Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «К 175-летию со дня рождения великого русского композитора П. И. Чайковского (1840—1893)»

Выставка «К 175-летию со дня рождения великого русского композитора П. И. Чайковского (1840—1893)»

 

Где: чи­таль­ный зал от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ
Ко­гда: 26 мар­та — 1 ок­тяб­ря 2015 года
Вир­ту­аль­ная вы­став­ка

Чай­ков­ский — ве­ли­кий рус­ский ком­по­зи­тор, ма­стер сим­фо­низ­ма, ав­тор десяти опер, трех ба­ле­тов, шести сим­фо­ний и мно­же­ства ка­мер­но-во­каль­ных и ин­стру­мен­таль­ных про­из­ве­де­ний. Он стал пер­вым рус­ским му­зы­кан­том — че­ло­ве­ком ми­ра и глав­ным му­зы­каль­ным брен­дом Рос­сии.

Как ху­дож­ник он сфор­ми­ро­вал­ся в 60—70-е годы XIX ве­ка, в пе­ри­од рас­цве­та рус­ской ху­до­же­ствен­ной и об­ще­ствен­ной мыс­ли, рус­ской ли­те­ра­ту­ры, му­зы­ки, изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства. Чай­ков­ский ни­ко­гда не мыс­лил свое твор­че­ство, как и со­вре­мен­ную ему рус­скую му­зы­ку, вне об­ще­го кон­тек­ста раз­ви­тия ев­ро­пей­ско­го ис­кус­ства в це­лом.

Жизнь Чай­ков­ско­го, как жизнь лю­бо­го ге­ния, бы­ла слож­на и па­ра­док­саль­на. Од­на­ко его твор­че­ская судь­ба сло­жи­лась очень счаст­ли­во. Он слы­шал прак­ти­че­ски все свои со­чи­не­ния, мно­ги­ми из ко­то­рых ди­ри­жи­ро­вал сам. Он имел по­сто­ян­но­го из­да­те­ля — Юр­ген­со­на, что очень важ­но для лю­бо­го ком­по­зи­то­ра. Дру­жил с На­деж­дой Фи­ла­ре­тов­ной фон Мекк, ко­то­рая ста­ла спон­со­ром ком­по­зи­то­ра на мно­гие го­ды, что поз­во­ли­ло Чай­ков­ско­му бес­пре­пят­ствен­но тво­рить. И на­ко­нец, он по­лу­чил ми­ро­вое при­зна­ние еще при жиз­ни.

В со­зна­нии мил­ли­о­нов лю­дей имя Чай­ков­ско­го ас­со­ци­и­ру­ет­ся с опре­де­лен­ным ко­ли­че­ством ме­ло­дий, сце­ни­че­ских об­ра­зов и му­зы­каль­ных фраг­мен­тов. До­ста­точ­но пе­ре­чис­лить не­сколь­ко на­зва­ний, что­бы вы­звать в па­мя­ти и об­раз ком­по­зи­то­ра, и зна­ко­мые ме­ло­дии: «Ле­бе­ди­ное озе­ро», «Ев­ге­ний Оне­гин», «Щел­кун­чик», «Ио­лан­та», сим­фо­ния «Зим­ние гре­зы», фор­те­пи­ан­ный цикл «Вре­ме­на го­да», Пер­вый кон­церт для фор­те­пи­а­но и дру­гие.

В фон­де Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки с име­нем Чай­ков­ско­го свя­за­но огром­ное ко­ли­че­ство до­ку­мен­тов XIX — на­ча­ла XXI века. Наи­боль­шую зна­чи­мость име­ют при­жиз­нен­ные из­да­ния со­чи­не­ний Чай­ков­ско­го, вы­шед­шие из пе­ча­ти с 1866 по 1893 го­ды: но­ты, тео­ре­ти­че­ские тру­ды, пе­ре­во­ды. Кро­ме со­чи­не­ний ком­по­зи­то­ра из XIX ве­ка к нам до­шли от­крыт­ки, порт­ре­ты, фо­то­гра­фии, га­зе­ты, те­ат­раль­ные про­грамм­ки. В XX—XXI веках по­явил­ся це­лый ряд но­вых до­ку­мен­тов и ма­те­ри­а­лов, от­но­ся­щих­ся к Чай­ков­ско­му: зву­ко­за­пи­си его со­чи­не­ний, на­чи­ная от шел­ла­ко­вых пла­сти­нок до со­вре­мен­ных дис­ков, пла­ка­ты, дис­сер­та­ции, мо­но­гра­фи­че­ские тру­ды рус­ско­го за­ру­бе­жья.

Вы­ста­воч­ная экс­по­зи­ция вклю­чи­ла в се­бя прак­ти­че­ски все ви­до­вые до­ку­мен­ты, хра­ня­щи­е­ся в биб­лио­те­ке. Вы мо­же­те уви­деть здесь но­ты, кни­ги, га­зет­ные вы­рез­ки, про­грамм­ки, кар­ты, от­крыт­ки, дис­сер­та­ции, грам­пла­стин­ки. На вы­став­ке пред­став­ле­ны так­же под­лин­ные фо­то­порт­ре­ты Пет­ра Ильи­ча Чай­ков­ско­го с ав­то­гра­фа­ми ком­по­зи­то­ра, ко­то­рые хра­нят­ся в НИО ру­ко­пи­сей РГБ. Все­го на вы­став­ке пред­став­ле­но бо­лее 600 экс­по­на­тов.

Осо­бый ак­цент сде­лан на при­жиз­нен­ных из­да­ни­ях Чай­ков­ско­го, на­пе­ча­тан­ных в ти­по­гра­фии Пет­ра Ива­но­ви­ча Юр­ген­со­на. Чай­ков­ско­го и Юр­ген­со­на свя­зы­ва­ли мно­го­лет­ние де­ло­вые и дру­же­ские от­но­ше­ния. Они по­зна­ко­ми­лись в 1866 го­ду, ко­гда Чай­ков­ский по при­гла­ше­нию Ру­бин­штей­на при­е­хал в Моск­ву в ка­че­стве про­фес­со­ра толь­ко что от­крыв­шей­ся кон­сер­ва­то­рии. Чут­кий из­да­тель преду­га­дал в мо­ло­дом про­фес­со­ре ге­ни­аль­но­го му­зы­кан­та и, на­чав из­да­вать его со­чи­не­ния, спо­соб­ство­вал их при­зна­нию и ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию как на ро­ди­не, так и за ру­бе­жом.

Про­из­ве­де­ния Чай­ков­ско­го из­да­ва­лись Юр­ген­со­ном до­воль­но быст­ро. К пер­вой по­ста­нов­ке опе­ры или ба­ле­та, как пра­ви­ло, по­яв­ля­лись в про­да­же кла­ви­ры. Это спо­соб­ство­ва­ло быст­ро­му озна­ком­ле­нию му­зы­кан­тов и лю­би­те­лей му­зы­ки с но­вы­ми со­чи­не­ни­я­ми ком­по­зи­то­ра.

Пер­вы­ми со­чи­не­ни­я­ми Чай­ков­ско­го, вы­пу­щен­ны­ми у Юр­ген­со­на (1868 год), бы­ли про­из­ве­де­ния для фор­те­пи­а­но ор. 1, 2, 4, 5, а так­же Тан­цы из опе­ры «Во­е­во­да», пе­ре­ло­жен­ные для фор­те­пи­а­но в четыре ру­ки. На вы­став­ке сре­ди нот сце­ни­че­ской му­зы­ки Чай­ков­ско­го зна­чи­тель­ный ин­те­рес пред­став­ля­ет кла­вир опе­ры «Куз­нец Ва­ку­ла, или Ночь пе­ред Рож­де­ством». Пер­вый шмуц­ти­тул из­да­ния вклю­ча­ет све­де­ния о том, что в но­яб­ре 1875 го­да эта опе­ра удо­сто­и­лась пер­вой пре­мии на кон­кур­се, объ­яв­лен­ном Им­пе­ра­тор­ским Рус­ским му­зы­каль­ным об­ще­ством. Вто­рой шмуц­ти­тул со­дер­жит сло­ва по­свя­ще­ния па­мя­ти Ве­ли­кой кня­ги­ни Еле­ны Пав­лов­ны, ко­то­рая в свое вре­мя под­дер­жа­ла идею учре­жде­ния Рус­ско­го му­зы­каль­но­го об­ще­ства и фи­нан­си­ро­ва­ла этот про­ект, вне­ся круп­ные по­жерт­во­ва­ния. На ти­туль­ном ли­сте име­ет­ся цвет­ная ли­то­гра­фия Г. Шней­де­ра с ори­ги­наль­ным изоб­ра­же­ни­ем фан­та­сти­че­ско­го по­ле­та куз­не­ца Ва­ку­лы.

Осо­бо­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ет и кла­вир «Сне­гу­роч­ки», му­зы­ки к сказ­ке А. Н. Ост­ров­ско­го. Ти­туль­ный лист из­да­ния укра­шен цвет­ной ил­лю­стра­ци­ей с ак­ва­ре­ли рус­ско­го ху­дож­ни­ка Ф. Л. Сол­ло­гу­ба, ко­то­рый ра­бо­тал в ос­нов­ном в те­ат­ре, а так­же был из­ве­стен как ху­дож­ник-ил­лю­стра­тор. Ряд опер и ба­ле­тов П. И. Чай­ков­ско­го экс­по­ни­ру­ет­ся в из­да­ни­ях, име­ю­щих пе­ре­пле­ты с зо­ло­тым тис­не­ни­ем. При­ме­ча­тель­но, что пред­став­лен­ные но­ты зна­ко­мят как с вла­дель­че­ски­ми, так и с из­да­тель­ски­ми пе­ре­пле­та­ми. При об­ра­ще­нии к по­след­ним важ­но от­ме­тить пар­ти­ту­ру опе­ры «Че­ре­вич­ки», где на­ря­ду со све­де­ни­я­ми об ав­то­ре и на­зва­нии про­из­ве­де­ния на пе­ре­пле­те ука­за­но: из­да­ние П. Юр­ген­со­на.

От­дель­ный раз­дел экс­по­зи­ции по­свя­щен но­там сим­фо­ни­че­ской му­зы­ки Чай­ков­ско­го. Здесь мож­но уви­деть из­да­ния, вы­пу­щен­ные к опре­де­лен­ным со­бы­ти­ям: «Тор­же­ствен­ный ко­ро­на­ци­он­ный марш» (для празд­но­ва­ния в Москве дня ко­ро­на­ции Алек­сандра III), Тор­же­ствен­ная увер­тю­ра «1812 год» (к от­кры­тию хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в озна­ме­но­ва­ние 70-ле­тия по­бе­ды в Оте­че­ствен­ной вой­не 1812 го­да). В оформ­ле­нии та­ких из­да­ний Юр­ген­со­на не­ред­ко ис­поль­зо­ва­лись эле­мен­ты, со­от­вет­ству­ю­щие тем со­бы­ти­ям, для ко­то­рых со­зда­ва­лась му­зы­ка. На­при­мер, в «Тор­же­ствен­ном ко­ро­на­ци­он­ном мар­ше» в верх­ней ча­сти ти­туль­но­го ли­ста рас­по­ло­жен вен­зель, со­дер­жа­щий пер­вые бук­вы имен им­пе­ра­то­ра Алек­сандра III и им­пе­ра­три­цы Ма­рии Фе­до­ров­ны. На ти­туль­ном ли­сте тор­же­ствен­ной увер­тю­ры «1812 год» раз­ме­ще­на ил­лю­стра­ция с изоб­ра­же­ни­ем хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля.

Зна­чи­тель­ный ин­те­рес пред­став­ля­ет так­же пар­ти­ту­ра сим­фо­нии «Ман­фред», в ко­то­рой име­ет­ся ав­то­граф П. И. Чай­ков­ско­го: «Ана­толiю Кон­стан­ти­но­ви­чу Ля­до­ву П. Чай­ков­ский 8 мар­та 1886 г». Над­пись остав­ле­на на кра­соч­но ил­лю­стри­ро­ван­ном ти­туль­ном ли­сте. Да­та вы­пус­ка в из­да­нии от­сут­ству­ет. Тем не ме­нее, мож­но го­во­рить о том, что пар­ти­ту­ра вы­шла в свет в 1886 го­ду, то есть в чис­ле пер­вых из­да­ний. Это утвер­жде­ние ос­но­вы­ва­ет­ся на со­по­став­ле­нии та­ких све­де­ний, как да­та, обо­зна­чен­ная в ав­то­гра­фе, и ин­фор­ма­ция о пер­вых из­да­ни­ях в «Те­ма­ти­ко-биб­лио­гра­фи­че­ском ука­за­те­ле со­чи­не­ний П. И. Чай­ков­ско­го» (М., 2003).

Из пред­став­лен­ных на вы­став­ке фор­те­пи­ан­ных со­чи­не­ний вы­де­ля­ет­ся марш «Рус­ский доб­ро­воль­ный флот», вы­пу­щен­ный в свет под псев­до­ни­мом «П. Си­но­пов». На ти­туль­ном ли­сте этих нот при­вле­ка­ет вни­ма­ние ли­то­гра­фия с изоб­ра­же­ни­ем ко­раб­ля. Так­же пред­став­ля­ет ис­то­ри­че­скую цен­ность из­дан­ный по­чти ме­сяц спу­стя по­сле смер­ти ком­по­зи­то­ра «Марш» В. Цвет­ко­ва для фор­те­пи­а­но.

От­дель­но­го упо­ми­на­ния за­слу­жи­ва­ют порт­ре­ты Чай­ков­ско­го. Из­вест­но бо­лее 80 изоб­ра­же­ний ком­по­зи­то­ра, мно­гие из ко­то­рых зна­ко­мы всем. Са­мую боль­шую цен­ность пред­став­ля­ют порт­ре­ты, со­здан­ные со­вре­мен­ни­ка­ми Чай­ков­ско­го. К при­жиз­нен­ным от­но­сят­ся хра­ня­щи­е­ся в фон­де НИО ру­ко­пи­сей РГБ ори­ги­на­лы фо­то­порт­ре­тов ком­по­зи­то­ра, вы­пу­щен­ные в раз­ных фо­то­ате­лье кон­ца XIX — на­ча­ла ХХ ве­ков. Не­ко­то­рые из фо­то­порт­ре­тов — с ав­то­гра­фом Чай­ков­ско­го. Не­сколь­ко при­жиз­нен­ных фо­то­порт­ре­тов ком­по­зи­то­ра хра­нят­ся и в от­де­ле изо­из­да­ний РГБ. На­при­мер, ис­пол­нен­ный в 1892 году ху­дож­ни­ком Ме­чи­сла­вом Ми­хай­ло­ви­чем Даль­ке­ви­чем, или ху­дож­ни­ком-гра­ве­ром Ми­ха­и­лом Рун­даль­цо­вым в 1901 году.

Сре­ди при­жиз­нен­ных до­ку­мен­тов, со­хра­нив­ших­ся в от­де­ле изо­из­да­ний РГБ, вы­де­ля­ет­ся уни­каль­ное сви­де­тель­ство по­чи­та­ния бла­го­дар­ных ис­пол­ни­те­лей ком­по­зи­то­ру — это «Ме­ню па­мят­но­го ужи­на», ко­то­рый был устро­ен ар­ти­ста­ми рус­ской опер­ной труп­пы в Москве 3 фев­ра­ля 1884 года. «Ме­ню» по сво­ей ком­по­зи­ции и осо­бен­но­стям оформ­ле­ния сход­но с по­чет­ны­ми гра­мо­та­ми и ди­пло­ма­ми: на ти­туль­ной сто­ро­не по­ми­мо тра­ди­ци­он­ных му­зы­каль­ных ат­ри­бу­тов — ли­ры и лав­ро­вой вет­ви, изоб­ра­же­ны так­же сце­ны из опер и сим­фо­ний, со­чи­нен­ных П. И. Чай­ков­ским.

На вы­став­ке так­же пред­став­ле­но Пол­ное со­бра­ние со­чи­не­ний ком­по­зи­то­ра, вклю­чив­шее 63 то­ма му­зы­каль­ных со­чи­не­ний (Москва : Му­зы­ка, 1940—1941, 1945—1971, 1990) и 15 то­мов пе­ре­пис­ки и ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний (Москва : Му­зы­ка, 1953—1981). Эпи­сто­ляр­ное на­сле­дие Чай­ков­ско­го вклю­ча­ет око­ло 5 ты­сяч пи­сем и ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний. Сре­ди пред­став­лен­ных на вы­став­ке из­да­ний огром­ное ко­ли­че­ство мо­но­гра­фи­че­ских тру­дов с ис­сле­до­ва­ни­ем жиз­ни и твор­че­ства Пет­ра Ильи­ча, а так­же спра­воч­но-биб­лио­гра­фи­че­ские из­да­ния, эн­цик­ло­пе­дии.

Осо­бо­го вни­ма­ние уде­ле­но дис­сер­та­ци­он­ным ис­сле­до­ва­ни­ям твор­че­ства Чай­ков­ско­го. На вы­став­ке пред­став­ле­ны кан­ди­дат­ские и док­тор­ские дис­сер­та­ции из­вест­ных ис­сле­до­ва­те­лей А. Н. Мя­со­едо­ва, П. Е. Вайд­ман, А. Г. Айн­бин­дер, Г. А. Мо­и­се­е­ва, Ю. Ро­за­но­вой и др. Од­ной из пер­вых дис­сер­та­ций, по­свя­щен­ных Чай­ков­ско­му, ста­ла ра­бо­та В. М. Бу­я­нов­ско­го «Роль вал­тор­ны в сим­фо­ни­че­ском и опер­ном ор­кест­ре П. И. Чай­ков­ско­го» (М., 1955).

Боль­шое ме­сто на вы­став­ке свя­за­но с Меж­ду­на­род­ным кон­кур­сом име­ни П.И. Чай­ков­ско­го. Вес­ной 1958 го­да имя П. И. Чай­ков­ско­го впер­вые ста­ло сим­во­лом меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов, ор­га­ни­зу­е­мых Рос­си­ей. С тех пор Москва по­сто­ян­но ста­но­вит­ся цен­тром встре­чи му­зы­каль­ных да­ро­ва­ний все­го ми­ра. На­чи­ная с 1958 г., все кон­кур­сы со­про­вож­да­ют­ся по­яв­ле­ни­ем зре­лищ­ных афиш, в ко­то­рых от­ра­зи­лись эта­пы раз­ви­тия зна­ме­ни­то­го кон­кур­са. В фон­дах РГБ хра­нят­ся все бук­ле­ты, про­грам­мы, пла­ка­ты кон­кур­сов. В 1959 году из­вест­ный со­вет­ский ма­стер пла­ка­та Бо­рис Алек­сан­дро­вич Зе­лен­ский (1914—1984), вдох­нов­лен­ный иде­ей кон­кур­са, со­здал об­раз, про­дол­жив­ший ико­но­гра­фи­че­скую тра­ди­цию изоб­ра­же­ния ком­по­зи­то­ра. Прак­ти­че­ски все пла­ка­ты Зе­лен­ско­го хра­нят­ся в РГБ.

Вир­ту­аль­ная вы­став­ка

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.