Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, РГБ, Дом Пашкова, читальный зал отдела картографических изданий
Время проведения: 8 сентября — 25 октября 2014 года
Виртуальная выставка на Flickr
В читальном зале отдела картографических изданий РГБ до 25 октября открыта выставка карт и атласов XVIII—XIX веков, на которых изображены планы столичных, губернских и уездных русских городов. Выставка подготовлена при участии научно-исследовательского отдела рукописей РГБ: среди 68 экспонатов здесь 32 цветных рукописных карты. Читатели также имеют возможность полистать замечательное широкоформатное факсимильное издание «От Тобольска до Обдорска» — альбом с 32 акварелями художника Михаила Знаменского.
Планы столичных, губернских и уездных городов Российской империи широко представлены в собрании картографических произведений Российской государственной библиотеки. Впервые с частью этой коллекции можно было познакомиться в начале этого года на выставке «Уездные города России на картах XVIII—XIX веков». Нынешняя экспозиция получилась масштабнее: здесь представлены 68 планов городов, среди которых 32 рукописных. Это первый совместный проект отдела картографических изданий и научно-исследовательского отдела рукописей РГБ.
Значительное большинство карт на выставке относятся к XIX веку и показывают Российскую империю от западных до восточных границ. В частности, экспозиция включает коллекцию рукописных и печатных планов городов, созданных топографами Военно-топографического депо. Выставка представляет из себя настоящее наглядное пособие по типам провинциальных городских поселений и их планировкам.
Сам термин «провинция» появился в XVIII веке в качестве названия административно-территориальной единицы, а затем стал применяться к любому городу, расположенному вне столицы. До второй половины XVIII века проникновение в застройку черт регулярности происходит шаг за шагом: перепланировке и перестройке подвергаются пострадавшие от пожара кварталы. И только во второй половине XVIII века начинается перепланировка городов с сохранением исторически сформировавшейся радиальной структуры.
Образцом для формирования нового архитектурного облика всех городов России стал Санкт-Петербург. Первая попытка применить столичный опыт для перепланировки и перестройки провинциального города была сделана в Твери. Губернский город, подвергшийся перепланировке на основе принципов регулярности, с начала строительных работ был задуман как пример для подражания другим провинциальным городам. Выбор города был не случаен: Тверь располагалась на важнейшем тракте государства, соединявшем две столицы. План перестройки создавался в подражание петербургскому с его знаменитым трехлучием проспектов, исходящих от Адмиралтейства. На выставке представлено два плана Твери середины XIX века.
Вариантом трехлучевой планировки является радиальная, при которой улицы ведут к главной площади или собору, как, например, в Ярославле, Туле, Новгороде. Однако значительно большее распространение получила прямоугольная сетка улиц. Особенно возросло число городов, планы которых создавались на этой основе в период массовой перепланировки — Одесса, Елисаветград, Кременчуг.
В XVIII — начале XIX века в России продолжался процесс освоения новых территорий. Он шел непрерывно на внешних границах и на востоке государства — в Сибири. Города-крепости, которые можно рассматривать как самостоятельный тип городского поселения, возникший в ходе завоевания новых территорий, приобретает в XIX веке новые черты. Города-крепости на окраинах России становятся типом города, сооружаемого по регулярному плану. Строятся города-крепости по образцовым проектам разных типов и на внешних рубежах Российской империи.
Одни из самых старинных карт на выставке представляют из себя планы крепостей. Первая относится к Семилетней войне (1756—1763), это рукописный план крепости Мемель, нарисованный в 1758 году. Годом раньше Россия вступила в войну и успешно провела первые сражения: корпус генерала Виллима Фермора при помощи Балтийского флота взял Мемель (сегодня это город Клайпеда). Крепость оставалась под российским влиянием с 1757 по 1762 год.
Еще одна карта XVIII века — план крепости Нейшлот, нарисованный в 1791 году, после Русско-шведской войны (1788—1790). Раньше Нейшлот входил в состав Российской империи, сегодня это финский город Савонлинна. Крепость осадили в первые же дни войны. Шведский король Густав III прислал ультиматум коменданту крепости однорукому майору Кузьмину, в котором требовал немедленно открыть крепостные ворота и впустить шведов. На это майор ответил королю: «Я без руки и не могу отворить ворота, пусть его величество сам потрудится». Гарнизон Нейшлота составлял всего 230 человек. Однако в течение всей войны шведы так и не сумели открыть ворота Нейшлота, лишь попытались разграбить окрестности. Карта не совсем обычная: на ней тщательно прорисованы обломки «взорванной от нечаеннаго случая башни августа 25 числа 1790 года, и сделавшихся от того цивильному и крепостному строениям повреждениев».
Еще один интересный тип городской застройки представляла из себя столица Русской Америки Ново-Архангельск, которая была построена одновременно как порт и крепость. На выставке можно увидеть рукописный план Ново-Архангельского порта.
Особое положение в классификации населенных пунктов занимали дворцы и дворянские усадьбы. Усадьбы еще более очевидно, чем губернские города, подтверждают различие понятий «провинция» и «провинциальность». Территория дворца или усадьбы, даже в окрестностях Санкт-Петербурга и Москвы, располагалась в провинции. Однако по своим художественным достоинствам архитектурные комплексы императорских резиденций, дворцов и усадеб родовитого дворянства, созданные лучшими зодчими страны, являлись по своему уровню постройками, достойными столичного города. На выставке есть несколько таких карт: планы Царского Села, Петергофа, Кускова, Павловска.
А воочию увидеть провинциальную жизнь в России XIX века поможет факсимильное издание альбома рисунков тобольского художника и путешественника Михаила Стефановича Знаменского «От Тобольска до Обдорска». Оригинал альбома хранится в НИО редких книг РГБ. Этот альбом входил в личную коллекцию Николая II и был приобретен им у художника при их встрече в Тобольске, когда он возвращался через Сибирь в Петербург после своего путешествия на Восток (1890—1891). Факсимильное издание на выставке находится в свободном доступе.
Виртуальная выставка на Flickr
|