|
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, отдел нотных изданий и звукозаписей
Время проведения: 20 мая — 30 июня 2014 года
Рихард Штраус с женой Паулиной и сыном Францем. Берлин, 1904. Фото: Albert Zander & Siegmund Labisch.
С 20 мая на выставочной площадке читального зала отдела нотных изданий и звукозаписей в Доме Пашкова проходит экспозиция, приуроченная к 150-летию со дня рождения немецкого композитора Рихарда Штрауса (1864—1949). На стенде выставлены книги о жизни и творчестве композитора, а также нотные издания его сочинений — преимущественно иностранные. Представленные ноты имеют яркое и запоминающееся оформление, взглянуть на них будет интересно как любителям музыки, так и профессиональным музыкантам.
Рихард Штраус родился в Мюнхене, в июне 1864 года. С шести лет начал заниматься музыкой, а в двенадцать написал первый марш для оркестра. Учился на философском факультете Мюнхенского университета истории искусства, но оставил учебу, решив полностью посвятить себя музыке. За свою жизнь Штраус создал более 250 музыкальных произведений и считается одним из крупнейших представителей позднего романтизма. Особенно прославили композитора его оперы и симфонические поэмы, кроме того, он был прекрасным дирижером.
Одно из первых произведений Штрауса, принесшее ему известность — симфоническая поэма «Дон Жуан» (1889), в которой наиболее ярко видна самобытность и оригинальность его музыки. Другое сочинение, премьера которого имела не меньший успех — «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» (1895), а через год после «Тиля» прозвучала новая поэма «Так говорил Заратустра», созданная по одноименному произведению Ницше.
В своей вступительной речи о Штраусе российский революционер и искусствовед Анатолий Луначарский отмечает: «в поэме "Так говорит Заратустра" превосходно изображается борьба с интеллигентской тоской и унынием, борьба с религиозностью и мистикой, светлое, торжественное утверждение жизни, как таковой». Кроме того, любопытно, что начальные звуки поэмы в наши дни широко известны благодаря «Космической одиссее» Стенли Кубрика и передаче «Что? Где? Когда?».
В предисловии к партитуре «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», также представленной на выставке, говорится: «Рихард Штраус прославился, прежде всего, программными симфоническими произведениями. В них проявились лучшие черты его дарования: богатство фантазии, мастерство создания кратких музыкальных характеристик, блистательное владение оркестром. Правда, композитор нередко проявлял склонность к натурализму, к внешним эффектам декоративного оркестрового письма. Подчас он был не очень взыскательным к отбору мелодического материала. Все это неоднократно отмечалось критикой, но никто не мог поколебать успеха лучших произведений немецкого композитора, покоряющих образностью темпераментной музыки и великолепием оркестрового звучания».
Свое последнее произведение Штраус пишет в 1948 году. Это «Четыре последние песни» для сопрано и оркестра. На 86-м году жизни, 8 сентября 1949 года, композитор скончался, оставив заметный след в истории музыки, запомнившись прежде всего как яркий представитель немецкого экспрессионизма.
|
|