Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, читальный зал отдела изоизданий РГБ
Время проведения: 5 марта — 19 мая 2014 года
Фотогалерея на Flickr
Осталась одна, пришла 77-я осень (из серии «Дела человеческие»). Цветной офорт. 30 х 40 см. 1994
В читальном зале отдела изоизданий РГБ открылась выставка офортов заслуженного художника России Александра Ветрова. Созданные на основе эскизов, сделанных художником в разные годы в родной подмосковной деревне, под рукой мастера они потеряли точную привязку к месту и времени.
На стенах небольшого выставочного зала РГБ знакомые каждому из нас сюжеты русского быта и привычные времена года. Однако Александр Ветров сумел показать то, что видит в них не каждый: переливающийся осенний свет, тонкие тени ранней весны и приметы деревенского быта, светящиеся сквозь слезы ностальгии.
Сотрудники отдела изоизданий РГБ познакомились с Александром Ветровым на одной из выставок в Центральном доме художника. «Он оказался очень открытым человеком и быстро согласился на наше предложение устроить свою выставку в нашем зале, который не так велик по размеру и прекрасен, как нам бы того хотелось, — рассказала о знакомстве с художником заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова. — Только светлые работы наших друзей придают ему очарование и создают комфорт для всех, кто сюда приходит».
Дорога к храму (памяти бабушки). Цветной офорт. 30 х 30 см. 1993
Экспозиция офортов Александра Ветрова, несомненно, займет в выставочной биографии зала особое место. Александр Егорович давно проводит персональные выставки не только в России, но и за рубежом — четыре из них прошли в США, пять в Германии. Его работы хранятся в коллекциях и частных собраниях европейских, американских и азиатских музеев. Он очень тепло отзывается о зарубежной публике, особенно ценит открытость русскому искусству у немецкого народа, но признается, что самые лучшие собеседники у него все равно в России. Поэтому о любви к Родине — все его творчество и, в частности, небольшая выставка в читальном зале отдела изоизданий РГБ.
«Это дом моей мамы, вот на столе горит свечка — каждое 9 мая мы ее зажигаем, вспоминаем отца. А это моя бабушка, которой уже нет на свете», — рассказывает художник. Запечатленные образы конкретных людей знакомы и милы любому, кто был в русской деревне: эта бабушка, этот пейзаж, эта осень тонко и осторожно списаны с образов генетической памяти целого народа.
Обобщенность работ Александра Ветрова соткана из мельчайших подробностей, точно прорисованных в каждом сюжете: ветки, своды, прожилки, кладка, зыбь и рельеф — детали пейзажа и архитектуры равновелики под авторской кистью, все заслуживают одинаково пристального внимания и любви зрителей.
Теплый январь (деревня Куркино). Из серии «12 месяцев года». Цветной офорт. 31 х 30 см. 1993
Художник немного отходит от классического метода изготовления офорта: в черный цвет печатной доски он втирает оттенки красного, синего, зеленого. Так получаются работы Ветрова — «с большой глубиной резкости», но одновременно очень нежные и воздушные.
«Офорт заинтересовал меня еще в пору моего студенчества, когда я учился в Московском государственном академическом художественном училище памяти 1905 года, — рассказывает художник. — Наш преподаватель Житников очень нас им увлек: разрезание линолеума, запах краски, появление оттисков — все это очень мне полюбилось. Потом я много занимался гравюрой и графикой, но все время смотрел на офорты и думал об этих тонких линиях. И в конце концов купил по объявлению офортный станок».
Не совсем классические офорты Александра Ветрова будут висеть в читальном зале отдела изоизданий до 19 мая.
Дом моего друга. Деревня Куркино. Цветной офорт. 1992
|