|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, отдел нотных изданий и звукозаписей
Когда: 27 января — 20 марта 2016 года
Моцарт является одним из основоположников классицизма в музыке. Смелое переосмысление традиций галантного стиля позволило ему в значительной степени раздвинуть горизонты музыкального искусства. Своеобразие его творчества обусловлено сочетанием необыкновенного лиризма, воодушевленности с высокой организованностью и волевой собранностью. Имя Моцарта стало символом гениальности, высочайшего мастерства. Ценность его творений и их огромная роль в духовной жизни человечества поистине впечатляют.
При подготовке экспозиции в отделе нотно-музыкальных изданий РГБ решили остановиться на старопечатных изданиях из специальной части фонда отдела, где хранятся наиболее ценные и редкие ноты. Моцартовское наследие среди этих раритетов представлено в 325 изданиях, вышедших в свет с 1765 по 1825 год. Непосредственно для выставки были отобраны прижизненные публикации — это шестнадцать нот. К ним добавили три сборника, которые были выпущены вскоре после смерти композитора. Девять из этих изданий являются первыми, благодаря чему они в наибольшей степени примечательны. В экспозицию также вошли три издания, датированные промежутками времени в несколько лет, включающих и те периоды, когда композитор был жив. Все собранные ноты являются иностранными.
Выполненная в свое время датировка представленных экземпляров предполагала использование справочников — авторитетных информационных изданий, таких как:
- указатель сочинений Моцарта, составленный Людвигом фон Кёхелем «Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke Wolfgang Amadé Mozarts» (Wiesbaden, 1964);
- книга Отто Эриха Дойча «Musikverlags-Nummern: eine Auswahl von 40 datierten Listen 1710—1900» (Berlin, 1961) с перечнями номеров досок, принадлежавших зарубежным нотоиздательским фирмам XVIII—XIX веков;
- словарь Сесила Хопкинсона «A dictionary of Parisian music publishers, 1700—1950» (London, 1954), включающий сведения о парижских музыкальных издателях;
- каталог издательства Иоганна Юлиуса и Бурхарда Хуммелей «J. J. & B. Hummel Music-Publishing and Thematic Catalogues» (Stockholm, 1972), подготовленный Кари Йоханссон;
- книги из серии «Individual Prints before 1800» [Отдельные издания до 1800 года] (Kassel, 1971—2012), с которой началось составление международного каталога старинных музыкальных источников «Répertoire International des Sources Musicales» (RISM).
Все эти книжные материалы можно увидеть в экспозиции.
Заместитель генерального директора РГБ по научно-издательской деятельности Александр Юрьевич
Самарин открывает выставку прижизненных изданий произдведений Моцарта. 27 января 2016 г.
Также выставка знакомит с каталогом из серии «Памятники музыкального искусства», в котором наряду с другими редкими нотами Моцарта из нашего фонда отражены и выставленные издания. Данный каталог, подготовленный сотрудниками отдела, выпущен в 1980 году.
Моцарт создавал музыку в различных жанрах и формах. Его прижизненные издания, которые хранятся у нас, включают главным образом инструментальные сочинения. Здесь есть камерные опусы (квартеты, произведения для фортепиано-соло), но в большинстве случаев содержатся фортепианные концерты, и они представлены прежде всего в числе первых изданий. Отметим, к примеру, партии Концерта для фортепиано с оркестром F-dur (КV. 387а, [1785]). В этих нотах установлены сведения не только о дате выпуска, но и о заглавии, месте публикации и издателе.
Партии оформлены необычно. Они имеют обложки, содержащие аппликационные элементы с размещением частичной информации о произведении. В начале нескольких партий подписано «al Principe di Stolberg» [Князь Штольберг]. На основании этого можно предположить, что издание когда-то принадлежало представителю старинной знатной немецкой семьи Штольбергов, которая отличалась завидной просвещенностью, чем оказала немалое влияние на ход развития Германии.
Среди первых изданий интересны и ноты двенадцати немецких танцев (KV. 600, 602, 605, [1791]). На титульном листе сборника напечатано: «...für das Clavier übersetzt welche in dem K. K. Redouten Saal in Wien aufgeführet worden...» [«...переложения для фортепиано, которые были исполнены в Редутном зале в Вене...»]. Редутный зал расположен в знаменитом венском дворце Хофбурге — зимней резиденции австрийских императоров. Бытует мнение, что ни один другой зал в мире за триста лет не видел такого огромного числа выступлений выдающихся музыкантов.
Главный библиограф отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ Татьяна Ростиславовна Горшкова
рассказывает о прижизненных изданиях произведений Моцарта в фондах Российской государственной
библиотеки. 27 января 2016 г.
Экспозицию дополняет репродукция картины Мартина Ван Мейтенса «Wedding Supper» (1763) с изображением Редутного зала. Полотно посвящено праздничному ужину в честь бракосочетания Иосифа II и Изабеллы Пармской в 1760 году. В этой картине имеется примечательный фрагмент. В левом нижнем углу среди придворных музыкантов изображен ребенок с треуголкой — и это Вольфганг Моцарт. Об этом факте можно прочесть в книге французского музыковеда Жиля Кантагреля «Рождение шедевров Моцарта» (Москва, 2005).
Отдельного внимания заслуживает первое издание трех концертных квартетов (KV. 575, 589, 590, [1791]). Ноты содержат шмуцтитул, на котором запечатлен Моцарт в известной гравюре Иоганна Георга Мансфельда. Гравюра выполнена в 1789 году по барельефу Леонарда Поша. Авторы гравюры и барельефа поместили портрет композитора в центр медальона. Мансфельд обрамляет медальон ветвями лавра и дуба, символизирующими славу. Под медальоном представлен ряд музыкальных атрибутов: скрипка, лира, труба, нотные листы и клавиатура. Внизу — цитата из Горация: «Dignum laude virum Musa vetat mori» [«Мужу, достойному славы, Муза не даст умереть»]. Выставка включает портреты Поша и Мансфельда, а также фотографию барельефа Поша с изображением Моцарта.
Прижизненные издания Моцарта из фонда РГБ большей частью выпущены издательской фирмой «Артария» («Artaria»). Она была основана в 1769 году выходцами из Италии Карло Артарией и его двоюродными братьями, переселившимися в 1750 году в Австрию. Первоначально предприятие печатало гравюры и географические карты, а с 1778 года стало выпускать ноты. В конце XVIII — начале XIX века фирма считалась одной из крупнейших в Европе. В основном она публиковала произведения венских классиков, в том числе многие сочинения Моцарта.
Станислава Масленникова (сопрано) и Елена Егорова (фортепиано). Концерт на открытии выставки
в Доме Пашкова. 27 января 2016 г.
Выставка знакомит с нотами и других издательств, основанных в разных городах Европы: Иоганна Юлиуса и Бурхарда Хуммелея (J. J. & B. Hummel) / Амстердам; Иоганна Михаэля Гётца (Musickverlag von Johann Michael Goetz) / Мангейм; Жан-Жоржа Зибера (Sieber) / Париж; Бернхарда Шотта (Schott) / Майнц; Генриха Филиппа Босслера (Bossler) / Шпайер; Жан-Жерома Имбаулта (Imbault) / Париж. Нотопечатная деятельность этих издателей разворачивалась во второй половине XVIII века.
Очевидно, что прижизненные издания Моцарта всегда привлекали к себе особое внимание, и ценность этих памятников музыкальной культуры со временем будет только возрастать.
|
|