Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ
Время проведения: 24 июня — 1 сентября 2014 года
Фотогалерея (Flickr)
Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан-Суси. 1852. Старая национальная галерея. Карл Филипп
Эмануэль Бах аккомпанирует Фридриху Великому.
В Российской государственной библиотеке впервые проводится выставка из фондов специализированных отделов нотных и картографических изданий. Экспозиция посвящена 300-летию со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха и Кристофа Виллибальда Глюка. Своим творчеством эти композиторы способствовали историческим переменам в музыке, определившим переход от барокко к классическому стилю. Для выставки подобраны уникальные «книжные памятники» — прижизненные ноты (41 издание) и карты (11 единиц хранения) из редких и ценных фондов отделов, характеризующие творчество и жизнь выдающихся музыкантов.
Карл Филипп Эмануэль Бах (1714—1788)
Карл Филипп Эмануэль Бах (второй сын Иоганна Себастьяна Баха) — виднейший композитор и клавирист, внес огромный вклад в процесс становления классических форм инструментальной музыки. Бах является автором знаменитого теоретического труда «Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen» («Опыт истинного искусства игры на клавире»), впервые изданного в 1753 году (первая часть) и в 1762 году (вторая часть). После выхода в свет книга получила широчайшее распространение по всей Европе, при жизни автора было распродано около 1500 экземпляров — цифра для того времени огромная. На выставке трактат представлен первым в России переводом первой части, выпущенным в 2005 году.
Иоганн Филипп Бах. Пастельный портрет Карла Филиппа Эмануэля Баха (фрагмент). 13 декабря 1788 года
Гамбург был потрясен горестным известием, эту новость передавали из уст в уста на улицах, в лавках,
знакомым и незнакомым людям: «Великий Бах умирает!». Франц Йозеф Гайдн, узнав о том, что развязка
близка, заметил: «Тем, чему я научился, я обязан Баху». Вольфганг Амадей Моцарт был более эмоционален:
«Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему».
Вольфганг Амадей Моцарт был более эмоционален: «Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему».
Автор: Юрий Москаленко
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23307/
© Shkolazhizni.ru
Вольфганг Амадей Моцарт был более эмоционален: «Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему».
Автор: Юрий Москаленко
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23307/
© Shkolazhizni.ru
Значительные творческие достижения Баха связаны с музыкой для клавира. Наибольшую ценность представляют клавирные сонаты, создавшие так называемый выразительный стиль клавирной музыки. На выставке есть их сборник «Sechs Sonaten fürs Klavier mit veränderten Reprisen» (1760). Ноты содержат предисловие, в котором композитор высказал свою точку зрения на распространенную традицию варьирования: «Варьирование на сегодняшний день считается обязательным. Хотят чуть ли не каждую мысль услышать измененной при ее повторении, независимо от того, терпит ли это замысел пьесы и позволяет ли это умение исполнителя. Часто такие несвоевременные вариации противоречат тексту, музыкальной логике — неприятная вещь для композитора!.. Все же, несмотря на трудности и злоупотребления, умелое варьирование всегда ценно» (Мураталиева, С. Г. Великий Бах / С. Г. Мураталиева // Музыковедение. — 2011. — № 9. — С. 13—14).
Новаторство Карла Филиппа Эмануэля Баха проявилось и в его концертах и сонатинах для клавира с оркестром. На выставке целый ряд таких сочинений, они представлены первыми изданиями в виде сольных и оркестровых партий, например «Sei concerti per il cembalo concertato accompagnato da 2 violini, violetta e basso; con due corni e due flauti per rinforza» (1772).
Карл Филипп Эмануель Бах. Chor: «Leite mich nach deinem Willen…». — Wien : S. A. Steiner, [1812—1814].
С посвящением командующему орденом рыцарей «Даннеброг» господину Гелеру.
Среди клавирных нот особого внимания заслуживают экземпляры, выпущенные берлинским издателем Георгом Людвигом Винтером, с которым у Баха сложились дружеские отношения. На протяжении 1760-х годов в доме Винтера при активном участии композитора собирались представители интеллектуальных и коммерческих кругов Берлина, входившие в состав группы Der Berliner Montagsklub. В 1750—1760 годы именно Винтер издавал многие сочинения Баха и тем самым способствовал их распространению. В основном это были произведения для клавира, их также можно увидеть в экспозиции.
Также хотелось бы отметить две части сборника клавирных пьес для начинающих исполнителей «Kurze und leichte Clavierstücke mit veränderten Reprisen und beygefügter Fingersetzung für Anfänger» (1766—1768). Это издание привлекательно тем, что в нем заботливо проставлена подробная аппликатура, которая является хорошим подспорьем в деле обучения игре на клавире.
План города Лейпцига. XVIII век. Отдел картографических изданий РГБ.
В своих вокально-инструментальных сочинениях Карл Филипп Эмануэль Бах гораздо ближе к барочным традициям. Весьма ощутимо это проявляется в партитуре «Magnificat». На выставке данное сочинение представлено нотами боннского издательства Simrock. Дата их выпуска — предположительно 1830 год. Большая часть духовных произведений композитора приходится на последний период творчества, когда К. Ф. Э. Бах в 1768—1788 годах служил кантором пяти церквей и городским директором музыки в Гамбурге. Выставка знакомит с изданием одного из наиболее значимых духовных сочинений Карла Филиппа Эмануэля Баха — оратории «Karl Wilhelm Rammlers Auferstehung und Himmelfahrt Jesu» (1787).
С произведениями Карла Филиппа Эмануэля Баха также можно ознакомиться на одном из удаленных сетевых ресурсов библиотеки.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714—1787)
Кристоф Виллибальд Глюк — один из ярчайших композиторов, имя которого отождествляется в истории музыки с реформой музыкальной драмы итальянского типа. По национальности Глюк был немец, хотя его основным местопребыванием во второй половине жизни стала Вена, а ареной величайших триумфов был Париж. В сущности, композитор являл собой и в жизни, и в искусстве образец человека вне наций и границ. Это был музыкант мира, не разделявший европейский музыкальный мир со всеми его направлениями на своих и чужих, творчески гибкий, готовый к постоянному самообновлению.
Жозеф Сиффред Дюплесси. Портрет Кристофа Виллибальда фон Глюка. 1775.
В целом Глюк написал свыше ста опер, при этом в большинстве источников приводятся списки примерно из пятидесяти названий с учетом того, что часть нот утрачена, а авторство ряда работ спорно. Кроме того, он автор нескольких балетов, множества симфоний (или увертюр) для оркестра, концертов для флейты с оркестром, трио-сонат для двух скрипок и генерал-баса, песен и од для голоса в сопровождении клавира.
Основные свои творческие силы композитор сконцентрировал на опере. Он создал концепцию нового оперного спектакля, главным качеством которого стало воссоединение сценического, поэтического и музыкального начал. Череду реформаторских опусов открыл «Орфей», одно из самых совершенных творений Глюка. Для подавляющего большинства музыкантов данная опера существует прежде всего во второй, парижской редакции, созданной композитором в 1774 году, а не в оригинальной венской версии (1762). Именно с парижской редакцией можно познакомиться на выставке. Это партитура издательства «Des Lauriers» (1774).
Следующим оперным экспериментом Глюка стала «Альцеста». В экспозицию вошли две редакции оперы: венская и парижская. Особый интерес вызывает венская партитура, выпущенная в 1777 году Яношом Тамашом Траттнером, печатником и книготорговцем из Вены венгерского происхождения. В этом издании опубликовано предисловие с посвящением великому герцогу Тосканы Пьетро Леопольдо и, что самое примечательное, с декларацией художественных принципов композитора, которыми он руководствовался: «Главное на сцене — язык сердца, сильные страсти, <...> полное разнообразие зрелища; меньше внимания следует уделять всяким колоратурностям, виртуозностям, больше — развернутым речитативам» (Р. Я. Фархадов. Композитор-космополит Глюк, гений реформы и пиара / Рауф Фархадов // Музыкальная жизнь. — 2009. — № 7. — С. 33).
План города Праги. XVIII век. Отдел картографических изданий РГБ.
Другие реформаторские оперы Глюка также представлены на выставке: «Ифигения в Авлиде», «Армида», «Ифигения в Тавриде». Каждая из этих опер экспонируется в партитурной форме изложения (все партитуры выпущены парижскими издательствами). Среди клавирных вариантов отдельное место занимает боннское издание оперы «Ифигения в Авлиде». Данный экземпляр относится к числу изданий из библиотеки государственного деятеля и страстного библиофила, князя Александра Ивановича Барятинского. В экспозицию включены и камерные произведения Глюка. Это трио-сонаты для двух скрипок и генерал-баса в издании, состоящем из партий участников ансамбля, — «Six sonatas for two violins & a thorough bass» (London: Printed for J. Simpson, [1746]).
На выставке имеется и несколько изданий из прославленной коллекции Георга Пёльхау (1773—1836), широко известного собирателя ценнейших нот и книг, служившего в свое время музыкантом и библиотекарем Певческой академии в Берлине. Коллекционные экземпляры отражают ноты произведений и Баха, и Глюка. В основном на принадлежность к знаменитому собранию указывают пометы, выполненные от руки, например, как на титульной странице отдельно изданной арии Альцесты из второго действия одноименной оперы Глюка (London: printed by Lewis: Houston & Hyde, s. a). Есть также издание оды Баха «Klopstocks Morgengesang am Schöpfungsfeste» (Leipzig: Autor, 1784), где можно увидеть нахзац с экслибрисом «Ex Biblioteca Poelchaviana».
(Слева) Гюстав Моро. Орфей. 1865. (Справа) Кристоф Виллибальд фон Глюк. Orphee et Euridice. —
[Партитура]. — A Paris: chez des Lauriers (1774). Предположительно первое издание. С посвящением
королеве Франции Марии Антуанетте.
Представленные на выставке карты XVIII века позволяют не только проследить жизненный путь Карла Филиппа Эмануэля Баха и творческую деятельность Кристофа Виллибальда Глюка, но и познакомиться с великолепными образцами картографического искусства. Особый интерес вызывают гравированные карты с ручной раскраской — «План города Гамбурга» (Augsp[urg, 17.]) с помещенной в художественную рамку панорамой города, украшенной гербами и гравюрами; «План города Лейпцига и его окрестностей» (Leipzig: F. B. Klein, 1788) и «План города Лондона» (London: Wallis, 1795), наклеенные на ткань; «План города Франкфурта-на-Одере» (Berlin: Nicolaischen Buch, 1785), выполненный на бумаге с филигранью.
Выделяются также «План крепости Милан» (S. l., 1735), где заглавие на немецком и итальянском языке помещено в картуш в виде ленты, и «План города Лондона» (Nürnberg: Homann, [17.]), гравированный на бумаге с филигранью немецким картографом Иоганном Батиста Хоманном. Экземпляр раскрашен вручную, украшен рисунками с видами города, под картографическим изображением помещена панорама города, на которой обозначены главные городские объекты.
План города Лондона. XVIII век. Отдел картографических изданий РГБ.
|