|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, РГБ, читальный зал научно-исследовательского отдела рукописей
Когда: 16—31 января 2015 года
В читальном зале научно-исследовательского отдела рукописей РГБ отмечают 220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова. Собранные в витринах документы восстанавливают знаковые этапы жизни драматурга, композитора и дипломата: первые литературные опыты, создание «Горе от ума», свидетельства службы и трагической гибели в Персии. Рукописный почерк списков комедии, документов Коллегии иностранных дел и писем самого Грибоедова позволяет приблизиться не только к его личности, но и к целому ряду известных лиц из его окружения.
Выставка открывается рукописными списками комедии «Горе от ума» (написана в 1824 году) — не изданная при жизни автора, она распространилась в огромном количестве рукописей и была известна больше, нежели какое-то из опубликованных сочинений своего времени. Значительное число этих списков дошло до наших дней. На выставке есть несколько любопытных экземпляров — например, список из личной библиотеки Валерия Брюсова или фрагменты комедии, написанные князем Шаховским. На последних есть интересные пометы, сделанные рукой известного скандалиста, «лучшего стрелка империи» Федора Толстого-Американца: он правит строки, описывающие его самого — «Ночной разбойник, дуэлист, // В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, // И крепко на руку нечист».
Дебют Грибоедова в печати относится к 1814 году, когда будущий дипломат служил в Московском гусарском полку. Отправившись туда добровольцем в Отечественную войну 1812 года, он не успел принять участие в боевых действиях, но сделал первые опыты в изящной словесности — в те времена увлеченность литературой и наукой не противоречила образу лихого кавалериста и гуляки, каким Грибоедов тоже был. Из Брест-Литовска, где находился его полк, он отправил в журнал «Вестник Европы» две статьи: «О кавалерийских резервах» и «Письмо из Брест-Литовского к издателю», которые были опубликованы в № 15 за 1814 год. Громкую известность Грибоедову принесла статья «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады Ленора», которая была опубликована в 1816 году в журнале «Сын Отечества». Все эти статьи можно увидеть на выставке.
Фонд Грибоедова в РГБ не слишком большой и начал формироваться в научно-исследовательском отделе рукописей относительно недавно, в 1960-е. Первым номером в списке документов здесь значится суфлерский экземпляр оперы-водевиля «Кто брат? Кто сестра?» (1823), написанной Грибоедовым вместе с Петром Андреевичем Вяземским. Это одна из ранних пьес Александра Сергеевича, сочиненных в порядке дружеской импровизации, часто для бенефисов любимых актрис.
Безусловно, одно из главных украшений фонда — личные письма Грибоедова. На выставке их немало, среди самых теплых и личных — послания к другу по Московскому гусарскому полку Степану Бегичеву, в имении которого Грибоедов писал «Горе от ума». «Представь себе, что меня непременно хотят послать, куда бы ты думал? В Персию, и чтоб жил там. Как я ни отнекиваюсь, ничто не помогает; однако я третьего дня, по приглашению нашего министра, был у него и... представлял, что жестоко бы было мне цветущие лета свои провести между дико-образными азиятцами, ... на долгое время отлучиться от друзей, ... отказаться от литературных успехов, которых я здесь вправе ожидать, от всякого общения с просвещенными людьми... — Вы в уединении усовершенствуете свои дарования. — Нисколько, ваше сиятельство. Музыканту и поэту нужны слушатели, читатели; их нет в Персии...»
Жизнь и смерть Грибоедова в Персии сами стали целым романом, читатели и слушатели у которого не перевелись до сих пор. Поэтому все письма и документы, относящиеся к этому периоду, кажутся на выставке фрагментами одного трагического сценария — даже небольшие записки бытового характера к французскому офицеру Теодору Этье, служившему в персидской армии у сына шаха Аббаса-Мирзы. Что уж говорить о таких, например, словах, посланных незадолго до смерти, в декабре 1828 года, из Тебриза секретарю канцелярии в Грузии Петру Максимовичу Устимовичу: «У нас здесь скучно, гадко, скверно. Нет! Уже не испытать мне на том свете гнева господня. Я и здесь вкушаю довременно все прелести тьмы кромешной». И как последние аккорды: запись в формулярном списке о службе («Во время смятения, происшедшего в Тегеране, лишился жизни») и «Отчет о денежных расходах, связанных с похоронами А. С. Грибоедова», написанный генеральным консулом в Тавризе Андреем Карловичем Амбургером.
«Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни, — пишет о Грибоедове Пушкин в своем "Путешествии в Арзрум". — Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна. Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны».
|
|