|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, корп. 1, Дом Пашкова Российской государственной библиотеки, читальный зал НИО рукописей
Когда: 2—15 февраля 2015 года
Виртуальная выставка «От Клио до Мельпомены»
В читальном зале НИО рукописей в Доме Пашкова — целая россыпь автографов: Доницетти, Вольтер, Гёте, Золя, Гюго, Вяземский, Лесков, Аксаков. Это далеко не полный перечень писем и записок, собранных Алексеем Александровичем Бахрушиным. Коллекционер известен прежде всего как собиратель театральных артефактов, однако ими его собрание далеко не ограничивалось. Тем не менее на выставке к 150-летию Бахрушина в Румянцевском зале без театра тоже не обошлись.
Начинается экспозиция именно с театральной темы: альбом рисованных костюмов и декораций, принадлежавший актеру и антрепренеру Виктору Людвиговичу Форкатти, соседствует с альбомом фотографий артистов «Комеди Франсез» и оперных певцов. Оперную тему продолжает автограф Джоакино Россини и письмо Гаэтано Доницетти к Ивану Айвазовскому. Нередко театралы XIX века отправлялись на представления с записными книжками, в которые собирали автографы своих театральных кумиров. Такую книжку тоже можно увидеть на выставке.
Коллекционировать Алексей Александрович начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. Его фотографию можно увидеть на выставке в семейном альбоме. Первоначально Алексей Александрович увлекался всем, что связано с войной 1812 года и Наполеоном. На выставке можно найти отголоски этого увлечения — письмо Дениса Давыдова и послание Бахрушина к историку Владимиру Ивановичу Герье. Бахрушин был членом Комитета по устройству в Москве Музея 1812 года и собирал для него экспонаты.
Рассказывают, что увлечение театром у Бахрушина началось после встречи с купцом-собирателем Куприяновым. Они поспорили: кто больше за год соберет театральной старины. В дом Бахрушиных стали стекаться афиши, программы спектаклей, фотографии актеров, эскизы костюмов, личные вещи. Бахрушин выиграл спор и понял, что нашел свое призвание. «Вскоре театральное собирательство, — вспоминал его сын, — превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина».
30 мая 1894 г. владелец впервые показал свое театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея, существующего доныне. В обширном собрании выделялись три раздела — литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Княжнина, Сумарокова, Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры. В 1913 году музей Бахрушина был передан Академии наук СССР, а в 1930 году часть его литературной коллекции переехала в РГБ.
На выставке можно увидеть небольшую часть этой коллекции. Это редкие автографы стихотворений и писем Владимира Одоевского, Ивана Аксакова, Николая Лескова, Петра Вяземского, Семена Надсона, Евдокии Ростопчиной, Нестора Кукольника. Немало было в коллекции Бахрушина автографов и иностранных знаменитостей. Судя по всему, все зарубежные автографы были приобретены Бахрушиным до 1890-х годов, еще до того, как его охватило увлечение театром. В Румянцевском зале можно полюбоваться на почерки Шиллера, Вольтера, Листа, Золя, Гюго, Вагнера, Гёте. Безусловно, почерк несет на себе неповторимую печать индивидуальности своего владельца. Поэтому так любопытно сегодня рассматривать замысловатые и не похожие друг на друга росчерки людей, имена которых сегодня знакомы каждому школьнику.
Виртуальная выставка «От Клио до Мельпомены»
|
|