Место проведения: Москва, ул. Моховая, д. 6, выставочный зал Центра восточной литературы РГБ
Время проведения: 21—29 мая 2014 года
К Международному дню театра в Центре восточной литературы РГБ открылась книжно-иллюстративная выставка. Здесь читатели могут получить представление о жанрах японского традиционного театра: ноо и кёгэн, кукольный театр бунраку и кабуки.
На выставке представлены редкие книги, изданные с 1930-х годов XX века до наших дней. Например, семитомный «Сборник лекций по традиционному японскому театру ноо и кёгэн» (Токио, 1990—1999), «Альбом декораций для постановок театра кабуки» (Токио, 1958), «История японского театрального искусства» (Токио, 1956). Особое внимание уделено работам Дзэами Мотокиё (1363—1443), известному драматургу и теоретику японского театра ноо. Дзэами выработал эстетическое кредо театра ноо и сумел изложить его в своих трактатах. Он также развил учение о мастерстве актера, не знающего себе аналога во всей истории театра Японии. Среди экспонатов представлены научная монография профессора Гунджи Масататсу — известного театрального деятеля Японии, а также альбомы, посвященные маскам театра ноо из коллекции актерской школы кандзе.
Япония по праву считается театральной империей, в которой сосуществуют разнообразные формы театрального искусства, начиная с древности и до наших дней. Но и сегодня Япония смело вошла в современное театральное искусство, сохранив при этом свою национальную самобытность.
Актер театра кабуки Итикава Энносукэ III в спектакле «Куродзука». (Итикава Энносукэ. — Токио, 1972.
Шифры хранения: ЗВ 3-187/52)
Классический театр ноо своими истоками уходящий в древность, появился в Японии в середине XIV века. Спектакль театра ноо — прежде всего условно-символическое зрелище, проникнутое мировоззрением буддизма, своеобразное соединение слова, вокальной и инструментальной музыки, танца и пантомимы. Грим в театре ноо не применяется, мимика отсутствует, лица исполнителей и хористов неподвижны, костюм лишён бытовой конкретности и служит для создания цветовой партитуры спектакля.
Кёгэн — один из видов традиционного театрального искусства, представляет собой народный комедийный драматический жанр. Обычно пьесы кёгэна исполняют в промежутках между пьесами театра ноо.
Театр кабуки, возникший в XVII веке, синтезировал в себе танец ноо, разговорное искусство кёгэн и музыкальную основу нингё дзёрури. В основе мастерства актера театра кабуки лежит также принцип условного театра: движение танца, мимика, жесты и речь, которые далеки от обычной разговорной манеры. Репертуар составляют драмы о событиях японского средневекового города, историко-героические и романтические. С 1652 года в труппах кабуки выступают только мужчины.
Кукольный театр бунраку — соединение кукольного представления с народным песенным сказом дзёрури, исполняемого под аккомпанемент сямисэна, относится к концу XVI — началу XVII века. Куклы для представлений бунраку изготавливаются в размере 1/2—2/3 человеческого роста.
Выставка будет интересна театроведам, музыкантам, сценографам, а также всем, кто изучает язык и культуру Японии.
Сцена из спектакля «Окина» («Старец») в театре ноо. Пьеса не входит ни в один цикл и исполняется
в начале программы по торжественным случаям (в новогодние, храмовые и другие праздники).
|