Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка оригиналов диссертаций «Эволюция дизайна в контексте исторического развития»

Выставка оригиналов диссертаций «Эволюция дизайна в контексте исторического развития»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Голубой выставочный зал (3-й подъезд, 3-й этаж)
Когда: 23 октября — 11 ноября 2015 года
Вход свободный
Фоторепортаж с открытия выставки (Flickr)


В Го­лу­бом вы­ста­воч­ном за­ле РГБ вновь от­кры­лась вы­став­ка дис­сер­та­ций. На этот раз ее те­мой стал ди­зайн. Пред­став­лен­ные ра­бо­ты рас­кры­ва­ют все его на­прав­ле­ния: от об­ще­тео­ре­ти­че­ских дис­сер­та­ций до уз­ко­на­прав­лен­ных ис­сле­до­ва­ний, та­ких как ди­зайн обу­ви или муж­ско­го ко­стю­ма. 79 ра­бот со­про­вож­да­ют ар­те­фак­ты из лич­ных кол­лек­ций со­труд­ни­ков от­де­ла дис­сер­та­ций.

Слева направо: начальник управления специализированных отделов Мария Евгеньевна Ермакова,
заведующая отделом диссертаций Российской государственной библиотеки Ирина Львовна Сакирко.


В со­вре­мен­ном ми­ре, по­сто­ян­но услож­ня­ясь под вли­я­ни­ем ме­ня­ю­щих­ся ис­то­ри­че­ски обу­слов­лен­ных про­цес­сов, ди­зайн тес­но вза­и­мо­дей­ству­ет с та­ки­ми от­рас­ля­ми на­у­ки, как со­цио­ло­гия, куль­ту­ро­ло­гия, эр­го­но­ми­ка, пси­хо­ло­гия, от­рас­ля­ми ре­кла­мы и мар­ке­тин­га.

Кро­ме тра­ди­ци­он­ных ви­дов ин­ду­стри­аль­но­го и гра­фи­че­ско­го ди­зай­на со вре­ме­нем ди­зай­ном ста­ло на­зы­вать­ся да­же то, что ра­нее все­гда счи­та­лось ис­кус­ством или ре­меслом. Сей­час су­ще­ству­ет та­кие по­ня­тия, как ди­зайн ар­хи­тек­тур­ной сре­ды, вы­ста­воч­ных экс­по­зи­ций, одеж­ды и ак­сес­су­а­ров, арт-ди­зайн. Раз­ви­тие тех­ни­ки при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию ком­пью­тер­но­го ди­зай­на. Мож­но го­во­рить о то­таль­ном ди­зай­не, ко­то­рый про­яв­ля­ет­ся в гра­до­стро­и­тель­ных, ар­хи­тек­тур­ных и сре­до­вых про­ек­тах, в раз­ра­бот­ках от­дель­ных объ­ек­тов.

Эво­лю­ция ди­зай­на име­ет вол­но­об­раз­ный ха­рак­тер. Ста­нов­ле­ние про­ис­хо­дит в 1920—30-е го­ды и сме­ня­ет­ся пе­ри­о­дом спа­да в 1940—50-е го­ды. Но­вый рас­цвет при­хо­дит­ся на пе­ри­од 1960-х го­дов и до на­ча­ла 1970-х не те­ря­ет сво­ей ак­ту­аль­но­сти. Ис­то­ри­че­ские из­ме­не­ния кон­ца 1980-х и в 1990-е го­ды вы­зва­ли но­вый ин­те­рес в на­шем об­ще­стве к ди­зай­ну. В усло­ви­ях со­вре­мен­но­сти он при­об­ре­та­ет тен­ден­цию к гло­ба­ли­за­ции.

Ха­рак­тер­ной чер­той на­ча­ла XX ве­ка ста­ло от­ри­ца­ние про­шло­го. По­ры­вая с про­шлым, ди­зайн ак­тив­но на­чал фор­ми­ро­вать на­сто­я­щее и бу­ду­щее, пред­ла­гая вре­мен­ные ре­ше­ния, ко­то­рые бу­дут су­ще­ство­вать до тех пор, по­ка их не сме­тут но­вые, све­жие идеи.

 

Слева: Пряхин В. П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производст-
венно-товарный аспекты) / Пряхин В. П. ; научный руководитель доктор биологических наук, профессор
А. М. Фонарев ; научно-исследовательский институт дошкольного воспитания : диссертация … кандидата
педагогических наук: 13.00.01. — Москва, 1979. — 183 с. ; иллюстрации. Шифры хранения: Дк 80-13/110.
Справа: Новиков А. И. Дизайн развивающих комбинаторных игровых средств (на основе русской фольклорной
деревянной игрушки) / Новиков А. И. ; научный руководитель кандидат искусствоведения Л. А. Кузьмичев ;
Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики : диссертация … кандидата
искусствоведения: 17.00.06 — Москва, 1998. — 267 с. ; иллюстрации. Шифры хранения: 61 98-17/75.


На про­из­вод­ствен­ных фа­куль­те­тах ВХУТЕМАСа (1920—1926) — ВХУТЕИНа (1927—1930) про­изо­шло гар­мо­нич­ное объ­еди­не­ние ар­хи­тек­ту­ры и ди­зай­на. Ху­дож­ни­ки ра­бо­та­ли в раз­лич­ных на­прав­ле­ни­ях: ар­хи­тек­ту­ра и ме­бель, фо­то­кол­лаж и фо­то­гра­фия, мо­де­ли одеж­ды и по­су­да, те­атр, мас­со­вые ше­ствия, так­же при­вле­ка­лась му­зы­ка и по­э­зия. В про­ек­тах рож­да­ет­ся став­ший уже ти­пич­ным ин­те­рьер ны­неш­них квар­тир. Но для на­ча­ла XX ве­ка это был не­бы­ва­лый про­рыв.

Ди­зайн тес­но свя­зан с ис­то­ри­че­ским раз­ви­ти­ем об­ще­ства, с его при­о­ри­те­та­ми, взгля­да­ми, по­треб­но­стя­ми, и сле­до­ва­тель­но, ему так­же при­су­ще по­сто­ян­ное раз­ви­тие. Но не­за­ви­си­мо от форм, ме­то­дов, на­прав­ле­ний, глав­ной от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ди­зай­на яв­ля­ет­ся твор­че­ство, со­зда­ние но­вых цен­но­стей. Дис­сер­та­ци­он­ные ра­бо­ты 79 ав­то­ров, пред­став­лен­ные на вы­став­ке «Эво­лю­ция ди­зай­на в кон­тек­сте ис­то­ри­че­ско­го раз­ви­тия», да­ют нам это по­чув­ство­вать в пол­ном объ­е­ме.

От­кры­ва­ет вы­став­ку кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция Ири­ны Алек­сан­дров­ны Чер­ний­чук «То­таль­ный ди­зайн. Ис­сле­до­ва­ния воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия» (Москва, 2010). Ра­бо­та пред­став­ле­на дву­мя то­ма­ми и по­свя­ще­на ис­то­кам воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тию ди­зай­на — как стрем­ле­нию со­здать ин­ди­ви­ду­аль­ную, гар­мо­нич­ную, вы­со­ко­ком­форт­ную сре­ду оби­та­ния че­ло­ве­ка.


Рессин Г.К. Метод художественного конструирования диспетчерских и операторских пунктов / Рессин Г.К. ;
научный руководитель доктор технических наук, профессор Г.М. Людвиг ; Московское высшее художест-
венно-промышленное училище : диссертация … кандидата искусствоведения. — Москва, 1968. — Т. 1 —
297 с. ; Т. 2 — 59 с. ; иллюстрации. Шифры хранения: Дк 69-17/18


На экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны пять док­тор­ских дис­сер­та­ций, од­на из ко­то­рых — ра­бо­та Сер­гея Ми­хай­ло­ви­ча
Ми­хай­ло­ва «Ди­зайн со­вре­мен­но­го го­ро­да: ком­плекс­ная ор­га­ни­за­ция пред­мет­но-про­стран­ствен­ной сре­ды (тео­ре­ти­ко-ме­то­до­ло­ги­че­ская кон­цеп­ция)» (Москва, 2011) — обоб­ща­ет су­ще­ству­ю­щий ис­то­ри­че­ский и тео­ре­ти­че­ский опыт в об­ла­сти ди­зай­на го­род­ской сре­ды кон­ца XIX — XXI вв.

Здесь мож­но почитать и дис­сер­та­ци­он­ные ис­сле­до­ва­ния 1950-х го­дов, по­свя­щен­ные ар­хи­тек­ту­ре ме­бе­ли: кандидатскую работу О. А. Свеш­ни­ко­ва «При­ме­не­ние эко­но­мич­ных ма­те­ри­а­лов и спо­со­бов ху­до­же­ствен­ной от­дел­ки в ар­хи­тек­ту­ре ме­бе­ли для жи­лья» (Киев, 1953) и кандидатскую диссертацию Бориса Васильевича Не­шу­мо­ва «Раз­ви­тие то­кар­ных форм в ме­бе­ли и ар­хи­тек­тур­ном де­ко­ре: ху­до­же­ствен­ные фор­мы, тех­ни­ка и тех­но­ло­гия» (Москва, 1954). Каж­дая дис­сер­та­ция име­ет том при­ло­же­ний: ил­лю­стра­ции, схе­мы, об­раз­цы де­ко­ра.

Ор­га­ни­за­то­ры вы­став­ки ста­ра­лись рас­крыть фонд уни­каль­ных дис­сер­та­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний, по­свя­щен­ных од­но­му из са­мых рас­про­стра­нен­ных по­ня­тий — ди­зай­ну, ко­то­рое се­го­дня пе­ре­жи­ва­ет но­вое рож­де­ние. Ди­зайн стал не­раз­рыв­ной ча­стью про­стран­ства, окру­жа­ю­ще­го нас.

Ес­ли по­сле пред­ло­жен­ной экс­по­зи­ции у вас по­яви­лось же­ла­ние из­ме­нять, со­зда­вать, тво­рить и вы по­чув­ство­ва­ли се­бя не­множ­ко ди­зай­не­ра­ми, то цель ор­га­ни­за­то­ров вы­став­ки до­стиг­ну­та.

 

Слева направо: заведующая отделом диссертаций РГБ Ирина Львовна Сакирко, советник дирекции РГБ Николай Анатольевич Сахаров, советник дирекции РГБ Нина Ивановна Хахалева. Экскурсия по выставке.

Фоторепортаж с открытия выставки (Flickr)

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.