Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Иранское искусство в ЦВЛ

Иранское искусство в ЦВЛ

 

Где: Москва, ул. Моховая, 6, Российская государственная библиотека, кон­фе­ренц-зал Цен­тра во­сточ­ной ли­те­ра­ту­ры
Ко­гда: 3—6 фев­ра­ля 2015 года


Фото: Игорь Дрёмин

3 фев­ра­ля 2015 года в кон­фе­ренц-за­ле Цен­тра во­сточ­ной ли­те­ра­ту­ры РГБ при по­сред­ни­че­стве куль­тур­но­го пред­ста­ви­тель­ства при по­соль­стве Ис­лам­ской Рес­пуб­ли­ки Иран в РФ от­кры­лась вы­став­ка пер­сид­ской кал­ли­гра­фии и резь­бы по де­ре­ву. В це­ре­мо­нии от­кры­тия при­ни­ма­ли уча­стие иран­ские ху­дож­ни­ки и пред­ста­ви­те­ли по­соль­ства Ис­лам­ской Рес­пуб­ли­ки Иран. На вы­став­ке пред­став­ле­ны око­ло 40 про­из­ве­де­ний, а так­же кни­ги из фон­дов ЦВЛ.

В це­ре­мо­нии от­кры­тия при­ни­ма­ли уча­стие пре­зи­дент РГБ Вик­тор Ва­си­лье­вич Фе­до­ров, Чрез­вы­чай­ный и Пол­но­моч­ный По­сол Ис­лам­ской Рес­пуб­ли­ки Иран (ИРИ) в Рос­сии г-н Мех­ди Са­наи, со­вет­ник по куль­ту­ре по­соль­ства ИРИ и но­вый ру­ко­во­ди­тель куль­тур­но­го пред­ста­ви­тель­ства ИРИ в Москве г-н Ре­за Ма­ле­ки, а так­же ма­стер резь­бы по де­ре­ву г-н Мех­ди Ту­си и ху­дож­ник-кал­ли­гра­фист, скуль­птор г-н Хади Ро­шан­за­мир. Вы­став­ка от­кры­лась в рам­ках го­дов­щи­ны На­ци­о­наль­но­го дня Ис­лам­ской Рес­пуб­ли­ки Иран. Вы­сту­пив­ший на от­кры­тии вы­став­ки пре­зи­дент РГБ Вик­тор Ва­си­лье­вич Фе­до­ров от­ме­тил, что зна­ком­ство с куль­ту­рой и ис­кус­ством Ира­на, пред­став­ля­ю­ще­го со­бой од­ну из древ­ней­ших че­ло­ве­че­ских ци­ви­ли­за­ций и яв­ля­ю­ще­го­ся со­се­дом Рос­сии, все­гда вы­зы­ва­ет ин­те­рес у рос­си­ян и осо­бен­но у по­се­ти­те­лей биб­лио­те­ки.

По­сол Ис­лам­ской Рес­пуб­ли­ки Иран в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции г-н Мех­ди Са­наи в сво­ей ре­чи вы­ра­зил удо­вле­тво­ре­ние тем, что эта вы­став­ка, при­уро­чен­ная к празд­но­ва­нию 36-й го­дов­щи­ны по­бе­ды Ис­лам­ской ре­во­лю­ции в Ира­не, про­во­дит­ся в Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке. Он от­ме­тил, что на­ци­о­наль­ная биб­лио­те­ка в лю­бой стра­не ми­ра все­гда яв­ля­ет­ся наи­бо­лее по­чи­та­е­мым ме­стом, и по­это­му про­ве­де­ние вы­став­ки имен­но в этом зда­нии ука­зы­ва­ет на друж­бу и вза­и­мо­по­ни­ма­ние меж­ду дву­мя стра­на­ми и ис­крен­ний ин­те­рес рос­сий­ских лю­би­те­лей во­сточ­но­го ис­кус­ства к куль­ту­ре и ис­кус­ству Ира­на. По сло­вам гос­по­ди­на посла, в про­шлом го­ду про­цесс раз­ви­тия со­труд­ни­че­ства меж­ду Ира­ном и Рос­си­ей осо­бен­но ак­ти­ви­зи­ро­вал­ся, и меж­ду на­ши­ми стра­на­ми бы­ли под­пи­са­ны мно­го­чис­лен­ные до­ку­мен­ты. Не­со­мнен­но, что од­ной из важ­ней­ших об­ла­стей ира­но-рос­сий­ско­го вза­и­мо­дей­ствия яв­ля­ет­ся куль­тур­ное со­труд­ни­че­ство, и иран­ская де­ле­га­ция вы­ра­зи­ла на­деж­ду, что ре­а­ли­за­ция под­пи­сан­ных в про­шлом го­ду со­гла­ше­ний ак­ти­ви­зи­ру­ет куль­тур­ный об­мен. Да­лее в сво­ем вы­ступ­ле­нии гос­по­дин по­сол дал вы­со­кую оцен­ку иран­ским ху­дож­ни­кам, участ­ву­ю­щим в вы­став­ке, и ска­зал, что пред­став­лен­ные про­из­ве­де­ния яв­ля­ют­ся лишь кап­лей в огром­ном мо­ре иран­ско­го ис­кус­ства, ко­то­рое все со­сто­ит из си­я­ния и све­та.


Фото: Игорь Дрёмин

Пред­став­лен­ные на вы­став­ке экс­по­на­ты зна­ко­мят с пер­сид­ским ис­кус­ством мо­ар­раг — со­зда­ни­ем ис­кус­ных мо­за­ик из ку­соч­ков де­ре­ва раз­ных ви­дов или со­став­ле­ни­ем слож­ных де­ре­вян­ных рез­ных узо­ров. Дру­гой тип де­ре­вян­ной резь­бы, мо­наб­бат — это резь­ба по цель­но­му кус­ку де­ре­ва или ме­тал­ла (вклю­чая вы­ре­за­ние фи­ли­гран­ных ме­тал­ли­че­ских тек­стов, ко­то­рые ху­дож­ник позд­нее при­креп­лял к де­ре­вян­ной ос­но­ве). С древ­них вре­мен и до се­го­дняш­не­го дня все ви­ды это­го ис­кус­ства про­цве­та­ют в Ис­фаха­не.

Про­из­ве­де­ния кал­ли­гра­фии де­мон­стри­ру­ют раз­ные сти­ли иран­ско­го пись­ма: та­лик, на­ста­лик и ше­ка­сте на­ста­лик и дру­гие. В их чис­ле об­раз­цы ис­кус­ства укра­ше­ния тек­ста тас­хиб («зо­ло­че­ние»), ко­то­рое за­ро­ди­лось в ран­ний ис­лам­ский пе­ри­од и ис­поль­зо­ва­лось для укра­ше­ния име­ни Ал­ла­ха в Ко­ра­не. Позд­нее укра­шать ста­ли уже все сло­ва на стра­ни­це, за­пол­няя ор­на­мен­та­ми про­ме­жут­ки меж­ду стро­ка­ми и рам­ку по краю. Че­рез ка­кое-то вре­мя тас­хиб пре­вра­тил­ся в от­дель­ный вид ис­кус­ства: не­ред­ко, по­сле то­го как кал­ли­граф за­кан­чи­вал пе­ре­пис­ку стра­ни­цы Ко­ра­на, за укра­ше­ние рам­ки во­круг тек­ста при­ни­мал­ся ма­стер тас­хи­ба. Шко­лы тас­хи­ба по­пу­ляр­ны в Ира­не и по сей день.

В 1950-х го­дах бы­ло со­зда­но Об­ще­ство иран­ских кал­ли­гра­фов, что вдох­ну­ло но­вую жизнь в древ­нее ис­кус­ство. Ра­бо­ты со­вре­мен­ных иран­ских кал­ли­гра­фов вы­со­ко це­нят­ся во всем ми­ре.

Го­сти озна­ко­ми­лись с экс­по­на­та­ми вы­став­ки, ко­то­рые пред­став­ля­ли со­бой око­ло 40 ав­тор­ских ра­бот. По окон­ча­нии це­ре­мо­нии Вик­тор Фе­до­ров пре­под­нес г-ну Мех­ди Са­наи по­да­роч­ный эк­зем­пляр кни­ги Н. В. Го­го­ля «Мерт­вые ду­ши».

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.