|
Место проведения: концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ
Время проведения: 25 февраля — 24 марта 2014 года
Экспонаты выставки (фотогалерея, Flickr)
И. Е. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского. Фрагмент. 1881.
В отделе нотных изданий и звукозаписей РГБ до 24 марта работает выставка, по-священная 175-летию со дня рождения Модеста Петровича Мусоргского. На витринах экспозиции свыше 100 документов: клавиры, партитуры, либретто, пластинки, программки, диски, книжные издания. Посетители смогут увидеть первое издание «Картинок с выставки», толстый том партитуры «Бориса Годунова» из коллекции Бориса Асафьева, узнать историю постановки оперы Андреем Тарковским и многое другое.
Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) — один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейское музыкального искусства. Личность композитора и его творческое наследие до сих пор мало изучены. Достаточно сказать, что значительная часть сочинений Мусоргского сегодня не только не издана, но и не знакома широкому кругу музыкантов-исполнителей и любителей музыки. Цель выставки — раскрыть богатейшие фонды РГБ, где сочинения композитора занимают достойное место.
Народ как единая личность
Экспозиция начинается с опер. На первых витринах представлены клавиры и партитуры «Бориса Годунова» (2-я ред. 1872), «Хованщины» (1872—1880, не окончена, ред. Н. А. Римского-Корсакова, 1883), «Сорочинской ярмарки» (1874—1880, не окончена, редакция Ц. А. Кюи, 1917), «Женитьбы» (1868, не окончена, редакция М. М. Ипполитова-Иванова, 1931), «Саламбо» (1863—1866, не окончена). Все они изданы в таких известных нотных фирмах, как «Василий Бессель и Кº», «Музыка», «J. & W. Chester» и др.
Каждое из этих сценических произведений имеет свою историю и особенности; в каждом из них композитор выступил талантливым драматургом и режиссером. Наверняка внимание публики привлечет толстый, немного потрепанный том партитуры «Бориса Годунова» из коллекции Бориса Асафьева: изданный ксилографическим методом, он сохранил на своих страницах пометы итальянского дирижера. «Я разумею народ как великую личность, одушевленною единою идеей. Это — моя задача. Я попытался разрешить ее в опере», — такую надпись сделал Модест Петрович в год первой постановки оперы на ее клавире. Появление «Бориса Годунова» ознаменовало собой рождение нового оперного жанра — народной музыкальной драмы.
За постановку оперы брались очень многие, включая Андрея Тарковского, поставившего ее в сотрудничестве с Ленинградским государственным академическим театром оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр) и Лондонским театром королевской оперы «Ковент-Гарден». Об истории этой постановки также рассказывает один из экспонатов выставки.
«За это меня бы выгнали из консерватории...»
Наряду с оперой, Мусоргский писал вокальную и инструментальную музыку. Заметное место на выставке занимает оригинальный фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), посвященный памяти друга Мусоргского, талантливого художника-архитектора В. А. Гартмана. Идея создания программного цикла возникла у Мусоргского после посещения посмертной выставки произведений художника. Композитор блестяще выразил инструментальными средствами содержание рисунков, картин, рисунков и архитектурных проектов, выполненных Гартманом — «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Ссора детей во время игры», «Рынок в Лиможе» и др.
«Богатырские ворота в Киеве», пьеса, заключающая цикл, представляет яркую картину из древнерусской жизни с праздничным перезвоном колоколов и народным гуляньем. В фонде отдела хранится факсимильное издание этого произведения с репродукциями картин В. А. Гартмана («Музыка»), а также красочно оформленные ноты немецкой фирмы «Schott Music». Здесь также можно увидеть издание самой знаменитой и наиболее часто исполняемой на концертной эстраде версии «Картинок» в оркестровке М. Равеля (1956, «Музыка») и грампластинка с записью «Картинок» в исполнении Святослава Рихтера.
Другие пьесы для фортепиано также представлены в отечественных и иностранных изданиях («Музыка», «M. P. Belaieff», «Editio Musica Budapest»).
Из оркестровых произведений Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867). Композитор работал над сочинением с большим удовольствием: он тщательно разработал подробную программу, продумал форму и оркестровку своего произведения. Он понимал, что ввел композиционные новшества, которые вряд ли будут приняты, и замечал: «За это меня бы выгнали из консерватории...». Однако он был очень доволен этим сочинением: «На мой взгляд „Иванова ночь“ из новых и на музыканта мыслящего должна производить удовлетворительное впечатление». На выставке можно увидеть партитуру, вышедшую в издательстве «Бессель и К» и грампластинки с записями Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова.
Композитор и стихотворец
Песни и романсы составляют еще одну грань самобытного творчества Мусоргского. Среди нот видим вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877) на стихи А. А. Голенищева-Кутузова, балладу «Забытый» (1874) по мотивам известной картины В. В. Верещагина, песня «Калистрат» (1864) на стихи А. Н. Некрасова, песни «Светик Савишна» (1866), «Семинарист» (1866), «Раек» (1870), «Сиротка» (1868), «Озорник» (1867) на стихи самого композитора. Украшает выставку изумительное издание вокального цикла «Детская» (1872) на слова композитора, который, кстати, писал стихи. Издание было выпущено фирмой «Василий Бессель и Кº» в нарядном и необычном оформлении Ильи Репина: на титульном листе каждая буква нарисована в виде детской игрушки.
Еще одно известное сочинение, представленное на выставке, — «Песня о блохе» (песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха, 1879) на фрагмент поэмы Гете «Фауст» — и поныне признается мировым шедевром, прочно вошедшим в репертуар многих классических вокалистов. Особенно исполнением этой и других песен и романсов композитора прославился Федор Шаляпин.
В экспозицию вошли также монографии, газетные и журнальные статьи, справочно-библиографические издания, отражающие жизнь и творчество одного из самых оригинальных русских композиторов.
|
|