Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «Русский авангард из собрания Российской государственной библиотеки»

Выставка «Русский авангард из собрания Российской государственной библиотеки»

 

Где: Москва, ул. Возвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, чи­таль­ный зал от­де­ла изо­из­да­ний
Ко­гда: 28 июля — 25 де­каб­ря 2015 года

Про­из­ве­де­ния рус­ско­го аван­гар­да из со­бра­ния Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки экс­по­ни­ру­ют­ся ча­сто и все­гда успеш­но как в сте­нах РГБ, так и на мно­го­чис­лен­ных вы­став­ках по все­му ми­ру. До 25 де­каб­ря в чи­таль­ном за­ле от­де­ла изо­из­да­ний мож­но уви­деть ра­бо­ты ху­дож­ни­ков и ди­зай­не­ров: ки­но­афи­ши, аван­гард­ные об­лож­ки, книж­ные ука­за­те­ли, оберт­ки для кон­фет, эс­ки­зы одеж­ды.

Рус­ский аван­гард как ху­до­же­ствен­ное на­прав­ле­ние сло­жил­ся в пред­во­ен­ные 1907—1914 го­ды и до­стиг сво­е­го рас­цве­та в пер­вое по­сле­ре­во­лю­ци­он­ное де­ся­ти­ле­тие. По­на­ча­лу про­из­ве­де­ния аван­гар­ди­стов эпа­ти­ро­ва­ли пуб­ли­ку, вы­зы­ва­ли кри­ти­ку и не­при­я­тие, а позд­нее, по­сле 1917 го­да, ста­ли до­ми­ни­ру­ю­щи­ми в куль­ту­ре со­вет­ской Рос­сии. Аван­гард в на­ча­ле ХХ ве­ка охва­тил по­чти все сфе­ры куль­ту­ры — изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство, по­э­зию и те­атр, ки­не­ма­то­граф и объ­ек­ты мас­со­вой куль­ту­ры, ар­хи­тек­ту­ру и да­же сфор­ми­ро­вал об­раз жиз­ни ху­до­же­ствен­ной эли­ты. На вы­став­ке «Рус­ский аван­гард» пред­став­лен лишь не­боль­шой срез это­го ин­те­рес­но­го куль­тур­но­го яв­ле­ния, на­шед­ший свое пло­до­твор­ное и успеш­ное пре­тво­ре­ние в гра­фи­че­ском ис­кус­стве. Дан­ная экс­по­зи­ция ста­вит за­да­чей про­де­мон­стри­ро­вать от­дель­ные об­раз­цы про­из­ве­де­ний пе­чат­ной гра­фи­ки «Рус­ско­го аван­гар­да» из фон­дов от­де­ла изо­из­да­ний РГБ.

В по­сле­ре­во­лю­ци­он­ный пе­ри­од мощ­ным сред­ством по­ли­ти­че­ской аги­та­ции, де­ло­вой ин­фор­ма­ции и про­све­ти­тель­ской ра­бо­ты ста­ли пла­ка­ты. Для ху­дож­ни­ков рус­ско­го аван­гар­да, же­лав­ших при­нять уча­стие в пре­об­ра­зо­ва­нии ми­ра и его пред­мет­ной сре­ды, это предо­став­ля­ло ши­ро­кие воз­мож­но­сти для твор­че­ских экс­пе­ри­мен­тов. Стиль пла­кат­но­го ис­кус­ства в це­лом и ре­кла­мы в осо­бен­но­сти опре­де­лил твор­че­ство ху­дож­ни­ков-кон­струк­ти­ви­стов.

Осо­бое ме­сто в ис­кус­стве гра­фи­ки 20-х го­дов XX века за­ни­ма­ла ре­кла­ма ки­но. Ху­дож­ни­ки, вдох­нов­лен­ные но­ва­тор­ски­ми иде­я­ми филь­мов Сер­гея Эй­зен­штей­на и Льва Ку­ле­шо­ва, пре­тво­ри­ли в об­раз­ном язы­ке гра­фи­ки вы­ра­зи­тель­ные воз­мож­но­сти ки­но­ис­кус­ства. Ли­де­ра­ми это­го про­цес­са ста­ли бра­тья Вла­ди­мир и Ге­ор­гий Стен­бер­ги. Их твор­че­ство, как и ра­бо­ты их кол­лег (Ни­ко­лая Пру­са­ко­ва, Се­ме­на Се­ме­но­ва-Ме­не­са, Алек­сандра На­у­мо­ва), во мно­гом опре­де­ли­ло стиль пла­кат­но­го ис­кус­ства вто­рой по­ло­ви­ны 20-х го­дов и ста­ло ори­ен­ти­ром для ма­сте­ров по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний, что де­мон­стри­ру­ют да­же не­мно­гие экс­по­ни­ро­ван­ные ра­бо­ты. На вы­став­ке мож­но уви­деть ки­но­пла­ка­ты «Бро­не­но­сец По­тем­кин» Ан­то­на Ла­вин­ско­го, «Сим­фо­ния боль­шо­го го­ро­да» и «Че­ло­век с ки­но­ап­па­ра­том» Вла­ди­ми­ра Стен­бер­га, «Чи­ны и лю­ди» и «Вер­хом на Холь­те» Ни­ко­лая Пру­са­ко­ва, и дру­гие.

В 1920-е го­ды СССР пе­ре­жи­вал на­сто­я­щий кни­го­из­да­тель­ский бум. Ху­дож­ни­ки но­вых на­прав­ле­ний ак­тив­но ис­поль­зо­ва­ли при­е­мы аван­гар­да и в оформ­ле­нии кни­ги, что яр­че все­го про­яви­лось в книж­ной об­лож­ке. В экс­по­зи­ции пред­став­ле­но не­сколь­ко книж­ных об­ло­жек: «Го­ро­да со­ци­а­лиз­ма и со­ци­а­ли­сти­че­ская ре­кон­струк­ция бы­та», «В по­мощь чер­теж­ни­ку-по­ли­гра­фи­сту», «Ра­бо­чая кни­га по грам­ма­ти­ке и пра­во­пи­са­нию в свя­зи с раз­ви­ти­ем ре­чи». Име­ю­щие в ос­нов­ном при­клад­ное, учеб­ное зна­че­ние, эти об­лож­ки де­мон­стри­ру­ют мно­го­об­ра­зие и изоб­ре­та­тель­ность в ра­бо­те с ри­со­ван­ны­ми и ти­по­граф­ски­ми шриф­та­ми, эле­мен­та­ми на­бор­ной кас­сы. Ху­дож­ни­ки сме­ло стал­ки­ва­ли цвет­ные плос­ко­сти и тон­кие ли­нии ри­сун­ка, до­ку­мен­таль­ность фо­то­гра­фии и сим­во­ли­ку, сде­ла­ли зри­мы­ми скры­тые эс­те­ти­че­ские воз­мож­но­сти от­дель­ной бук­вы. Та­лант­ли­вые ма­сте­ра ис­поль­зо­ва­ли мно­гие ори­ги­наль­ные при­е­мы, что­бы сде­лать об­лож­ку «ли­цом» кни­ги, вы­ра­зить ее жанр и со­дер­жа­ние, пре­вра­тить ее в дей­ствен­ную ре­кла­му каж­до­го ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния. В со­зда­нии книж­ной об­лож­ки участ­во­ва­ли вид­ней­шие пред­ста­ви­те­ли рус­ско­го аван­гар­да — Алек­сандр Род­чен­ко, Эль Ли­сиц­кий, Со­ло­мон Те­лин­га­тер, — це­лая пле­я­да, мно­гие из ко­то­рых од­но­вре­мен­но ра­бо­та­ли в раз­ных жан­рах по­ли­гра­фии.

Сре­ди ред­ких экс­по­на­тов вы­став­ки мож­но уви­деть кон­ди­тер­ские эти­кет­ки «Крас­но­ар­мей­ская звез­да» ра­бо­ты Вла­ди­ми­ра Ма­я­ков­ско­го, по­ра­зи­тель­но на­по­ми­на­ю­щие «Ок­на РОСТА» в ми­ни­а­тю­ре, се­рию от­кры­тых пи­сем «Спар­та­ки­а­да» 1928 года, вы­пол­нен­ных Гу­ста­вом Клу­ци­сом, ре­клам­ные книж­ные за­клад­ки 1920-х годов, от­крыт­ки с эс­ки­за­ми ко­стю­мов бра­тьев Стен­бер­гов.

На про­тя­же­нии по­след­них двух де­ся­ти­ле­тий Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка при­ни­ма­ла уча­стие в ря­де вы­ста­вок, по­свя­щен­ных рус­ско­му аван­гар­ду, про­шед­ших с боль­шим успе­хом в Рос­сии и стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы. Мно­гие про­из­ве­де­ния рус­ско­го аван­гар­да ши­ро­ко из­вест­ны и ста­ли клас­си­кой. Тем не ме­нее эта экс­по­зи­ция го­то­вит ряд ин­те­рес­ных от­кры­тий — многие уни­каль­ные экс­по­на­ты из со­бра­ния биб­лио­те­ки не из­вест­ны ши­ро­кой ауди­то­рии и не­со­мнен­но при­вле­кут вни­ма­ние зри­те­лей.









 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.