Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 7, Российская государственная библиотека, Ивановский выставочный зал (вход со Староваганьковского переулка)
Когда: 24 декабря 2016 года — 24 марта 2017 года; 1, 2, 7 января 2017 года — выходные дни
Время работы: вторник — воскресенье (11:00—20:00), понедельник — выходной день
Проектом «Книга глазами дизайнера: Ведущие дизайнеры книги представляют раритеты из собрания РГБ и свои работы» Российская государственная библиотека открывает новое выставочное пространство — Ивановский зал. Возник он в результате реконструкции на фундаменте картинной галереи Румянцевского музея, с которого началась история Российской государственной библиотеки. Именно здесь в начале ХХ века была выставлена великая картина Александра Иванова «Явление Христа народу».
Фото: Анна Титова / РГБ
Три года назад Российская государственная библиотека при поддержке Министерства культуры Российской Федерации решила вернуть Ивановский зал любителям искусства. Реконструкция и современные методы музейного проектирования превратили старое здание в современную выставочную площадку. Ивановский зал возвращает библиотеке её славную выставочную историю, но, безусловно, является важной частью настоящего. Именно поэтому первая выставка в Ивановском зале будет посвящена книгам. Книгам, которые являются частью искусства.
Выставка стала результатом сотрудничества группы ведущих отечественных книжных дизайнеров и хранителей Российской государственной библиотеки. На протяжении нескольких месяцев дизайнеры осматривали фонды библиотеки в поисках книг, которые были бы им интересны с профессиональной точки зрения и произвели на них самое сильное впечатление. Это художники и дизайнеры разных поколений, имена которых хорошо известны специалистам книжного рынка и библиофилам: Николай Калинин, Борис Трофимов, Александр Коноплев, Евгений Корнеев, Анатолий Гусев, Юрий Сурков, Игорь Гурович и Наталья Агапова (Arbeitskollektiv), Дмитрий Мордвинцев и Максим Родин (ABCdesign), Андрей Шелютто и Ирина Чекмарева, Анна Наумова и Кирилл Благодатских (ANKB).
В результате работы дизайнеров и хранителей из многомиллионных фондов РГБ были отобраны более пятидесяти выдающихся произведений книжного искусства, от первопечатных книг до пропагандистских изданий эпохи социализма. Самая ранняя из представленных на выставке книг относится к XV веку — это инкунабула «Шестая книга декреталий» (папских посланий церковно-правового содержания), которая была составлена по поручению папы Бонифация VIII и напечатана в Лионе в 1495 году.
Петер Апиан. Королевская астрономия. — Ингольштадт, 1540. Музей книги РГБ
Среди других книг на выставке: «Апостол» из типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца (1564), китайское «Собрание важнейшего из военных канонов» в десяти томах (около XVI века), «Библия. Комплютенская Полиглотта» (Алькала-де-Энарес, 1517), «Зерцало мира» Кятиба Челеби (Стамбул, 1732), «Королевская астрономия» Петера Апиана (Ингольштадт, 1540), «Зарисовки Хокусая» (Токио, 1814—1878), «Супрематизм» Казимира Малевича (1920), «Индустрия социализма» (1935) работы Эль Лисицкого и другие.
Состав отобранных книг интернационален и способен явить публике достижения мирового искусства книги в исторической перспективе. Конечно, выбор книг во многом обусловлен личным вкусом художников. Но это вкус выдающихся мастеров, чей статус подтверждён наградами на крупнейших дизайнерских выставках.
«В последнее десятилетие происходят важнейшие изменения в информационной сфере, а значит, и в судьбе книги: мы получаем основной массив информации из интернета, исчезают периодические издания, научные и художественные тексты мы чаще всего читаем с экрана. Книга на наших глазах превращается в драгоценность, библиотека — из рабочего пространства в хранилище сокровищ, куда с интересом идут на экскурсию. Происходит то, что во времена появления фотографии переживала живопись: тогда утилитарное изобразительное начало потеряло свою первостепенную важность, зато выразительное начало приобрело главное значение. Так и современная книга должна стать дизайнерской, чтобы не исчезнуть в эпоху гаджетов», — говорит руководитель проекта, заместитель генерального директора РГБ по выставочной работе Наталья Самойленко.
Апостол. — Москва : Типография Ивана Фёдорова и Петра Тимофеева Мстиславца, 1564. Музей книги РГБ
Книга — особый артефакт, и её показ в пространстве выставочного зала требует немалого мастерства. Чтобы посетители, действительно, смогли увидеть книгу глазами дизайнера, в оформлении экспозиции были использованы современные мультимедийные средства — интерактивные экраны, видеопроекции, аудиовизуальное оборудование. На первом этаже Ивановского зала посетители смогут ознакомиться с раритетами из фондов библиотеки, а на втором увидят современные книги — лучшие работы дизайнеров, принимавших участие в создании выставочного проекта. Здесь же будет располагаться небольшой читальный зал, где любой желающий сможет познакомиться с книгами более подробно или заказать их, при условии наличия читательского билета РГБ, для чтения в читальных залах библиотеки.
Куратор выставки — Елена Рымшина, автор проекта экспозиции — Эрик Белоусов, координатор проекта — Анастасия Перевезенцева. К открытию выставки выпущен альбом-каталог, в котором информацию о представленных книгах дополняют размышления дизайнеров об искусстве книги. Автор идеи и дизайна каталога — Евгений Корнеев.
ФОТОРЕПОРТАЖ
МУЗЕЙ КНИГИ, ЦЕНТР ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ОСНОВНОЕ ХРАНЕНИЕ
Осень, 2016. Фото: Мария Колосова
Слева направо: Николай Калинин, Александр Коноплев, Анатолий Гусев. Основное хранение РГБ
Слева направо: Наталья Агапова, Марина Меланьина, Борис Трофимов. Центр восточной литературы РГБ
Слева направо: Максим Родин, Наталья Самойленко, Джамиля Рамазанова, Юрий Сурков. Музей книги РГБ
Евгений Корнеев, Марина Честных. Основное хранение РГБ
Андрей Шелютто. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Петер Апиан. Королевская астрономия. — Ингольштадт, 1540. Музей книги РГБ
Слева направо: Елена Степанова, Кирилл Благодатских, Анна Наумова. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Дмитрий Мордвинцев. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Индустрия социализма. — Москва: Изогиз, 1935. Кн. 1—7. Экземпляр из личной библиотеки Н. А. Рубакина. Основное хранение РГБ
Жак-Луи Флорентин Энграмель. Европейские бабочки, нарисованные с натуры. — Т. I—VIII. — Париж, 1785—1792. Музей книги РГБ
Юрий Сурков, Джамиля Рамазанова. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Василий Каменский, Андрей Кравцов. Нагой среди одетых. — Москва : Изд. рос. футуристов, 1914. Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Неиссякаемый кладезь знаний (Эйтай сэцуё мудзиндзо). Киото, 1849. 2 изд. Сост. Хори Гэннюсай; Ред. Каванабэ Соё. Ксилография. 27×20×6 см, 767 гр. Центр восточной литературы РГБ
Иллюстрированный альманах домашнего хозяйства, этикета в аристократических кругах, с дополнением карт древней Японии, изображением священной горы Фудзи и сезонных праздников.
История Вест-Индии. Месуди Эмир Мухаммед бин Хасан. Стамбул, 1730. 22×18×3 см, 418 гр. Центр восточной литературы РГБ
Из книги, составленной в 1583 году для Мурада III, турецкий читатель узнавал об открытии Нового Света, о войнах испанских конкистадоров. Мютеферрика составил и дополнил книгу по рукописи Месуди. Печатная «История Вест-Индии» иллюстрирована изображениями людей и животных, что было строго запрещено шариатом. Мютеферрике удалось обойти этот запрет. Книга считается первым иллюстрированным изданием, вышедшим в мусульманском мире.
Трактор СТЗ-НАТИ Москва, 1930-е. 60 с.: ил.; 24,5×37×0,5 см, 364 гр. Основное хранение РГБ
Оригинально оформленный, малотиражный альбом. Сталинградский тракторный завод (СТЗ) — одно из крупнейших предприятий тракторостроения в СССР. Совместно с Научно-исследовательским тракторным институтом перешел на производство гусеничного трактора СТЗ-НАТИ. В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже завод был удостоен Золотой медали и диплома Гран-при.
Слева направо: Евгений Корнеев, Мария Золотова, Игорь Гурович, Анатолий Гусев. Музей книги РГБ
|