Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Голубой выставочный зал (3-й подъезд, 3-й этаж)
Когда: 23 октября — 11 ноября 2015 года
Вход свободный
Фоторепортаж с открытия выставки (Flickr)
В Голубом выставочном зале РГБ вновь открылась выставка диссертаций. На этот раз ее темой стал дизайн. Представленные работы раскрывают все его направления: от общетеоретических диссертаций до узконаправленных исследований, таких как дизайн обуви или мужского костюма. 79 работ сопровождают артефакты из личных коллекций сотрудников отдела диссертаций.
Слева направо: начальник управления специализированных отделов Мария Евгеньевна Ермакова,
заведующая отделом диссертаций Российской государственной библиотеки Ирина Львовна Сакирко.
В современном мире, постоянно усложняясь под влиянием меняющихся исторически обусловленных процессов, дизайн тесно взаимодействует с такими отраслями науки, как социология, культурология, эргономика, психология, отраслями рекламы и маркетинга.
Кроме традиционных видов индустриального и графического дизайна со временем дизайном стало называться даже то, что ранее всегда считалось искусством или ремеслом. Сейчас существует такие понятия, как дизайн архитектурной среды, выставочных экспозиций, одежды и аксессуаров, арт-дизайн. Развитие техники привело к возникновению компьютерного дизайна. Можно говорить о тотальном дизайне, который проявляется в градостроительных, архитектурных и средовых проектах, в разработках отдельных объектов.
Эволюция дизайна имеет волнообразный характер. Становление происходит в 1920—30-е годы и сменяется периодом спада в 1940—50-е годы. Новый расцвет приходится на период 1960-х годов и до начала 1970-х не теряет своей актуальности. Исторические изменения конца 1980-х и в 1990-е годы вызвали новый интерес в нашем обществе к дизайну. В условиях современности он приобретает тенденцию к глобализации.
Характерной чертой начала XX века стало отрицание прошлого. Порывая с прошлым, дизайн активно начал формировать настоящее и будущее, предлагая временные решения, которые будут существовать до тех пор, пока их не сметут новые, свежие идеи.
Слева: Пряхин В. П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производст-
венно-товарный аспекты) / Пряхин В. П. ; научный руководитель доктор биологических наук, профессор
А. М. Фонарев ; научно-исследовательский институт дошкольного воспитания : диссертация … кандидата
педагогических наук: 13.00.01. — Москва, 1979. — 183 с. ; иллюстрации. Шифры хранения: Дк 80-13/110.
Справа: Новиков А. И. Дизайн развивающих комбинаторных игровых средств (на основе русской фольклорной
деревянной игрушки) / Новиков А. И. ; научный руководитель кандидат искусствоведения Л. А. Кузьмичев ;
Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики : диссертация … кандидата
искусствоведения: 17.00.06 — Москва, 1998. — 267 с. ; иллюстрации. Шифры хранения: 61 98-17/75.
На производственных факультетах ВХУТЕМАСа (1920—1926) — ВХУТЕИНа (1927—1930) произошло гармоничное объединение архитектуры и дизайна. Художники работали в различных направлениях: архитектура и мебель, фотоколлаж и фотография, модели одежды и посуда, театр, массовые шествия, также привлекалась музыка и поэзия. В проектах рождается ставший уже типичным интерьер нынешних квартир. Но для начала XX века это был небывалый прорыв.
Дизайн тесно связан с историческим развитием общества, с его приоритетами, взглядами, потребностями, и следовательно, ему также присуще постоянное развитие. Но независимо от форм, методов, направлений, главной отличительной особенностью дизайна является творчество, создание новых ценностей. Диссертационные работы 79 авторов, представленные на выставке «Эволюция дизайна в контексте исторического развития», дают нам это почувствовать в полном объеме.
Открывает выставку кандидатская диссертация Ирины Александровны Чернийчук «Тотальный дизайн. Исследования возникновения и развития» (Москва, 2010). Работа представлена двумя томами и посвящена истокам возникновения и развитию дизайна — как стремлению создать индивидуальную, гармоничную, высококомфортную среду обитания человека.
Рессин Г.К. Метод художественного конструирования диспетчерских и операторских пунктов / Рессин Г.К. ;
научный руководитель доктор технических наук, профессор Г.М. Людвиг ; Московское высшее художест-
венно-промышленное училище : диссертация … кандидата искусствоведения. — Москва, 1968. — Т. 1 —
297 с. ; Т. 2 — 59 с. ; иллюстрации. Шифры хранения: Дк 69-17/18
На экспозиции представлены пять докторских диссертаций, одна из которых — работа Сергея Михайловича Михайлова «Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция)» (Москва, 2011) — обобщает существующий исторический и теоретический опыт в области дизайна городской среды конца XIX — XXI вв.
Здесь можно почитать и диссертационные исследования 1950-х годов, посвященные архитектуре мебели: кандидатскую работу О. А. Свешникова «Применение экономичных материалов и способов художественной отделки в архитектуре мебели для жилья» (Киев, 1953) и кандидатскую диссертацию Бориса Васильевича Нешумова «Развитие токарных форм в мебели и архитектурном декоре: художественные формы, техника и технология» (Москва, 1954). Каждая диссертация имеет том приложений: иллюстрации, схемы, образцы декора.
Организаторы выставки старались раскрыть фонд уникальных диссертационных исследований, посвященных одному из самых распространенных понятий — дизайну, которое сегодня переживает новое рождение. Дизайн стал неразрывной частью пространства, окружающего нас.
Если после предложенной экспозиции у вас появилось желание изменять, создавать, творить и вы почувствовали себя немножко дизайнерами, то цель организаторов выставки достигнута.
Слева направо: заведующая отделом диссертаций РГБ Ирина Львовна Сакирко, советник дирекции РГБ Николай Анатольевич Сахаров, советник дирекции РГБ Нина Ивановна Хахалева. Экскурсия по выставке.
Фоторепортаж с открытия выставки (Flickr)
|