|
Где: Москва, ул. Моховая, 6, Российская государственная библиотека, конференц-зал Центра восточной литературы
Когда: 3—6 февраля 2015 года
Фото: Игорь Дрёмин
3 февраля 2015 года в конференц-зале Центра восточной литературы РГБ при посредничестве культурного представительства при посольстве Исламской Республики Иран в РФ открылась выставка персидской каллиграфии и резьбы по дереву. В церемонии открытия принимали участие иранские художники и представители посольства Исламской Республики Иран. На выставке представлены около 40 произведений, а также книги из фондов ЦВЛ.
В церемонии открытия принимали участие президент РГБ Виктор Васильевич Федоров, Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран (ИРИ) в России г-н Мехди Санаи, советник по культуре посольства ИРИ и новый руководитель культурного представительства ИРИ в Москве г-н Реза Малеки, а также мастер резьбы по дереву г-н Мехди Туси и художник-каллиграфист, скульптор г-н Хади Рошанзамир. Выставка открылась в рамках годовщины Национального дня Исламской Республики Иран. Выступивший на открытии выставки президент РГБ Виктор Васильевич Федоров отметил, что знакомство с культурой и искусством Ирана, представляющего собой одну из древнейших человеческих цивилизаций и являющегося соседом России, всегда вызывает интерес у россиян и особенно у посетителей библиотеки.
Посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации г-н Мехди Санаи в своей речи выразил удовлетворение тем, что эта выставка, приуроченная к празднованию 36-й годовщины победы Исламской революции в Иране, проводится в Российской государственной библиотеке. Он отметил, что национальная библиотека в любой стране мира всегда является наиболее почитаемым местом, и поэтому проведение выставки именно в этом здании указывает на дружбу и взаимопонимание между двумя странами и искренний интерес российских любителей восточного искусства к культуре и искусству Ирана. По словам господина посла, в прошлом году процесс развития сотрудничества между Ираном и Россией особенно активизировался, и между нашими странами были подписаны многочисленные документы. Несомненно, что одной из важнейших областей ирано-российского взаимодействия является культурное сотрудничество, и иранская делегация выразила надежду, что реализация подписанных в прошлом году соглашений активизирует культурный обмен. Далее в своем выступлении господин посол дал высокую оценку иранским художникам, участвующим в выставке, и сказал, что представленные произведения являются лишь каплей в огромном море иранского искусства, которое все состоит из сияния и света.
Фото: Игорь Дрёмин
Представленные на выставке экспонаты знакомят с персидским искусством моарраг — созданием искусных мозаик из кусочков дерева разных видов или составлением сложных деревянных резных узоров. Другой тип деревянной резьбы, монаббат — это резьба по цельному куску дерева или металла (включая вырезание филигранных металлических текстов, которые художник позднее прикреплял к деревянной основе). С древних времен и до сегодняшнего дня все виды этого искусства процветают в Исфахане.
Произведения каллиграфии демонстрируют разные стили иранского письма: талик, насталик и шекасте насталик и другие. В их числе образцы искусства украшения текста тасхиб («золочение»), которое зародилось в ранний исламский период и использовалось для украшения имени Аллаха в Коране. Позднее украшать стали уже все слова на странице, заполняя орнаментами промежутки между строками и рамку по краю. Через какое-то время тасхиб превратился в отдельный вид искусства: нередко, после того как каллиграф заканчивал переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимался мастер тасхиба. Школы тасхиба популярны в Иране и по сей день.
В 1950-х годах было создано Общество иранских каллиграфов, что вдохнуло новую жизнь в древнее искусство. Работы современных иранских каллиграфов высоко ценятся во всем мире.
Гости ознакомились с экспонатами выставки, которые представляли собой около 40 авторских работ. По окончании церемонии Виктор Федоров преподнес г-ну Мехди Санаи подарочный экземпляр книги Н. В. Гоголя «Мертвые души».
|
|