|
Где: Москва, ул. Возвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, читальный зал отдела изоизданий
Когда: 28 июля — 25 декабря 2015 года
Произведения русского авангарда из собрания Российской государственной библиотеки экспонируются часто и всегда успешно как в стенах РГБ, так и на многочисленных выставках по всему миру. До 25 декабря в читальном зале отдела изоизданий можно увидеть работы художников и дизайнеров: киноафиши, авангардные обложки, книжные указатели, обертки для конфет, эскизы одежды.
![](/dataphotos/d/d3/d3d9c0d251bc52418cf026dc1a051e60.jpg)
Русский авангард как художественное направление сложился в предвоенные 1907—1914 годы и достиг своего расцвета в первое послереволюционное десятилетие. Поначалу произведения авангардистов эпатировали публику, вызывали критику и неприятие, а позднее, после 1917 года, стали доминирующими в культуре советской России. Авангард в начале ХХ века охватил почти все сферы культуры — изобразительное искусство, поэзию и театр, кинематограф и объекты массовой культуры, архитектуру и даже сформировал образ жизни художественной элиты. На выставке «Русский авангард» представлен лишь небольшой срез этого интересного культурного явления, нашедший свое плодотворное и успешное претворение в графическом искусстве. Данная экспозиция ставит задачей продемонстрировать отдельные образцы произведений печатной графики «Русского авангарда» из фондов отдела изоизданий РГБ.
В послереволюционный период мощным средством политической агитации, деловой информации и просветительской работы стали плакаты. Для художников русского авангарда, желавших принять участие в преобразовании мира и его предметной среды, это предоставляло широкие возможности для творческих экспериментов. Стиль плакатного искусства в целом и рекламы в особенности определил творчество художников-конструктивистов.
Особое место в искусстве графики 20-х годов XX века занимала реклама кино. Художники, вдохновленные новаторскими идеями фильмов Сергея Эйзенштейна и Льва Кулешова, претворили в образном языке графики выразительные возможности киноискусства. Лидерами этого процесса стали братья Владимир и Георгий Стенберги. Их творчество, как и работы их коллег (Николая Прусакова, Семена Семенова-Менеса, Александра Наумова), во многом определило стиль плакатного искусства второй половины 20-х годов и стало ориентиром для мастеров последующих поколений, что демонстрируют даже немногие экспонированные работы. На выставке можно увидеть киноплакаты «Броненосец Потемкин» Антона Лавинского, «Симфония большого города» и «Человек с киноаппаратом» Владимира Стенберга, «Чины и люди» и «Верхом на Хольте» Николая Прусакова, и другие.
![](/dataphotos/4/42/421775eecc3ac7e93ec2b17eeb09d0cf.jpg)
В 1920-е годы СССР переживал настоящий книгоиздательский бум. Художники новых направлений активно использовали приемы авангарда и в оформлении книги, что ярче всего проявилось в книжной обложке. В экспозиции представлено несколько книжных обложек: «Города социализма и социалистическая реконструкция быта», «В помощь чертежнику-полиграфисту», «Рабочая книга по грамматике и правописанию в связи с развитием речи». Имеющие в основном прикладное, учебное значение, эти обложки демонстрируют многообразие и изобретательность в работе с рисованными и типографскими шрифтами, элементами наборной кассы. Художники смело сталкивали цветные плоскости и тонкие линии рисунка, документальность фотографии и символику, сделали зримыми скрытые эстетические возможности отдельной буквы. Талантливые мастера использовали многие оригинальные приемы, чтобы сделать обложку «лицом» книги, выразить ее жанр и содержание, превратить ее в действенную рекламу каждого литературного произведения. В создании книжной обложки участвовали виднейшие представители русского авангарда — Александр Родченко, Эль Лисицкий, Соломон Телингатер, — целая плеяда, многие из которых одновременно работали в разных жанрах полиграфии.
Среди редких экспонатов выставки можно увидеть кондитерские этикетки «Красноармейская звезда» работы Владимира Маяковского, поразительно напоминающие «Окна РОСТА» в миниатюре, серию открытых писем «Спартакиада» 1928 года, выполненных Густавом Клуцисом, рекламные книжные закладки 1920-х годов, открытки с эскизами костюмов братьев Стенбергов.
На протяжении последних двух десятилетий Российская государственная библиотека принимала участие в ряде выставок, посвященных русскому авангарду, прошедших с большим успехом в России и странах Западной Европы. Многие произведения русского авангарда широко известны и стали классикой. Тем не менее эта экспозиция готовит ряд интересных открытий — многие уникальные экспонаты из собрания библиотеки не известны широкой аудитории и несомненно привлекут внимание зрителей.
![](/dataphotos/1/12/122514489422376174448f061b764c54.jpg)
![](/dataphotos/0/0a/0a6f2829f72b08908746169aa3c33826.jpg)
![](/dataphotos/7/74/74a89b25183ec21014f64fe9a60afeb2.jpg)
![](/dataphotos/e/e8/e8e73634a0c4be46afb1c5d2c55d184c.jpg)
![](/dataphotos/4/4e/4e7507389547893d1bc83a7a82b7dee1.jpg)
|
|