­ду при со­дей­ствии Мак­си­ма Горь­ко­го он со сво­ей тре­тьей же­ной, то­же ли­те­ра­то­ром, Ни­ной Бер­бе­ро­вой, эми­гри­ру­ет в Па­риж.

 

 

«...Цел, от­но­си­тель­но сыт — и то хо­ро­шо»

Вот в Па­ри­же и пе­ре­се­ка­ют­ся пу­ти Дмит­рия Ме­реж­ков­ско­го и Вла­ди­сла­ва Хо­да­се­ви­ча. Они встре­ча­ют­ся на ве­че­рах со­здан­но­го Ме­реж­ков­ским и Гип­пи­ус клу­ба по­этов и пи­са­те­лей «Зе­лё­ная лам­па», до­го­ва­ри­ва­ют­ся о пуб­ли­ка­ци­ях в эми­грант­ских жур­на­лах. Но вско­ре их до­ро­ги рас­хо­дят­ся.

Со­зда­те­ли вы­став­ки — Ан­на Ев­ге­ньев­на Родионова, Лю­бовь Александровна Шевцова Ве­ра Иго­рев­на Бурцева — зна­ко­мят нас со все­ми гра­ня­ми та­лан­та Ме­реж­ков­ско­го и Хо­да­се­ви­ча.

На экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные ав­то­гра­фы сти­хо­тво­ре­ний Вла­ди­сла­ва Фе­ли­ци­а­но­ви­ча Хо­да­се­ви­ча, его пе­ре­во­ды ар­мян­ской по­э­зии, «Вос­по­ми­на­ний ита­льян­ско­го дво­ря­ни­на» Стен­да­ля, дра­мы Зыгмунта Кра­син­ско­го «Ири­ди­он», сбор­ни­ки, пись­ма, кри­ти­че­ские ста­тьи. По­се­ти­те­ли уви­дят ав­то­гра­фы про­из­ве­де­ний Дмит­рия Сер­ге­е­ви­ча Ме­реж­ков­ско­го «Ца­ре­вич Алек­сей», «14 де­каб­ря», «Пётр и Алек­сей», его сти­хо­тво­ре­ний «Труб­ный глас», «Мо­лит­ва о кры­льях», письма к Антону Павловичу Чехову, которого Мережковский безмерно уважал, чер­но­ви­ки к пье­сам, по­свя­ще­ния, днев­ни­ки.

Владислав Хо­да­се­вич умер 14 июня 1939 го­да в Париже, Дмитрий Ме­реж­ков­ский то­же в Па­ри­же — 9 де­каб­ря 1941 го­да. К со­жа­ле­нию, ар­хи­ва по­след­них лет жиз­ни Ме­реж­ков­ско­го и Хо­да­се­ви­ча в Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке нет. Но со­труд­ни­ки от­де­ла ру­ко­пи­сей на­де­ют­ся, что ко­гда-ни­будь их со­кро­вищ­ни­ца по­пол­нит­ся — и они смо­гут ещё бо­лее пол­но рас­ска­зать о лю­дях, чьи име­на из­вест­ны каж­до­му чи­та­ю­ще­му че­ло­ве­ку в на­шей стра­не.

 


 

Видеоре­пор­таж телеканала «Россия. Культура» об от­кры­тии вы­став­ки:

 

 


 

 


Дмитрий Мережковский. Письмо к Валерию Брюсову. 1906, февраля 14.
Отдел рукописей РГБ, Ф. 386, к. 94, ед. хр. 44

Из письма Мережковского Брюсову от 15 февраля 1906 года, лл. 8—9: «Глубокоуважаемый и дорогой Валерий
Яковлевич, вместе с этим письмом отправляю Вам заказною бандеролью статью о Достоевском. Жду денег.
Я отметил карандашом, знаками те места, опасные в цензурном отнощении. Исключите их. Я не желаю
ни себя, ни Вас подвергнуть ярости Зверя, ибо ещё не наступило время и сроки для совершенно открытой
борьбы с оным зверем. Да и «Весов» жалко, которые, несомненно, будут сметены с лица земли, если Вы
не будете осторожны...
Что же Гоголь? Что же Гоголь? Что же Гоголь? Вы не можете себе представить,
как Вы вредите себе и мне этим промедлением. Я уезжаю на днях за границу — неужели же до отъезда так
и не получу экземпляры Гоголя?!!!...»

 


Дмитрий Мережковский. Письмо к А. Г. Достоевской по поводу ее отказа от вступительной статьи
«Пророк русской революции» к юбилейному изданию собрания сочиенний ф. М. Достоевского. 1906.
Автограф. Париж.

Лл. 27—28 об.: «... я тогда же согласился с Вами, что, может быть, подобной статье не место в подобном
классическом издании. Но ни изменить этот вгляд, ни даже высказать его в более умеренной форме я
не в силах...».
Отдел рукописей РГБ, Ф. 93/II, к. 6, ед. хр. 74

 


Дмитрий Мережковский. Письмо к Василию Розанову. 1900-е годы.
Отдел рукописей РГБ, Ф. 249, к. 3872, ед. хр. 1

 


Дмитрий Мережковский. Письмо к Василию Розанову. 1900-е годы.
Отдел рукописей РГБ, Ф. 249, к. 3872, ед. хр. 1

 


 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.