Место проведения: Москва, ул. Пречистенка, 12/2, Государственный музей А. С. Пушкина
Время проведения: 3 сентября — 15 декабря 2013 года
Фоторепортаж с выставки (Flickr)
Портрет Ивана Сергеевича Тургенева. Фото:
Гаспар Феликс Турнашон (Надар), Париж, 1878. |
Тургенев стал первым русским писателем, получившим мировую известность. Его непререкаемый авторитет в европейских литературных кругах и обширные культурные связи открыли «окно в Европу» и всей русской литературе, которая стала восприниматься западным читателем во всем ее национальном своеобразии.
Во весь рост
Экспозиция выставки включает предметы хранителей самых известных «тургеневских» коллекций России от Музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» и Литературного музея писателя в Орле до Третьяковской галереи и государственных архивов литературы и искусства (РГАЛИ) и древних актов (РГАДА). Среди экспонентов есть и две библиотеки — РГБ и Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева. В проекте приняли участие также частные коллекционеры, среди которых глава Роспечати, известный библиофил Михаил Сеславинский. Посетители не только в прямом, но и в переносном смысле могут увидеть Тургенева во весь его высокий, 192 см, рост — так его изобразили с помощью компьютерных технологий.
О том, насколько богата была жизнь Тургенева встречами и впечатлениями, можно судить не только по многотомной переписке, но и по обилию действующих лиц его произведений: известно, что большинство из его героев имеют реальные прототипы. Все они — реальные и вымышленные спутники Тургенева — окружают его на этой выставке. В трех залах представлены тематические комплексы, где через ключевые произведения писателя раскрываются наиболее значимые «сюжеты» его личной и творческой биографии. Реальные географические точки (страны, города, провинциальные усадьбы), отмеченные пребыванием там писателя, «накладываются» на места, в которых происходят действия произведений Тургенева. Воссоздавая круг общения Тургенева, экспозиция не просто реконструирует его многочисленные житейские и творческие связи, но воссоздает целую культурную эпоху России и Европы XIX века.
Художественно-образное решение экспозиции позволяет наиболее выигрышно представить каждый экспонат выставки. Среди наиболее ценных — личные вещи писателя и лиц из его окружения, автографы, рукописи, живописные портреты, редкие дагерротипы и фотографии, документальные свидетельства, связанные с именем Ивана Тургенева. «Две ипостаси, которые прослеживаются в его творчестве — европейский блеск и любовь к российской глубинке», — рассказывает художник выставки Александр Конов. Как метафора этому — доски деревенского дома, среди которого художник разместил экспонаты из 18 тургеневских коллекций. Из Абрамцева, где писатель часто гостил, — пороховница писателя-охотника, из фамильной усадьбы Спасское-Лутовиново — трость, мундштук из архива московского музея А. С. Пушкина, портрет и ноты Полины Виардо, дагерротипы современников, прижизненное издание «Записок охотника», иллюстрации к романам, посмертная маска и слепок с руки писателя. Один из любопытных экспонатов — прядь волос с головы Пушкина в серебряном медальоне. Своего старшего коллегу по цеху Тургенев боготворил, но видел в жизни всего два раза. Третий — уже на поминках, 30 января 1837 года. «Тургенев пришел проститься со своим идолом, как он его называл. Он упросил камердинера срезать прядь волос с головы покойного. Заказал специально для этого серебряный медальон и всю жизнь бережно хранил этот локон. Он даже хотел быть похоронен в ногах у Пушкина, но понимал дерзновенность своего желания», — поясняет заведующая Музеем И. С. Тургенева Елена Полянская.
Критики и пародисты
Групповой портрет русских писателей — членов редколлегии журнала
«Современник». Верхний ряд: Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович; нижний ряд:
И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. В. Дружинин, А. Н. Островский (1856). |
РГБ представляет на выставке несколько интересных документов, позволяющих воссоздать черты как окружавших писателя людей, так и особенности его времени. Например, иллюстрированный сборник Карла Триниуса и Осипа Либошица «Флора Санкт-Петербургская и Московская» (СПб., 1818) намекает на увлечения матери писателя, Варвары Петровны Лутовиновой. Она увлекалась садоводством, страстно любила цветы и называла себя «флёроманкой». Обширная библиотека, доставшаяся ей от дяди, постоянно пополнялась и содержала множество книг по устройству усадебных садов и разведению цветов, труды знаменитых естествоиспытателей о природе. В родовом гнезде писателя Спасское-Лутовиново было превосходное садово-парковое хозяйство, которое, кстати, и сегодня хорошо сохранилось.
Среди изданий произведений писателя из фондов РГБ — «Разговор. Стихотворение Ив. Тургенева (СПб., 1845), «Песнь торжествующей любви» (Лейпциг, 1882), «Первая любовь» (Берлин — Петербург, 1923) с рисунками выдающегося художника Владимира Конашевича. Тургенев был весьма прославлен и при жизни, что не отменяло критического к нему отношения. Например, одну из таких страниц биографии писателя открывает экземпляр книги «Дым. Карикатурный роман А. Волкова и взятый из художественно-сатирического романа И. С. Тургенева (СПб., 1869). Адриан Маркович Волков — живописец, автор картин на мифологические и исторические сюжеты. Много и плодотворно работал в жанре карикатуры, выполняя графические пародии на произведения современной литературы. Целью пародий было «отрицание ложного во всех его проявлениях в жизни и в искусстве». Одной из первых крупных работ Волкова стал его «Карикатурный роман. Отцы и дети» в 1861 году. Злая сатира Волкова является наглядным свидетельством ожесточенной полемики, охватившей роман Тургенева «Отцы и дети» не только в кругу современников писателя, но и литературных героев. «Я не понимаю Тургенева. У него Базаров — это какое-то фиктивное лицо, не существующее вовсе… Этот Базаров — это какая-то смесь Ноздрева с Байроном! О, карикатура!» — восклицал также и герой романа Достоевского «Бесы» Петр Верховенский.
«Гром оглушительных рукоплесканий»
Но слава Тургенева была больше критики. Один из ее отблесков — «Описание торжеств, происходивших в честь И. С. Тургенева, во время пребывания его в Москве и Петербурге в течение февраля и марта 1879 г. (Казань, 1880), связанный с публичными чествованиями писателя во время его пребывания в России. Приехавший на родину Тургенев был встречен бурными овациями, которыми сопровождалось каждое его появление на публике. Так, 18 февраля Тургенев присутствовал на заседании Общества любителей российской словесности. По свидетельству корреспондента «Русских ведомостей», «обширная университетская физическая аудитория далеко не могла вместить всех желающих… Едва показалась величественная фигура И. С., как своды зала огласились громом оглушительных рукоплесканий. Крики „браво“ перекатывались в продолжение нескольких минут из конца в конец, возобновляясь всё с новою силою». Петербургские чествования Тургенева начались 9 марта. В этот день Тургенев участвовал наряду с Салтыковым-Щедриным, Достоевским и другими писателями в литературном чтении, устроенном Литературным фондом. Появление на эстраде Тургенева, читавшего рассказ «Бурмистр», было встречено взрывом аплодисментов. На литературном вечере, устроенном 15 марта слушательницами Женских педагогических курсов, состоящих при Александровской женской гимназии, Тургеневу был поднесен лавровый венок. «Из всех наших писателей Вы, Иван Сергеевич, творец Лизы, Аси, Натальи, Елены и Марианны, лучше всех поняли сердце русской женщины, Вы отнеслись к ней беспристрастно, не скрыли ее недостатков, но зато и поведали всему миру то хорошее, что в ней кроется», — говорилось в обращении слушательниц. По словам корреспондента «Новостей», «ни одному русскому писателю никогда не выпадало на долю такого всеобъемлющего, дружеского признания его литературных и гражданских заслуг со стороны всего читающего общества, каким пользуется теперь Тургенев» («Новости», 1879, 18 марта).
Пусть эта выставка станет для ее посетителей еще одним поводом перечитать великого классика.