|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Голубой выставочный зал (3-й подъезд, 3-й этаж)
Когда: 15—30 августа 2016 года
Вход свободный
Время работы: понедельник — пятница (11:00—17:00); суббота и воскресенье — выходной
В Голубом зале Российской государственной библиотеки проходит выставка «Садово-парковая культура России: история развития». Торопитесь увидеть: продлится она только до 30 августа. А посмотреть на неё стоит — она станет прекрасным прощальным аккордом уходящего лета.
Заместитель заведующей отделом организации выставочных работ Татяна Ивановна Новокрещёнова
проводит экскурсию по выставке «Садово-парковая культура России: история развития».
Фото: Мария Колосова / РГБ
Если у тебя есть сад и библиотека,
то у тебя есть всё, что тебе нужно.
Марк Туллий Цицерон
Выставка «Садово-парковая культура России: история развития» рассказывает, как менялось на Руси отношение к садам и паркам с древних времен и до наших дней — от утилитарного к возвышенному.
Начинается экспозиция рассказом о садах за стенами монастырей. Уход за растениями входил в ежедневное послушание монахов, ему уделялся специальный раздел в Уставе. Монастырские сады старались сделать зримым воплощением райских кущ. Создавая вертоград на Валааме, монахи собирали землю со всего острова, а часть её была привезена с материка — камни и скалы острова совсем не напоминали райские чертоги. Высаживали деревья и кустарники, собранные со всего мира. Заботливо ухаживали, возделывали, берегли. Древние сады монастырей русского севера соединяли в себе красоту и функциональность: здесь выращивались овощи, фрукты, целебные травы. На выставке представлены книжные издания, посвящённые обителям Валаама, Соловков, Троице-Сергиевой лавры, Толгскому Свято-Введенскому монастырю, Донскому монастырю и другим.
Следующий раздел выставки посвящён садам при теремах допетровской эпохи. Они имели, скорее, утилитарный характер — плодовые деревья, плодоносящие кустарники, грядки овощей и трав. Но прогулки по саду были одним из немногих развлечений живших в теремах цариц, царевен, боярынь, практически заточённых в четырёх стенах, поэтому красоте и планированию ландшафта уделялось немало внимания. Такие сады при теремах назывались красными (красивыми). В московском Кремле их было несколько. Особенно известны Верхний и Нижний (1681) красные набережные сады. Строения украшали верховыми (висячими) садами. Особняком стояли аптекарские огороды, где выращивали лекарственные растения, и увеселительные сады — они устраивались в загородных усадьбах, где можно было устроить соколиную охоту или увеселение — «Коломенское», «Измайлово», «Царицыно» и др.
Петергоф зимой // А. Регель. Изящное садоводство и художественные сады. — 1896.
На витрине, посвящённой допетровским временам, вы увидите фундаментальный труд выдающегося историка и археолога Ивана Егоровича Забелина (1820—1908) «Домашний быт русских царей и цариц».
Петровская эпоха привела в Россию сады, устроенные на европейский манер. Шиповник сменяется розами, цветочные клумбы вытесняют грядки с овощами. Появляются парки, не имеющие никакого утилитарного значения — это только радующее глаз место для прогулок. В Европе парки делились на пейзажные и регулярные. Регулярный (французский) парк — имеющий геометрически правильную планировку, с прямыми аллеями, цветниками правильной формы, фигурно подстриженными деревьями и кустарниками. Образцы регулярного парка в России — Летний сад, усадьба «Кусково», Петергоф.
Пейзажный (английский, иррегулярный) парк — тот, что следует за уже существующим ландшафтом, расставляя акценты, не переделывая то, что создала природа. Такие парки — Гатична, «Царицыно», «Кусково».
Впрочем, нельзя сказать, что это чистые образцы традиционного паркового искусства. Парки в России самобытные, представляют, скорее, смешение обоих стилей с изрядной долей самобытности.
Русское направление в садово-парковой культуре прочно связано с именем первого российского учёного-агронома, ботаника и лесовода Андрея Тимофеевича Болотова (1738—1833). Андрей Тимофеевич писал так: «Не было б нимало постыдно для нас то, когда бы были у нас сады не Англинские, не Французские, а наши собственные и изображенные самими нами и когда б мы называть их стали Российскими». Обязательно уделите внимание акварелям, представляющим работу Андрея Тимофеевича, — знаменитой усадьбе Бобринских в Богородицке.
Вилла Джусти (близ Вероны) // А. Регель. Изящное садоводство и художественные сады. — 1896.
Сады и парки вдохновляли архитекторов на создание удивительных построек и украшений — беседок, фонтанов, гротов, фонарей. Проекты «Русского Леонардо» Николая Александровича Львова (1753—1803) и других мастеров вы сможете увидеть в одном из разделов экспозиции.
Главное богатство Российской государственной библиотеки — это, конечно, книги. Вы увидите настоящие библиографические ценности: изданные в 1860 году «Письма об устройстве воздушных, ландшафтных садов, парков, садиков, красивых огородов и пр.» Александра Рафаиловича Остафьева, историко-дидактический очерк Арнольда Эдуардовича Регеля «Изящное садоводство и художественные сады» (1896), «Сады и парки» Владимира Яковлевича Курбатова (1916) и многие другие. На экспозиции представлены материалы от первой трети XIX века до первого десятилетия века XXI.
Большое внимание создатели выставки — её куратор, заместитель заведующего отделом организации выставочных работ Татьяна Ивановна Новокрещёнова и главный специалист отдела организации выставочных работ Светлана Викторовна Завадская — уделили российским усадьбам и их состоянию на сегодняшний день. Наглядный пример возрождения садово-парковой культуры — «Царицыно», «Кузьминки», «Архангельское», «Коломенское». Усадьбы восстановлены, возвращены к жизни и готовы наглядно знакомить посетителей с историей русского садово-парковой культуры.
Посетить выставку вы можете с понедельника по пятницу, с 11 до 17 часов. Вход свободный, читательский билет не нужен.
С. Н. Вильчковский. Царское Село. — Т-во Р. Голике и А. Вильборга, 1911.
Иоганн Непомук Раух. Виды села Влахернскаго [Кузьминки. — Прим. ред.], принадлежащаго князю
Сергею Михайловичу Голицыну = [Vues de Blacherne domaine de mr. le prince Serge Galitzin]. — [Paris] :
Auguste Bry, [18—?]
Портфель садовый для садовников, цветоводцев и огородников : Соврем. открытия и изобретения
по части садоводства, цветоводства и огородничества, и новейшие способы прививания дерев
и устройства парников : Соч., примен. к климату России и сост. по собств. и иностр. писателей опытам.
Ч. 1—2. — Москва : тип. Т. Т. Волкова и К°, 1853.
Всемирная иллюстрация. Т. 41, № 17. — СПб., 1884.
Слева: Описание Валаамского монастыря : С прил. изображения Сергия и Германа валаам. чудотворцев
и 11 рис. — Санкт-Петербург : изд. иждивением Валаам. монастыря, 1890.
Справа: Всемирная иллюстрация. Т. 37, № 23. — СПб., 1887.
|
|