|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, читальный зал НИО рукописей РГБ
Когда: 15—31 января 2016 года
Виртуальная выставка (на сайте РГБ, на Flickr)
В читальном зале научно-исследовательского отдела рукописей РГБ открыта выставка к 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама «Нет, никогда, ничей я не был современник, мне не с руки почет такой». В экспозиции представлены уникальные документы из нескольких личных архивных фондов: рукописи поэта, автографы и фотографии его современников, связанных с ним дружбой и творчеством. Дополняют рукописные материалы прижизненные издания мастера. Выставка, посвященная творчеству поэта, проводится в РГБ впервые.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938) — выдающийся русский поэт ХХ века. В рецензии на книгу стихов Мандельштама, вышедшую в 1928 году, историк Альберт Захарович Манфред так характеризует его творчество: «В современной русской поэзии О. Мандельштам — крупный мастер и очень одаренный художник — занимает особое место. Он стоит особняком, в стороне от больших путей развития поэзии, в стороне от боевых литературных лагерей — пролетарского, крестьянского, новобуржуазного, в стороне от расположенных между ними промежуточных бивуаков».
Исключительность, непохожесть его поэзии на чье-либо творчество отразилась и на его личной биографии, только с обратным знаком — мало можно найти авторов со столь же трудным жизненным путем, столь трагически погибших.
Драматическая судьба поэта сказалась и на сохранности его архивов: часть документов погибла во время войны, а то, что удалось сохранить вдове поэта Надежде Яковлевне Мандельштам, было передано ею в Принстонский университет. В настоящее время документы Мандельштама хранятся в РГАЛИ, ИМЛИ и Российской государственной библиотеке. В РГБ документы, связанные с именем поэта, довольно многочисленны и хранятся в нескольких личных архивных фондах.
На выставке представлены уникальные материалы: автографы стихотворений Осипа Мандельштама из личных архивных фондов, автографы его современников Анны Ахматовой, Валерия Брюсова, Ларисы Рейснер, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого и других, уникальные семейные фотографии Осипа Мандельштама и его окружения, переписка Надежды Яковлевны, жены поэта, с Еленой Булгаковой и пианисткой Марией Юдиной, афиши 1920-х годов с программами лекций и вечеров в студиях «Дома искусств». Все это позволяет воочию и весьма живо представить окружение поэта и его время.
На выставке есть машинописные воспоминания о Мандельштаме Анны Ахматовой: «Чудак? Конечно, чудак! Он, например, выгнал молодого поэта, который пришел жаловаться, что его не печатают. Смущенный юноша спускался по лестнице, а Осип стоял на верхней площадке и кричал вслед: „А Андрея Шенье печатали? А Сафо печатали? А Иисуса Христа печатали?“»
А из писем Надежды Мандельштам мы узнаем, как поэт познакомился с Михаилом Булгаковым: «Это было в Батуме в 1921 году. К нам несколько раз подходил молодой человек и спрашивал О. М., стоит ли писать роман, чтобы послать его в Москву на конкурс. О. М., к тому времени уже знавший литературную жизнь, говорил, что на конкурс посылать ничего не стоит, а надо ехать в Москву и связаться с редакциями... О. М. говорил мне, что у этого незнакомого юноши... вид, внушающий доверие... и что у него, вероятно, накопился такой материал, что он уже не в состоянии не стать писателем. Вскоре в Москве мы встретились с Булгаковым — автором первых рассказов и „Белой гвардии“. Шумный успех „Турбиных“ не был для нас неожиданностью».
В экспозиции представлены материалы из нескольких личных архивных фондов — Михаила Булгакова, Эммы Герштейн, Всеволода Иванова, Корнея Чуковского и других.
Здесь можно увидеть и первую публикацию стихотворения Мандельштама в журнале «Аполлон» (№ 9, 1910), журнал «Гиперборей», в котором также печатался поэт. Представлена дебютная книга стихов «Камень» (три издания — 1913, 1916, 1923), вторая книга стихов «Tristia» («Скорбные элегии»), вышедшая в 1922 году в Берлине, последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения» (1928), прозаические произведения — «Шум времени» (1925) и «Египетская марка» (1927). Интересны издания детских стихов Мандельштама.
Выставка рассчитана на широкий круг любителей поэзии, поклонников таланта великого поэта.
|
|