|
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Дом Пашкова, читальный зал НИО рукописей
Время проведения: 21 апреля — 15 мая 2014 года
До 15 мая в читальном зале отдела рукописей в Доме Пашкова можно увидеть рукописи, имеющие отношение к основанию и работе издательства «Мусагет». Оно и сегодня хорошо знакомо каждому, кого интересует история русского Серебряного века и особенно символизма. В экспозицию включены документы из архива «Мусагета» и собрания одного из его основателей, литературного критика Эмилия Метнера. Рукописи Александра Блока, Сергея Соловьева и Андрея Белого, записи Зинаиды Гиппиус и Игоря Северянина немного приоткрывают завесу издательской кухни.
Московское книгоиздательство «Мусагет» было организовано в 1909 году музыкальным и литературным критиком Эмилием Карловичем Метнером совместно с поэтами-символистами (из так называемой группы младших символистов) Андреем Белым (Борис Николаевич Бугаев) и Эллисом (Лев Львович Кобылинский).
Название оно получило в честь одного из имен Аполлона — Мусагет, водитель муз. Название объяснялось такими целями издательства, как «...противопоставить царящему в современном мире дионисизму принцип гармонического аполлонизма, показать, что издательство принимает все девять муз, включая музу науки, понимаемой артистически, как культурная сила...». Менее всего, как было открыто заявлено основателями, издательство намерено заниматься политическими, общественными и экономическими вопросами.
Дорогая типография
На выставке есть имеющие отношение к началу деятельности издательства документы: машинописный проект «Домашние правила издательства "Мусагет"» (1900), каталог выпускаемых книг, личные фотографии отцов-основателей. Сотрудниками издательства, кроме широко известных Белого и Эллиса, были такие литераторы, библиофилы, переводчики и антропософы, как Андрей Станиславович Петровский, Михаил Иванович Сизов, Александр Мелентьевич Кожебаткин, Витольд Францевич Ахрамович, Николай Петрович Киселев, Викентий Викентиевич Пашуканис.
В «Мусагете» выходили произведения как русских авторов, так и иностранных — в основном это были стихи поэтов-символистов (Блока, Северянина, Мережковского, Гиппиус и многих других), а также критика философского и религиозно-мистического направления. Так, на выставке можно увидеть рукописные листки «Стихов о прекрасной даме» Александра Блока, верстку стихов Зинаиды Гиппиус с ее правкой, рукопись статьи Андрея Белого «Символизм как миропонимание» (1928).
Интересны счета, гонорарные ведомости и другие финансовые документы «Мусагета» (1909—1913), из которых можно, например, узнать, что из 2290 рублей расходов на издание тиража в 1000 экземпляров книги Андрея Белого «Символизм» больше всего пришлось на услуги типографии (1191 рубль), а гонорар автору составил 600 рублей.
Клуб философов и художников
За годы своего существования «Мусагет» выпустил 44 издания, 14 из которых были переводными. Шесть из этих переводов, которые представляли собой лирические произведения поэтов и писателей прошлого, были выделены в серию «Орфей».
«Мусагет» издавал также такие периодические издания, как «Логос» — международный ежегодник по философии культуры и «Труды и дни» (1912—1916, выходил раз в два месяца). На выставке «Трудам и дням» отведена целая витрина: тут и план издания журнала рукой Андрея Белого, и «передовая статья» Витольда Ахрамовича для первого номера журнала за 1912 год. «Специальное и главное назначение журнала — способствовать распространению и утверждению принципов подлинного символизма в области художественного творчества», — утверждает автор статьи.
Размещавшееся в Москве на Пречистенском (теперь Гоголевском) бульваре, в сохранившемся и в настоящее время доме № 31, издательство «Мусагет» с самого начала своего основания стало не просто издающей организацией, а настоящим идейным центром, своеобразным клубом философов, художников и литераторов. Их вкусы и мнения отражались во всей продукции «Мусагета». Благодаря этому, наряду с высокой культурой редакционной подготовки, издания «Мусагета» стали значимым явлением в российской книжной истории.
|
|