Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Музей книги РГБ
Время проведения: 4 февраля — 20 марта 2014 года
Еще одна спортивная выставка подготовлена в Музее книги РГБ. До 20 марта здесь можно увидеть небольшую экспозицию, рассказывающую, что понималось под физическим развитием в XVIII—XX вв. Старинные иллюстрированные руководства по фехтованию, плаванию, верховой езде, найденные в фондах научно-исследовательского отдела редких книг, дополняют артефакты и иллюстрации, созданные в советское время.
Система обучения джентльменов
Еще в Древнем Египте, Греции, Риме, Китае существовали традиции спортивного воспитания детей и юношей, способствовавшие их гармоничному развитию и помогавшие войти в мир взрослых.
Верховая езда, стрельба из лука, состязательные игры, бег, гребля, плавание — участвуя в этих состязаниях, молодые люди приобретали навыки, необходимые в мирной и военной жизни.
Проблемы физического воспитания изучали философы и педагоги. Например, чешский педагог-гуманист Ян Коменский (1592—1670) вывел теорию воспитательной роли игр, а британский философ Джон Локк (1632—1704) разработал систему обучения джентльменов, построенную на сочетании нравственного и физического воспитания, которое способствовало развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости.
Русский ученый и государственный деятель Василий Татищев (1686—1775), подразделяя все науки на нужные, полезные, щегольские, любопытные и вредительские, относил фехтование, стрельбу и верховую езду к наукам нужным.
Жан-Жак Руссо (1712—1778) в качестве примера для подражания предложил тип развитого, сильного и умелого человека. Система физического воспитания, по его мнению, должна была строиться на борьбе с преодолением естественных препятствий и рекомендовала такие упражнения, как карабканье на деревья, перелезания через ограждения, переноску тяжестей, прыжки и бег, заплывы в водоемах.
Михаил Ломоносов (1711—1765) тоже обратил свои помыслы в сторону охраны здоровья населения, гигиены и режима питания. Он считал, что большое значение для сохранения здоровья и физического развития имеет движение.
Швейцарский педагог Иоганн Песталоцци (1746—1825) выступал за комплексные виды спортивных упражнений — фехтование, бег на коньках, борьбу, танцы. Именно такой подход должен был развивать правильную осанку и нравственную закалку.
О пользе рапирной науки и верховой езды
Реформы в области просвещения и военного дела, осуществленные императором Петром I в начале XVIII века, оказали большое влияние на развитие в России физической культуры и спорта. В новых условиях возросли потребности в квалифицированных кадрах для промышленности, армии, флота и государственной службы. В стране стали открываться светские специальные учебные заведения: гимназии, академии, кадетские корпуса.
К основным видам физического воспитания в зависимости от специфики учебного заведения относились фехтование («рапирная наука»), верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы и игры. Так, образцом одного учебников этого периода может послужить книга Бальтазара Фишера «Искуство фехтовать во всем его пространстве. Новое описание со всеми нужными познаниями как хорошо владеть шпагою. (СПб.: Тип. Сухопутного кадетского корпуса, 1796).
Швейцарец Фишер приехал В Россию из Франции в 1765 году. Ему принадлежат слова: «Многие думают, что фехтовать учатся только для того, чтобы драться, но фехтование научает почитать себя и ценить своих сограждан; удвояет также похвальное честолюбие защищать свое отечество».
В 1796 году в Санкт-Петербурге он выпустил свою книгу, написанную на двух языках: левые страницы — по-французски, правые — по-русски. Книга иллюстрирована отличными французскими гравюрами. В ней описана методика обучения, тактические и технические приемы, присущие французской школе фехтования. Фишер проработал в России более 30 лет.
В его школе в 1778 году проводились первые в России открытые соревнования по фехтованию. «В каждое первое воскресенье всякого месяца имеет быть в зале Фишера собрание (соревнование), коего первое будет сего августа 19 дня, где охотники искусства свое показывать будут. Желающие быть зрителями через сие почетно к тому приглашаются».
Во второй половине XVIII века о необходимости и пользе физического воспитания в учебных заведениях высказывались передовые представители русской педагогической мысли — Александр Радищев, Николай Новиков и др. Во многих закрытых дворянских заведениях устраивались специальные залы, где под руководством учителей учащиеся занимались фехтованием, гимнастикой, играми.
Однако в целом после смерти Петра I государство мало занималось вопросами спортивного воспитания своих граждан, спорт не был распространен повсеместно. Преимущественно спортивной подготовке уделялось внимание в армии и военных заведениях, так как это было напрямую связано с обороной страны.
Выдающийся полководец Александр Суворов (1730—1800), под руководством которого русские войска одерживали блестящие победы, в своих книгах «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» изложил взгляды на военно-физическую подготовку солдат и офицеров.
Суворов считал, что в военных необходимо развивать быстроту, храбрость, решительность, мужество, преданность Родине, настрой на победу. Офицерам рекомендовались такие виды упражнений, как фехтование и верховая езда. После Суворова его идеи военно-физической подготовки войск развивали Кутузов, Багратион и другие прогрессивные офицеры и генералы.
На выставке можно увидеть одно из многочисленных руководств по верховой езде — книгу Иоганна Маркуса Бейера «Школа верховой езды для охотников, желающих обучаться самим собою, с описанием конских болезней и лечении оных». (М.: Тип. И. Зеленникова, 1795). Книга замечательна не только рассказами о том, как правильно научиться ездить на лошади, но и подробным рассказом об этом животном — о ее экстерьере, характере, болезнях, способах лечения и многом другом.
«Известно всякому, что не одни только знатные господа держат и должны держать лошадей, но также и низкого звания люди; почему и необходимо должны они сведущи быть в разборе хороших и худых лошадей, и знать притом, как обучить лошадь, чтоб сделать ее более употребительною».
«Плавать подобно рыбе»
В первой половине XIX века получили распространение различные фехтовальные, стрелковые, гимнастические и плавательные частные спортивные заведения, учреждаемые иностранцами и предназначенные для русских дворян. В целом в быту дворянской знати были распространены такие виды спорта как фехтование на рапирах, мечах и кинжалах; стрельба из лука, ружей и пистолетов; пешая и конная охота; верховая езда; шахматы и шашки; игры с мячом и в волан. С одной стороны, это были развлечения, с другой — эти упражнения способствовали подготовке дворян к военной службе.
Любопытным образцом книжных руководств этого периода может послужить «Искуство плавать с разсуждением, в котором открывается знание древних в искустве плавания, важность телеснаго сего упражнения и польза бани как в здоровом, так и в болезненном состоянии» (М.: Вольная тип. Пономарева, 1807). Книга предназначена для широкого круга читателей, а особенно — для «воспитания молодых военных людей Королевского Морского корпуса». Экземпляр украшен гравюрами, «представляющими различные образы плавания».
«Уже за две тысячи лет сказано..., что человек по естеству своему должен был плавать подобно рыбе, или птице водяной; но что один только страх препятствовал ему употреблять себе в пользу способность, столь важную для его сохранения», — увещевает читателей автор книги.
Стоит обратить внимание и на «первенца» отечественной шахматной литературы — книгу Ивана Александровича Бутримова «О шахматной игре. (СПб.: Сенатская тип., 1821).
Несмотря на то что оригинальное русское руководство по игре в шахматы вышло только в XIX веке, шахматы были с древности известны и популярны в России. В них играли царь Алексей Михайлович, Петр I, Александр Суворов, Григорий Потемкин, Екатерина II. В XIX веке появились первые шахматные мастера, стали учреждаться шахматные клубы, получили распространение игры по переписке и шахматные турниры, начали издаваться русские пособия.
Отличники, спортсмены, комсомольцы
Во второй половине XIX века стали создаваться спортивные клубы, рассчитанные на посетителей разных сословий. Среди них — яхт-клубы, теннисные клубы, скаковые и гимнастические общества, клубы любителей велосипедной езды.
Учреждались различные спортивные кружки при университетах и институтах Москвы и Петербурга. В этот период осваивались новые виды спорта — футбол и хоккей с мячом, бокс, фигурное катание на коньках, конькобежный и лыжный спорт.
Русские спортсмены стали принимать участие в международной спортивной жизни. К 1916 году в России существовало около 650 спортивных клубов, насчитывалось 60 тысяч спортсменов.
Родоначальником спортивного и олимпийского движения в России и Советском Союзе можно считать художника Бориса Котова (1892—1917) — легкоатлета, хоккеиста, футболиста, теннисиста, пловца, конькобежца и лыжника, участника олимпийского десятиборья, теоретика и пропагандиста спорта, автора методического пособия «Олимпийский спорт». На выставке представлен один из его экслибрисов.
В Советском Союзе физкультуре и спорту уделялось колоссальное внимание. К началу 1960-х годов советские спортсмены завоевали лидирующее положение в мире по числу поставленных мировых рекордов и званий чемпионов Европы и мира. Государство, учредив звания «Мастер спорта» и «Заслуженный мастер спорта», подняло статус спортсменов до уровня престижных профессий — артистов, военных, ученых.
Кроме официальных федераций определенных видов спорта, в СССР работали также добровольные спортивные общества, объединявшие любителей спорта разного возраста. В стране постоянно проводились различные массовые соревнования, лыжные гонки и кроссы, программа развития массового спорта поддерживалась высшим руководством СССР.
Продукция со спортивной символикой была очень распространена в Советском Союзе, свидетельством чему артефакты на выставке: открытки, закладки, блокноты, сувениры. Сохранился пригласительный билет на Кубок Советского Союза по водному поло 1953 года, оригинальные рисунки.
|