Место проведения: Москва, РГБ, Дом Пашкова
Время проведения: 19—20 марта 2013 года
Виртуальная выставка «Начертания царственной десницы» (из фондов РГБ)
Фоторепортаж с открытия выставки «Начертания царственной десницы» и экспонаты выставки (из фондов РГБ и из коллекции барона Кристофа де Фиерлант Дормера)
19 марта 2013 года в Доме Пашкова состоялось торжественное открытие выставки «Начертания царственной десницы», приуроченной к 400-летию воцарения династии Романовых. В экспозицию вошли царские автографы, эпистолярий, фотографии, гравюры и другие редкие исторические документы и изобразительные материалы из частного собрания барона Кристофа де Фиерлант Дормера (Christophe de Fierlant Dormer). Отдел рукописей РГБ также предоставил для обозрения раритеты, связанных с царской фамилией. Организаторами выставки стали Российская государственная библиотека, Московское дворянское собрание, егоо превосходительство посол Бельгии в России.
Впервые в Москве
Значимое мероприятие почтили своим присутствием послы нескольких европейских государств — Австрии, Бельгии, Франции, Швейцарии. Специально для участия в нем из Дании прибыл правнук императора Александра III П. Э. Куликовский-Романов, из Парижа — князь Д. М. Шаховской, из Лондона — барон Н.А. Тизенгаузен. По приглашению Московского дворянского собрания презентацию раритетов посетили председатель Союза дворян (Париж) К. В. Киселевский, представители известных фамилий России и русского зарубежья — С. А. Капнист, А. П. Нахимов, Н. А. Воронцова-Вельяминова, Н. М. Пржевальский, И. Л. Багратион-Мухранская, Д. М. Андронников, А. Д. Толстой-Милославский, Е. Е. Лансере, П. В. Флоренский.
От лица РГБ гостей приветствовали заместитель генерального директора по научной и издательской деятельности Людмила Тихонова и координатор выставки, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела книги и чтения Татьяна Миронова. Заведующий научно-исследовательским отделом рукописей Виктор Молчанов прокомментировал несколько документов, презентовавшихся в рамках выставки. В том числе и те, что не подлежат по соображениям сохранности экспонированию. Например, Соборную грамоту 1613 года об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Организаторы дали возможность познакомиться с ее качественной электронной копией, демонстрировавшейся на плазменном экране.
Сотрудник НИОР Анна Родионова дополнила это выступление информацией о наиболее ярких экспонатах, предложенных вниманию посетителей. Небольшую экскурсию, касающуюся его коллекции, провел ее владелец, по образованию историк искусства. Он особенно гордится совершенно уникальным приобретением — фотографией семьи Николая II с подписями самого императора, императрицы Александры Федоровны, цесаревича Алексея и великих княжон — Ольги, Анастасии, Татьяны и Марии. Подобных документов в других частных собраниях, судя по всему, нет. Собственно, и увлеченность Кристофа де Фиерлан Дормера русской историей началась со знакомства с последними Романовыми. В детстве он читал о них книги, об их трагической гибели говорили в семье.
— Сегодня особенное событие, — сказал коллекционер. — Я уже бывал в Москве. Но эти документы привожу сюда впервые. Для меня счастье, что они выставлены в таком потрясающем месте, как этот дом — архитектурный шедевр классицизма. Хочу поблагодарить всех тех, без кого выставка не состоялась бы. Его Превосходительство Посла Бельгии в России господина Ги Труверуа, представителей Московского дворянского собрания, сотрудников Российской государственной библиотеки.
В заключение барон Кристоф де Фиерлант Дормер передал в дар РГБ автограф императора Павла I. В свою очередь Людмила Тихонова вручила ему на память об этом визите красочное издание — альбом «Российская государственная библиотека» и мультимедийные материалы выставки.
«Желаю назначить свою невесту шефом полка»
На вернисаже предводитель Московского дворянского собрания Олег Щербачев отметил, что «мы знакомимся не просто с царскими автографами, мы знакомимся с летописью монаршей воли в России». В экспонируемых документах монаршья воля проявляется по-разному. Порой буквально.
Вот указ Анны Иоанновны от 27 июля 1732 года начальнику канцелярии тайных и розыскных дел Ушакову Андрею Ивановичу, где она повелевает арестовать Сильвестра, митрополита Казанского, и доставить его в Екатерингоф. Предыстория такова: будучи на Казанской кафедре, митрополит Сильвестр сильно не поладил с казанским губернатором Артемием Волынским. Началась тяжба. Умный и видный собой Волынский, в скором времени обосновавшийся в Петербурге, стал фаворитом Анны Иоанновны. О своем враге не забыл, как-то пожаловался императрице. В итоге митрополита арестовали, остаток дней он провел в заточении и скончался в 1735 году в Выборгской крепости. Между прочим, писатель Лажечников сделал Артемия Петровича главным героем своего нашумевшего романа «Ледяной дом».
Павел I выступает в роли рачительного хозяина. В его указе Придворной конторе о назначении и содержании служителей при Московских дворцах (СПб., 1800) содержится ряд распоряжений. В другой бумаге он приказывает графу фон Тизенгаузену оплатить «93 000 рублей за расходы по работам во дворце Петергофа». Император надеется, что тот употребит сэкономленную сумму на «приуготовление иллюминации, сделание мостов, равно — на вымощение улиц».
Лаконичные материалы свидетельствуют о симпатиях и антипатиях самодержцев. Красноречивый жанр — жалованные грамоты. Одна из показанных на выставке дает право на графский титул ближайшим сподвижникам Петра I — военным и государственным деятелям Федору Матвеевичу и Петру Матвеевичу Апраксиным. Богато оформленный документ, датируемый 31 декабря 1715 года, в начале 1920-х поступил в отдел рукописей библиотеки из архива Апраксиных, который находился в имении Ольгово. Еще одна жалованная грамота возводит «на графское достоинство» Карла Ивановича фон дер Остен-Сакена. Более десяти лет он состоял воспитателем при подрастающем цесаревиче (будущем Павле I), и наконец награда за труды. Грамота выглядит роскошно: парчовый переплет с вензелем императора, красная сургучная печать.
На специальной траурной бумаге Александр I пишет о своем вступления на российский престол 23 мая 1801 года. Насильственная смерть отца тяжким грузом легла на всю оставшуюся жизнь наследника престола.
В переписке высочайших особ постоянно встречаются известия о приходе в этот мир одних и уходе других. Это особенно характерно для автографов Екатерины Великой. Так, графу Панину она пишет о смерти дяди и судьбе осиротевших племянников, а ревенского губернатора Андрея Врангеля радует новостью о рождении великой княгини Анны Павловны. Оперативно, насколько возможно было в ту медлительную эпоху, сообщалось о браках. В экспозиции имеется дружественное личное послание императрицы Елизаветы испанскому королю, извещающее о браке будущего императора Петра III и будущей императрицы Екатерины II. И это далеко не единственный документ подобного содержания.
|
Что особенно ценно для современников: за короткими записями, порой не очень складными строчками проступают житейские проблемы небожителей, какие-то не слишком значительные происшествия. Самый светский из царей — Александр I — заверяет графиню Анну Ивановну Толстую, что падение с лошади ничуть не отразилось на его здоровье. Пусть они с графом не волнуются. Александра Федоровна (супруга Николая I) шлет письмо Елизавете Ксаверьевне Воронцовой и благодарит за теплый прием, оказанный ее младшим сыновьям — великим князьям Николаю и Михаилу, которые совершили образовательную поездку по Новороссийскому краю с посещением Одессы, Севастополя и Южного берега Крыма. Да-да, та самая Воронцова, которой в свое время пленился Пушкин...
Любопытнейший экспонат — записка последнего русского царя о переименовании воинских частей накануне его свадьбы с принцессой Алисой Гессенской (СПб., 1895). Преданность избраннице проявляется в неожиданной форме: «Ко дню свадьбы я желаю назначить свою невесту Шефом л. гв. Уланского полка. Николай». Подпись с красивым росчерком в конце.
Но самое сильное впечатление на нас, знающих как оборвалась эта жизнь, производят послания великой княжны Анастасии подружке Шуре, к которой воспитанная в царской семье девочка обращалась неизменно на вы. «Душка Шура! Как ваше здоровье? Тут жарко, 30 градусов на солнышке. Я только что пришла из Нескучного. Сегодня был выход утром, а в Успенском соборе молебен. Мне так было жаль уезжать из Ливадии, и мне ужасно жалко, что вас не было. Я и Мария живем в синей комнате, Ольга и Татьяна в красной» (22 мая, 1912 год). И ту же адресатку на обороте фотографии младшая дочь Николая II поздравляет с Пасхой: «Христос воскресе! Дорогая Шура! Желаю вам весело провести праздник. Будьте здоровы. Ваша Анастасия».