|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, читальный зал отдела литературы
Русского зарубежья
Когда: 16—28 февраля 2015 года
С 16 по 28 февраля 2015 года в читальном зале отдела литературы Русского зарубежья открыта выставка, посвященная русскому балету и юбилеям выдающихся танцовщиков Леонида Мясина, Сергея Лифаря, Ольги Спесивцевой, Тамары Карсавиной. На выставке представлены издания-монографии о звездах русского балета, их воспоминания, а также современные как отечественные, так и иностранные исследования, посвященные русскому балету в эмиграции.
С 1917 по 1939 год Россию покинула большая часть балетмейстеров и танцовщиков. Можно смело говорить о великом исходе служителей балетного искусства из русских театров. В этот период произошло пространственное распространение достижений русского балета, их воспроизводство, а также синтез с балетными школами со всего мира, от Европы до Америки. К этому времени балетное искусство в странах, некогда считавшихся законодателями в области танца, пришло в упадок. Россия своеобразно вернула долг странам, которые стояли у истоков русской балетной школы: Италии и Франции. Более того, русский балет способствовал зарождению балетного искусства в ряде стран мира.
Решающее значение в области пропаганды отечественного балета за рубежом сыграла антреприза Сергея Павловича Дягилева, существовавшая в 1909—1929 годах, а затем антрепризы-преемники: труппы Рубинштейн, Базиля, Нижинского. На выставке Сергею Дягилеву отведено большое место. Это и воспоминания о нем его учеников и соратников, и современные исследования его творчества: «С. П. Дягилев и современная культура» (Пермь, 2010), «Сергей Павлович Дягилев, 1872—1929: материалы к библиографии» (Санкт-Петербург, 2007), «Diaghilev and friends / [Joy Melville]» (London, 2009), «100-летию "Русских сезонов" в Париже: сборник статей и докладов» (Тольятти, 2009).
Возрождение французской школы классического танца связано в первую очередь с именем Сергея Михайловича Лифаря. В театре «Гранд Опера» Лифарь был премьером, главным балетмейстером и педагогом. За долгую творческую жизнь Лифарь сочинил двести балетов, создал одиннадцать «балетных звезд», среди которых мировые имена — Лиссет Дарсонваль, Соланж Шварц, Иветта Шовире. На выставке в читальном зале отдела литературы Русского зарубежья представлена его книга «История русского балета от XVII века до "Русского балета" Дягилева» (Париж, 1945), а также уникальные сценические фотографии из коллекции А. П. Тимофеева.
Творчество отдельных танцовщиков и балетмейстеров (Михаила Михайловича Фокина и Анны Матвеевны Павловой) оказало влияние буквально на все балетные школы мира и не может быть привязано к отдельной стране. По мере того как к середине ХХ века возрастала роль балета, труппы стали создаваться почти во всех странах обеих Америк, Европы, Азии, в том числе в некоторых районах Средней Азии и Африки, а также в Австралии и Новой Зеландии. Балет нашел себе место даже в странах с собственной богатой танцевальной традицией, таких как Испания, Китай, Япония и Малая Азия.
Таким образом, русский балет стал как бы эпицентром возникновения и быстрого распространения классического танца во всем мире. Во всех театрах мира работали русские танцовщики, воспроизводя достижения отечественного балета. Русские эмигранты-танцовщики, балетмейстеры основали множество частных балетных школ, где активно пропагандировались достижения русской школы классического танца и воспитавших огромное число кадров для мирового балета. И наконец, русские эмигранты не только основали новые национальные балетные школы, как это произошло в США, Бразилии, Сербии, Аргентине, но и восстановили, вывели из кризиса мировые балетные школы Франции и Англии.
|
|