Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «День славянской письменности. Хранители славянской книжности Л. П. Жуковская, В. Я. Дерягин, архимандрит Иннокентий (Просвирнин)»

Выставка «День славянской письменности. Хранители славянской книжности Л. П. Жуковская, В. Я. Дерягин, архимандрит Иннокентий (Просвирнин)»

 

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Дом Паш­ко­ва, чи­таль­ный зал НИО ру­ко­пи­сей
Вре­мя про­ве­де­ния: 16—31 мая 2014 года

В чи­таль­ном за­ле на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ про­хо­дит вы­став­ка ко Дню сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры, ко­то­рый еже­год­но от­ме­ча­ет­ся 24 мая. В этом го­ду в от­де­ле ру­ко­пи­сей ре­ши­ли вспом­нить трех на­ших вы­да­ю­щих­ся со­вре­мен­ни­ков, име­на ко­то­рых свя­за­ны с биб­лио­те­кой, и ко­то­рые по сте­че­нию об­сто­я­тельств ушли из жиз­ни в один 1994 год, ров­но два­дцать лет на­зад. Это Ли­дия Пет­ров­на Жу­ков­ская, Вик­тор Яко­вле­вич Де­ря­гин и ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Про­свир­нин). Все они по­свя­ти­ли жизнь изу­че­нию па­мят­ни­ков сла­вян­ской пись­мен­но­сти и ста­нов­ле­нию Дней па­мя­ти Ки­рил­ла и Ме­фо­дия в том ви­де, как они празд­ну­ют­ся се­го­дня. Вы­став­ка со­став­ле­на на ос­но­ве до­ку­мен­тов из их лич­ных ар­хив­ных фон­дов.

 

Рос­сий­ский ис­то­рик древ­не­рус­ско­го язы­ка, па­лео­граф, док­тор фи­ло­ло­ги­че­ских на­ук Ли­дия Пет­ров­на Жу­ков­ская (1920—1994) до сво­е­го ухо­да из жиз­ни про­ра­бо­та­ла в НИО ру­ко­пи­сей РГБ все­го три го­да. Ра­бо­тать ря­дом с та­кой вы­да­ю­щей­ся лич­но­стью боль­шая честь для лю­бо­го. На мо­мент при­хо­да в РГБ Ли­дия Пет­ров­на бы­ла уче­ным с ми­ро­вым име­нем, спи­сок ее ра­бот пре­вы­шал 200 на­име­но­ва­ний. На вы­став­ке мож­но уви­деть ру­ко­пись ее ав­то­био­гра­фии 1971 года: «Чи­таю и пе­ре­во­жу: бол­гар­ский, поль­ский, чеш­ский, сер­бо­хо­рват­ский, фран­цуз­ский, не­мец­кий, укра­ин­ский, бе­ло­рус­ский».

Ли­дия Пет­ров­на ра­бо­та­ла над «Ат­ла­сом рус­ских на­род­ных го­во­ров», за­щи­ти­ла кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию «Из ис­то­рии язы­ка се­ве­ро-во­сточ­ной Ру­си в се­ре­ди­не XIV ве­ка», а за­тем — док­тор­скую дис­сер­та­цию «Древ­не­рус­ские пер­га­мен­ные ру­ко­пи­си как линг­ви­сти­че­ский ис­точ­ник: Ар­хео­гра­фи­че­ское, тек­сто­ло­ги­че­ское и линг­ви­сти­че­ское ис­сле­до­ва­ние». Бы­ла од­ним из пи­о­не­ров изу­че­ния бе­ре­стя­ных гра­мот, ко­то­рые по­яви­лись в на­уч­ном обо­ро­те в 1951 году.

Изу­ча­ла рус­ские ру­ко­пис­ные Еван­ге­лия-апра­ко­сы, под­го­то­ви­ла из­да­ния Мсти­сла­во­ва и Ар­хан­гель­ско­го Еван­ге­лий. На­уч­ное из­да­ние Ар­хан­гель­ско­го Еван­ге­лия 1092 года, под­го­тов­лен­ное Ли­ди­ей Пет­ров­ной, бы­ло вы­пу­ще­но в свет со­труд­ни­ка­ми РГБ в 1997 году. Под ее ру­ко­вод­ством еще в 1984 го­ду был из­дан «Свод­ный ка­та­лог сла­вя­но-рус­ских ру­ко­пис­ных книг, хра­ня­щих­ся в СССР: ХІ—ХIII ве­ков».

Участ­во­ва­ла в со­зда­нии ка­фед­ры ис­то­рии рус­ско­го язы­ка и диа­лек­то­ло­гии По­мор­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни М. В. Ло­мо­но­со­ва в Ар­хан­гель­ске, в 1990-е го­ды чи­та­ла в нем лек­ции по па­лео­гра­фии, ве­ла спец­кур­сы по древ­не­рус­ской пись­мен­но­сти. Под ее ру­ко­вод­ством бы­ло за­щи­ще­но 11 кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций.

 

Вик­тор Яко­вле­вич Де­ря­гин (1937—1994) воз­гла­вил НИО ру­ко­пи­сей РГБ в 1988 году. До это­го он был од­ним из со­ста­ви­те­лей пол­но­го со­бра­ния ли­те­ра­тур­ных со­чи­не­ний Вла­ди­ми­ра Да­ля, ко­то­рое не пе­ре­из­да­ва­лось с 1887 го­да, за­ни­мал­ся спе­ци­фи­кой ве­де­ния де­ло­про­из­вод­ства в Древ­ней Ру­си. Стенд, по­свя­щен­ный Ва­ле­рию Яко­вле­ви­чу, на­чи­на­ет­ся с фо­то­гра­фий 1990 года в ре­мон­ти­ру­е­мом До­ме Паш­ко­ва: за­ве­ду­ю­щий НИО ру­ко­пи­сей сто­ит в цен­тре по­лу­раз­ру­шен­но­го Ру­мян­цев­ско­го за­ла.

У Вик­то­ра Яко­вле­ви­ча очень ин­те­рес­ная био­гра­фия: по­сле окон­ча­ния МГУ его рас­пре­де­ли­ли в Сред­нюю Азию, а он меч­тал за­ни­мать­ся ар­хан­гель­ски­ми го­во­ра­ми и по­это­му от­пра­вил­ся на рус­ский се­вер, где про­во­дил экс­пе­ди­ции, пуб­ли­ко­вал­ся, ра­бо­тал в мест­ной га­зе­те. Вер­нув­шись в Моск­ву, про­дол­жил ак­тив­ную на­уч­ную и об­ще­ствен­ную ра­бо­ту, на­при­мер ре­гу­ляр­но вел на ра­дио пе­ре­да­чу о рус­ском язы­ке, где не про­сто го­во­рил о пра­ви­лах, но ста­рал­ся рас­ши­рять кру­го­зор слу­ша­те­лей рас­ска­за­ми о рус­ской ис­то­рии.

На вы­став­ке мож­но уви­деть как кни­ги Вик­то­ра Яко­вле­ви­ча с его ав­то­гра­фа­ми (на­при­мер, ме­то­ди­че­ские ре­ко­мен­да­ции для сту­ден­тов «Кар­го­поль­ские че­ло­бит­ные XVII в.», 1985), так и не­сколь­ко ру­ко­пи­сей ста­тей и мо­но­гра­фий.

 

Ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Про­свир­нин) (1940—1994) ра­бо­тал в РГБ как чи­та­тель, од­на­ко был хо­ро­шо зна­ком с его со­труд­ни­ка­ми. В част­но­сти, глав­ный хра­ни­тель НИО ру­ко­пи­сей Оль­га Лео­ни­дов­на Со­ло­ми­на по­мо­га­ла ар­хи­манд­ри­ту в его ра­бо­те, а по­том опи­сы­ва­ла его ар­хив, ко­то­рый по­сту­пил сю­да в 1996 году.

Впер­вые в но­вей­шей ис­то­рии в го­су­дар­ствен­ном ар­хи­во­хра­ни­ли­ще был со­здан лич­ный ар­хив­ный фонд свя­щен­но­слу­жи­те­ля. «Хо­тя сам отец Ин­но­кен­тий бо­лее все­го ощу­щал се­бя свя­щен­но­слу­жи­те­лем и был од­ним из са­мых по­чи­та­е­мых в Москве ду­хов­ных пас­ты­рей, его в на­шей стра­не и за ру­бе­жом при­зна­ва­ли как вы­да­ю­ще­го­ся зна­то­ка, ис­сле­до­ва­те­ля и пуб­ли­ка­то­ра па­мят­ни­ков пись­мен­но­сти, ис­то­ри­ка куль­ту­ры и ис­то­рио­гра­фа оте­че­ствен­ной ар­хео­гра­фии», — пи­сал об ар­хи­манд­ри­те со­труд­ни­чав­ший с ним Си­гурд От­то­вич Шмидт.

Глу­бо­ко ве­ру­ю­щий че­ло­век, он, од­на­ко, не укло­нял­ся от обыч­ных усло­вий жиз­ни граж­да­ни­на со­вет­ско­го го­су­дар­ства: учил­ся в шко­ле-де­ся­ти­лет­ке, слу­жил в ар­мии и не сра­зу по окон­ча­нии Мос­ков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии при­нял мо­на­ше­ский сан. Ве­ро­ят­но, все это по­мо­га­ло ему об­ре­сти опыт раз­но­сто­рон­не­го зна­ния жиз­ни и овла­де­ния со­вре­мен­ной ду­хов­ной и ма­те­ри­аль­ной куль­ту­рой, а за­тем и но­вей­шей тех­но­ло­ги­ей,— он был пер­во­класс­ным фо­то­гра­фом, од­ним из пер­вых сре­ди оте­че­ствен­ных ис­то­ри­ков осво­ил прак­ти­ку на­уч­ной ра­бо­ты с по­мо­щью мик­ро­фиш и стал их убеж­ден­ным про­па­ган­ди­стом.

Так, он мно­го ра­бо­тал в чи­таль­ном за­ле НИО ру­ко­пи­сей РГБ, где фо­то­гра­фи­ро­вал ру­ко­пи­си для сво­ей де­ся­ти­том­ной эн­цик­ло­пе­дии Биб­лии. Ра­бо­та над этим уни­каль­ным из­да­ни­ем, бо­га­то ил­лю­стри­ро­ван­ным книж­ны­ми ми­ни­а­тю­ра­ми, взя­ты­ми из Биб­лей­ских книг рус­ской ру­ко­пис­ной тра­ди­ции с Х по XX век, про­дол­жа­лась двадцать лет. При жиз­ни от­ца Ин­но­кен­тия свет уви­де­ли толь­ко два то­ма — 7-й и 8-й, вклю­ча­ю­щие в се­бя все кни­ги Но­во­го За­ве­та.

И это да­ле­ко не пол­ный пе­ре­чень тру­дов свя­щен­но­слу­жи­те­ля, ко­то­ро­му уда­лось сде­лать очень мно­гое. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ски об­ра­зо­ван­ный уче­ный мо­нах, цер­ков­ный и об­ще­ствен­ный де­я­тель, биб­лио­граф, ар­хео­граф, ис­то­рик — на фо­то­гра­фи­ях в Ру­мян­цев­ском за­ле он пред­ста­ет во всех сво­их ипо­ста­сях. На ны­неш­нем Дне сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­ту­ры об ар­хи­манд­ри­те Ин­но­кен­тии, как и о Ли­дии Жу­ков­ской и Вик­то­ре Де­ря­ги­не, бу­дут вспо­ми­нать с не­из­мен­ной бла­го­дар­но­стью.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.