|
Место проведния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, голубой выставочный зал, 3-й подъезд, 3-й этаж
Время проведения: 8—28 октября 2014 года
Фоторепортаж с открытия выставки на Flickr
Виртуальная выставка «Я ищу свободы и покоя»
Виртуальная выставка «Я ищу свободы и покоя»
15 октября 2014 г. исполняется 200 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова (1814—1841). Трудно переоценить значение творчества столь рано ушедшего из жизни поэта для русской культуры. В РГБ хранится огромное количество его произведений во всех фондах. На открывшейся в Голубом зале выставке можно увидеть рукописи; лучшие образцы изданий его творений; стихотворения, положенные на ноты. Выставка открыта до 28 октября.
Даниил Андреев говорил, что если бы не гибель под Пятигорском, то «Лермонтов-старец достиг бы тех вершин, где соединяются этика, религия и искусство в одно, где все блуждания и падения преодолены, осмыслены и послужили к обогащению духа, и где мудрость, прозорливость и просветленное величие таковы, что все человечество взирает на человека, достигшего тех вершин, с благоговением, любовью и трепетом». В фондах библиотеки можно найти немало свидетельств тому, как творчество поэта и прозаика повлияло на развитие русского книгоиздания и искусство иллюстрации. Его произведения привлекали всех крупнейших русских художников — Серова, Врубеля, Айвазовского, Маковского, Коровина, Добужинского, Якобсона, Калиту. Это далеко не полный список тех, кто отразил талант Лермонтова в искусстве книжной иллюстрации. В частности, Мстислав Добужинский к столетию со дня рождения поэта, в 1914 году, стал художником повести «Казначейша», выпущенной Обществом любителей русских книжных изданий.
Кадр из виртуальной выставки «Я ищу свободы и покоя»
Лермонтов стал широко издаваемым автором через тридцать лет после гибели — в 1870—80-е годы его произведения выпускались и в серии «Копейка», которую мог купить даже самый небогатый человек. При жизни Лермонтова вышло не так много его произведений, на выставке представлены два первых из них. Это «Герой нашего времени», изданный в 1840 году и двухтомник той же повести из фондов НИО редкой книги РГБ, выпущенный в 1841 году в типографии И. Глазунова, и принадлежавший Евдокии Петровне Ростопчиной. На выставке есть и книга с первыми книжными иллюстрациями к произведениям Лермонтова — «Дамский альбом, составленный из отборных страниц русской поэзии» (СПб., Типография военно-учебных заведений, 1844). В книге — автолитографии к произведениям «Хаджи-Абрек» и «Тамбовская казначейша» по рисункам художника Е. И. Ковригина.
Творчество Лермонтова оказало влияние и на развитие отечественной музыки. По количеству текстов, переложенных на музыку, он уступает место лишь Пушкину. В каталоге РГБ можно найти свыше 1800 наименований музыкальных произведений, написанных на стихи и прозу Лермонтова, среди которых творения Петра Чайковского, Александра Гурилёва, Александра Варламова. Например, романс Варламова «Ангел» на слова Лермонтова (1840) с дарственной надписью великому князю Михаилу и владельческим штампом великой княгини Ольги Федоровны. Интересно, что широко известны стали произведения малоизвестных композиторов на стихи поэта, например романс Елизаветы Шашиной «Выхожу один я на дорогу». Гости выставки могут ознакомиться с частью этих нотных изданий: например, увидеть одно из украшений фонда — «Демона» Антона Рубинштейна, «Тамару» Милия Балакирева с дарственной надписью композитора, «Утес» на музыку Сергея Рахманинова.
Кадр из виртуальной выставки «Я ищу свободы и покоя»
Большую ценность для исследователей представляют не только автографы произведений Лермонтова, но и их списки, дошедшие до нашего времени в большом количестве. Среди экспонатов черновые автографы стихотворений «Люблю я цепи синих гор», «Я к вам пишу случайно, право», «Две невольницы», «Черны очи», «Валерик». В фондах отдела рукописей РГБ хранится лишь небольшая часть архива Лермонтова, всего 11 единиц хранения. Однако немало связанных с его именем документов есть в других фондах, например прижизненные списки со стихотворений, сделанные рукой многих его замечательных современников. Например, «Казачья колыбельная песня» рукой бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой; «Молитва», «Ангел» и «Завещание», сделанные рукой Николая Гоголя; поэма «Демон», переписанная Виссарионом Белинским для своей невесты М. В. Орловой. Подготовленный к изданию заведующей сектором рукописных книг Мариной Сергеевной Крутовой каталог рукописных материалов РГБ, связанных с именем поэта, насчитывает около 300 единиц хранения. Интересно, что чаще всего переписывались «Ангел» и «Демон».
Впервые на выставке в РГБ можно увидеть дневник Аркадия Павловича Петрова, члена Костромской палаты уголовного и гражданского суда и дальнего родственника Лермонтова. Аркадий Петров был сыном начальника штаба войск Кавказской линии генерал-майора Павла Ивановича Петрова, под начальством которого служил Лермонтов. В дневнике — списки стихотворений поэта и воспоминания о встрече с бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой: «Вот женщина, на которую я не могу смотреть без слез, а слушать ее для меня совершенное наслаждение, такое высокое самоотвержение!».
Кадр из виртуальной выставки «Я ищу свободы и покоя»
«Вот кого жаль, что рано так умер, — говорил Лев Толстой о поэте. — Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! Он начал сразу как власть имеющий». Лермонтов продолжает владеть умами книгоиздателей и сегодня. На выставке есть одно из замечательных доказательств этому — библиофильский экземпляр книги «Ваш Лермонтов: стихи, поэмы, драма, проза, живопись» (Москва: Классика, 2004), демонстрирующий высочайший уровень развития современного книгоиздания.
|
|