Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Выставка к 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова «Как не горели рукописи...»

Выставка к 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова «Как не горели рукописи...»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, 3-й подъезд, 3-й этаж, голубой выставочный зал
Когда: 17 мая — 17 июня 2016 года (с 12:00 до 18:00 еже­днев­но, кро­ме вы­ход­ных дней)

Фоторепортаж с открытия выставки в голубом зале РГБ

Где: Москва, ул. Большая Пироговская, 35а, стр. 1, Музей-квартира Михаила Булгакова
Когда: 14—21 мая 2016 года

Фоторепортаж с выставки в квартире Булгакова на Большой Пироговской


От­дел ор­га­ни­за­ции вы­ста­воч­ных ра­бот РГБ при­гла­ша­ет на вы­став­ку «Как не го­ре­ли ру­ко­пи­си...», при­уро­чен­ную к 125-ле­тию со дня рож­де­ния Ми­ха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча Бул­га­ко­ва (1891—1940). 17 мая 2016 года состоялось ее торжественное открытие.



За­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра РГБ по внеш­ним свя­зям и вы­ста­воч­ной де­я­тель­но­сти
Наталья Юрьевна Самойленко выступает на открытии выставки «Как не горели рукописи...».
Российская государственная библиотека, голубой выставочный зал. 17.05.2016
Фото: Мария Колосова / РГБ


«Так по­ра­жа­ет мол­ния, так по­ра­жа­ет фин­ский нож»

Лю­бовь к про­из­ве­де­ни­ям Ми­ха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча Бул­га­ко­ва у каж­до­го из нас своя. Каж­дый по-сво­е­му от­кры­ва­ет ро­ман «Ма­стер и Мар­га­ри­та» и «Дья­во­ли­а­ду», «Со­ба­чье серд­це» и «Бе­лую гвар­дию», по­весть «Ро­ко­вые яй­ца» и пье­су «Дни Тур­би­ных».

Этой лю­бо­вью, по­чти ося­за­е­мой, про­ни­за­на вы­став­ка «Как не го­ре­ли ру­ко­пи­си...», при­уро­чен­ная к 125-ле­тию со дня рождения Ми­ха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча Бул­га­ко­ва, от­крыв­ша­я­ся 17 мая в го­лу­бом выставочном за­ле Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки. И это не толь­ко лю­бовь и ува­же­ние ор­га­ни­за­то­ров вы­став­ки — со­труд­ни­ков РГБ, где хра­нит­ся пол­ный ар­хив Ми­ха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча, это лю­бовь, про­тя­нув­ша­я­ся че­рез го­ды — в пись­мах чи­та­те­лей, ко­то­рые от­кры­ли для се­бя кни­ги Бул­га­ко­ва.

Ав­тор идеи вы­став­ки и ее ку­ра­тор Ана­ста­сия Пе­ре­ве­зен­це­ва, за­ве­ду­ю­щая сек­то­ром от­де­ла вы­ста­воч­ной ра­бо­ты РГБ, го­во­рит об этом так: «На­ша вы­став­ка цен­на тем, что по­ка­зы­ва­ет ре­ак­цию про­стых лю­дей на про­из­ве­де­ния Ми­ха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча, их от­зы­вы, их чув­ства». И дей­стви­тель­но, чи­тать вос­тор­жен­ные строч­ки («Чу­до! Не­ве­ро­ят­но! Спа­си­бо, спа­си­бо, спа­си­бо!») от ве­ли­кой ак­три­сы Фа­и­ны Ге­ор­ги­ев­ны Ра­нев­ской и Юрия Ко­рот­ко­ва, от шест­на­дца­ти­лет­не­го юно­ши и ка­пи­та­на даль­не­го пла­ва­ния, очень ра­дост­но. И очень боль­но. По­то­му что все эти пись­ма за­поз­да­ли более чем на чет­верть ве­ка и ад­ре­со­ва­ны не са­мо­му Ма­сте­ру, а его вдо­ве Еле­не Сер­ге­ев­не Бул­га­ко­вой. Впер­вые «Ма­стер и Мар­га­ри­та» был опуб­ли­ко­ван в двух но­ме­рах жур­на­ла «Москва» в кон­це 1966 и на­ча­ле 1967 го­да. А Ми­ха­ил Бул­га­ков умер 10 мар­та 1940 го­да, за­кон­чив ро­ман, но не уви­дев его пуб­ли­ка­ции. И осо­зна­вать это тя­же­ло.



На открытии выставки «Как не горели рукописи...» в голубом выставочном зале РГБ. 17.05.2016
Фото: Мария Колосова / РГБ


От двадцатых го­дов до на­ших дней

Пе­ре­хо­дя от вит­ри­ны к вит­ри­не, рас­смат­ри­вая ру­ко­пи­си, ар­хив­ные ма­те­ри­а­лы, офи­ци­аль­ные пуб­ли­ка­ции, сам­из­дат, там­из­дат, вос­тор­жен­ные пись­ма чи­та­те­лей и раз­гром­ные ста­тьи и фе­лье­то­ны, из­де­ва­ю­щи­е­ся над «бул­га­ков­щи­ной», вы смо­же­те по­нять, как и чем жил Ми­ха­ил Афа­на­сье­вич, по­чув­ство­вать ат­мо­сфе­ру, в ко­то­рой он ра­бо­тал, по­про­бо­вать про­сле­дить за хо­дом мыс­ли и про­цес­сом со­зда­ния лю­би­мых про­из­ве­де­ний. Но при­го­товь­тесь к то­му, что ощу­ще­ние чи­стой ра­до­сти от воз­мож­но­сти при­об­щить­ся к жиз­ни лю­би­мо­го пи­са­те­ля бу­дет гор­чить.

Вот на пер­вой вит­ри­не ко­пия за­яв­ле­ния Бул­га­ко­ва на имя за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля кол­ле­гии ОГПУ (Объ­еди­нен­ное го­су­дар­ствен­ное по­ли­ти­че­ское управ­ле­ние) то­ва­ри­ща Яго­ды: «Так как мне по хо­ду мо­их ли­те­ра­тур­ных ра­бот не­об­хо­ди­мо пе­ре­чи­тать мои днев­ни­ки, взя­тые у ме­ня при обыс­ке в мае 1926 го­да, я об­ра­тил­ся с хо­да­тай­ством к Алек­сею Мак­си­мо­ви­чу Горь­ко­му с прось­бой хо­да­тай­ство­вать пе­ред ОГПУ о воз­вра­ще­нии мо­их ру­ко­пи­сей, со­дер­жа­щих край­не цен­ное лич­но для ме­ня от­ра­же­ние мо­е­го на­стро­е­ния в про­шед­шие го­ды (1921—1925). Но во­прос о воз­вра­ще­нии по­че­му-то за­тя­нул­ся. Я про­шу... вер­нуть мне мои днев­ни­ки...».

Прось­бу удо­вле­тво­ри­ли толь­ко в 1929 го­ду, но с тех пор, как тет­ра­ди бы­ли изъ­яты, Ми­ха­ил Афа­на­сье­вич днев­ни­ков не вел. По сло­вам Еле­ны Сер­ге­ев­ны, его же­ны, «Ми­ша... дал се­бе сло­во ни­ко­гда не ве­сти днев­ни­ка. Для не­го ужас­на и не­по­сти­жи­ма мысль, что пи­са­тель­ский днев­ник мо­жет быть ото­бран».



Слева: Литературный журнал «Москва», 1967, № 1 (1966, № 11 — первая часть). Первая публикация
романа «Мастер и Маргарита» в сокращенном виде была осуществлена в 1966—1967 годах (журнал
«Москва», предисловие Константина Симонова, послесловие Абрама Вулиса).
Справа: Самиздат романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Байконур, 1983. Частное собрание.


Каж­до­му про­из­ве­де­нию на экс­по­зи­ции от­ве­де­на от­дель­ная пол­ка или це­лая вит­ри­на. Ис­то­рия жиз­ни и твор­че­ства это­го са­мо­го со­вре­мен­но­го из ве­ли­ких пи­са­те­лей раз­во­ра­чи­ва­ет­ся пе­ред на­ми.

Вот пер­вые пуб­ли­ка­ции мо­ло­до­го Бул­га­ко­ва: га­зет­ные, жур­наль­ные. Ми­ха­ил Афа­на­сье­вич и его су­пру­ги (вто­рая, Лю­бовь Ев­ге­ньев­на Бе­ло­зер­ская, и тре­тья, Еле­на Сер­ге­ев­на Бул­га­ко­ва) скру­пу­лез­но со­би­ра­ли вы­рез­ки с пуб­ли­ка­ци­я­ми и от­зы­ва­ми. Есть да­же за­мет­ка из вла­ди­во­сток­ской га­зе­ты за 1925 год! Еле­на Сер­ге­ев­на поз­же на­пи­шет, что уни­что­жа­ю­щих от­кли­ков бы­ло мно­же­ство, но «все­го три по­ло­жи­тель­ных».

Вот ро­ман «Бе­лая гвар­дия». Ес­ли бы­ва­ют кни­ги «с труд­ной судь­бой», то про «Бе­лую гвар­дию» точ­но мож­но так ска­зать. В 1925 го­ду в жур­на­ле «Рос­сия» вы­шли пер­вые 13 глав. И... жур­нал за­крыл­ся. Пол­но­стью роман был на­пе­ча­тан в Па­ри­же в 1927—1929 го­дах. К то­му мо­мен­ту по мо­ти­вам произведения Ми­ха­ил Афа­на­сье­вич со­здал пье­су «Дни Тур­би­ных». И в Ри­ге в 1927 го­ду вы­хо­дит уди­ви­тель­ное из­да­ние, по­зи­ци­о­ни­ру­ю­щее се­бя как пол­ное — в нем по­сле 13 глав «Бе­лой гвар­дии» идет текст «Дней...».

На вит­ри­не — ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­ный сбор­ник «Нед­ра» за 1924 год. Пер­вая пуб­ли­ка­ция «Дья­во­ли­а­ды». На ти­туль­ном ли­сте меж­ду фа­ми­ли­я­ми Сергея Сер­ге­е­ва-Цен­ско­го и Елены По­лон­ской мы ви­дим фа­ми­лию Бул­га­ко­ва. То есть долж­ны бы­ли бы ви­деть. Но она тща­тель­но вы­трав­ле­на, а ли­сты с «Дья­во­ли­а­дой» вы­рва­ны или вы­ре­за­ны. Ря­дом — «Нед­ра» за 1925 год. Здесь впер­вые пе­ча­та­лась по­весть «Ро­ко­вые яй­ца». Но кар­ти­на та же: и с ти­туль­но­го ли­ста, и из оглав­ле­ния ис­чез­ли да­же сле­ды упо­ми­на­ния о Ми­ха­и­ле Афа­на­сье­ви­че. И стра­ниц с тек­стом в сбор­ни­ке то­же не оста­лось. Здесь же «Ро­ко­вые яй­ца», напечатанные в Ри­ге в 1928 го­ду, — офи­ци­аль­ное из­да­ние и сам­из­дат.



Директор Музея Михаила Булгакова Петр Владимирович Мансилья-Круз выступает на открытии выставки
«Как не горели рукописи...». Российская государственная библиотека, голубой выставочный зал. 17.05.2016
Фото: Мария Колосова / РГБ


Кста­ти, за предо­став­ле­ние сам­из­да­та ор­га­ни­за­то­ры го­ря­чо бла­го­да­рят Му­зей Ми­ха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча Бул­га­ко­ва (Москва). А вы­сту­пав­ший на тор­же­ствен­ном от­кры­тии вы­став­ки ди­рек­тор му­зея Пётр Вла­ди­ми­ро­вич Ман­си­лья-Круз так же го­ря­чо бла­го­да­рил от­дел ру­ко­пи­сей Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки — за предо­став­ле­ние ма­те­ри­а­лов для вы­став­ки «Ру­ко­пи­си не го­рят» , которой 14 мая 2016 го­да была окрыта ме­мо­ри­аль­ная квар­ти­ра пи­са­те­ля на Боль­шой Пи­ро­гов­ской улице.

Здесь, в до­ме но­мер 35а, пи­са­тель про­жил по­чти семь лет, с 1927 по 1934 год. Именно в этой квартире он «сво­и­ми ру­ка­ми бро­сил в печ­ку чер­но­вик ро­ма­на о дья­во­ле», о чем на­пи­сал в пись­ме со­вет­ско­му пра­ви­тель­ству. Го­сти мо­гут уви­деть со­хра­нив­ши­е­ся стра­ни­цы пер­вой ре­дак­ции «Ма­сте­ра и Мар­га­ри­ты», а также дневник Елены Сергеевны, предо­став­лен­ные на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским от­де­лом ру­ко­пи­сей РГБ спе­ци­аль­но для вы­став­ки.

Боль­шая часть экс­по­зи­ции в Российской государственной библиотеке по­свя­ще­на «Ма­сте­ру и Мар­га­ри­те». При жиз­ни Бул­га­ко­ва ро­ман так и не уви­дел свет. Впер­вые он был опуб­ли­ко­ван в жур­на­ле «Москва» в но­яб­ре 1966 и ян­ва­ре 1967 го­да. Это был со­кра­щен­ный ва­ри­ант (об­ра­ти­те вни­ма­ние на ли­сты с ку­пю­ра­ми из ро­ма­на в од­ной из вит­рин), но он про­из­вел впе­чат­ле­ние разо­рвав­шей­ся бом­бы. От­крыт­ка, отправленная Елене Сергеевне Булгаковой: «Вчера в 14 ч. 25 мин. первые ларьки получили "Москву" № 1. В 14 ч. 30 мин. журнал был рас­про­дан».

Поз­же в пол­ном ва­ри­ан­те ро­ман вы­пус­ка­ли за гра­ни­цей — в Аме­ри­ке, Гер­ма­нии, Фран­ции. В СССР его при­во­зи­ли кон­тра­бан­дой, эн­ту­зи­а­сты пе­ре­пе­ча­ты­ва­ли или пе­ре­сни­ма­ли стра­ни­цы — и по­ко­ре­ние сер­дец и умов чи­та­те­лей про­дол­жа­лось. Один том сам­из­да­та, пред­став­лен­ный на вы­став­ке, — квинт­эс­сен­ция на­сто­я­щей люб­ви к твор­че­ству Бул­га­ко­ва. Это «Ма­стер и Мар­га­ри­та», пе­ре­пе­ча­тан­ный на пи­шу­щей ма­шин­ке во­ен­ным с Бай­ко­ну­ра, Ев­ге­ни­ем Уса­чё­вым, в 1983 го­ду.

От­дель­ная вит­ри­на по­свя­ще­на ил­лю­стра­ци­ям ро­ма­на «Ма­стер и Мар­га­ри­та». У каж­до­го ху­дож­ни­ка есть свое пред­став­ле­ние о ге­ро­ях ро­ма­на, и срав­нить их взгля­ды очень ин­те­рес­но.



Михаил Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Материалы к 6-й и 7-й редакциям. 1938—1939. Автограф.
Обложка тетради и форзац этой тетради. НИОР РГБ,
Ф. 562.


«Ру­ко­пи­си не го­рят»

На тор­же­ствен­ном от­кры­тии вы­став­ки «Как не го­ре­ли ру­ко­пи­си» каж­дый из вы­сту­пав­ших го­во­рил о сво­ей люб­ви к твор­че­ству Ми­ха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча Бул­га­ко­ва: Сер­гей Ива­но­вич Коть­ка­ло, сек­ре­тарь Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии; Мак­сим Вла­ди­ми­ро­вич Ско­ро­хо­дов, кандидат филологических наук, со­труд­ник Ин­сти­ту­та ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры им. А. М. Горь­ко­го РАН; Га­ли­на Вла­ди­ми­ров­на Ак­сёно­ва, доктор исторических наук; про­фес­сор МПГУ; Сер­гей Вя­че­сла­во­вич Пе­ре­ве­зен­цев, доктор исторических наук, про­фес­сор МГУ; Еле­на Юрьев­на Ка­мы­ше­ва, ис­сле­до­ва­тель твор­че­ства Бул­га­ко­ва; га­ле­рист Ан­дрей Са­ры­чев.

А На­та­лья Юрьев­на Са­мой­лен­ко, за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра РГБ по внеш­ним свя­зям и вы­ста­воч­ной де­я­тель­но­сти, рас­ска­за­ла, что в ее се­мье бе­реж­но хра­нит­ся жур­нал «Москва» с пер­вой пуб­ли­ка­ци­ей ве­ли­ко­го ро­ма­на. Она на­пом­ни­ла при­сут­ству­ю­щим, что Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка — ме­сто, с ко­то­рым мно­гое свя­за­но в жиз­ни и твор­че­стве Бул­га­ко­ва: здесь на­чал­ся его ро­ман с Еле­ной Сер­ге­ев­ной, и здесь, на кры­ше До­ма Паш­ко­ва, Во­ланд про­щал­ся с Моск­вой.

Рас­ска­зать о каж­дом экс­по­на­те не­воз­мож­но. И Ев­ге­ния Алек­се­ев­на Та­та­ри­но­ва, за­ве­ду­ю­щая от­де­лом вы­ста­воч­ной де­я­тель­но­сти РГБ, под­чер­ки­ва­ет: это толь­ко ма­лая часть из то­го, что хо­те­лось по­ка­зать!

В под­го­тов­ке вы­став­ки при­ни­ма­ли уча­стие со­труд­ни­ки от­де­ла ру­ко­пи­сей, от­де­ла дис­сер­та­ций, от­де­ла ор­га­ни­за­ции вы­ста­воч­ных ра­бот, со­труд­ни­ки Му­зея кни­ги Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки и пред­ста­ви­те­ли Му­зея М. А. Бул­га­ко­ва. По­это­му сто­ит са­мо­му прий­ти сю­да, вни­ма­тель­но изу­чить ис­то­рию из­да­ний про­из­ве­де­ний Михаила Бул­га­ко­ва с двадцатых го­дов XX ве­ка до на­ших дней, про­гу­лять­ся по ко­ри­до­рам До­ма Паш­ко­ва, где хо­дил Ми­ха­ил Афа­на­сье­вич, взять жур­нал или кни­гу с лю­би­мым ро­ма­ном или пье­сой... И по-на­сто­я­ще­му осо­знать, что ве­ли­кие ру­ко­пи­си — не го­рят.



Слева: [Марков Ю., Толстая Т.]. Иллюстрация к пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». 1960-е гг.
НИОР РГБ,
Ф. 562
Справа: Михаил Булгаков. Комедия «Иван Васильевич». Первая редакция и черновые наброски к ней. 1935.
Автограф и рукою Елены Булгаковой. НИОР РГБ,
Ф. 562

 

  1. М. А. Бул­га­ков. Жизнь гос­по­ди­на де Мо­лье­ра. — Лет­чу­эрт, 1978. — Шифр РГБ: Рос 3-2/1-408
  2. М. А. Бул­га­ков. Бег. — Лет­чу­эрт, 1970. — Шифр РГБ: Тим 3-1/1-178
  3. М. А. Бул­га­ков. Дни Тур­би­ных .— Лет­чу­эрт, 1970. — Шифр РГБ: Тим 3-1/1-179
  4. М. А. Бул­га­ков. Ма­стер и Мар­га­ри­та. — Париж : YMSA-Press, 1967. — Шифр РГБ: Тим 3-3/1-124
  5. М. А. Бул­га­ков. Дья­во­ли­а­да. Рас­ска­зы. — Москва : Нед­ра, 1925. — Шифр РГБ: И358/40
  6. М. А. Бул­га­ков. Рас­ска­зы. — Ле­нин­град : Юмо­ри­сти­че­ская ил­лю­стри­ро­ван­ная биб­лио­те­ка жур­на­ла «Сме­хач», 1926. — Шифр РГБ: Р 102/638
  7. Нед­ра. Ли­те­ра­тур­но-ху­до­же­ствен­ный сбор­ник. Кни­га чет­вер­тая. — Москва : Моспо­ли­граф, 1924. — Шифр РГБ: 226/200
  8. Москва. Ли­те­ра­тур­ный жур­нал. № 1. — Москва, 1967. — Шифр РГБ: ХХ 541/18
  9. М. А. Бул­га­ков. Ма­стер и Мар­га­ри­та. Пол­ное со­бра­ние чер­но­ви­ков ро­ма­на. В двух то­мах. — Москва : Паш­ков дом, 2015
  10. Ф. 562. Булгаков, Михаил Афанасьевич (1891—1940) : архивный фонд, 1870—1972. — 1196 ед. хр.
 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.