Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2013 год  /  Выставка «Молодые плакатисты»

Выставка «Молодые плакатисты»

Место проведения: Москва, РГБ, Розовый зал (1 подъезд, 3 этаж)
Время проведения: 19 сентября — 31 октября 2013 года
Фоторепортаж с открытия выставки молодых плакатистов (Flickr, фото)
Итоги зрительского голосования за лучшие плакаты

 


Заведующая отделом изоизданий РГБ Любовь Родионова и президент РГБ
Виктор Федоров

19 сентября в Розовом зале Российской государственной библиотеки открылась выставка «Молодые плакатисты». В поддержку выставки для всех желающих пройдет цикл мастер-классов, посвященный истории плаката. Выставка продлится до 31 октября 2013 года.

Идея выставки возникла в процессе пополнения обширной коллекции плакатов РГБ образцами работ современных плакатистов. Это особенно важно для того, чтобы читатели библиотеки могли узнать, какими именно символами было представлено то или иное время. Всего в выставке приняли участие 25 человек, в большинстве своем это студенты и выпускники МГАХИ им. В. И. Сурикова, МГХПА им. С. Г. Строганова, Московского педагогического государственного университета, некоторые художники представляют Московское товарищество плакатистов.

Плакаты представляются на суд зрителей, каждый может проголосовать за понравившиеся работы — там же, в Розовом зале, а также на нашей странице в Facebook и «ВКонтакте». Пятерых финалистов в день закрытия выставки, 31 октября, наградят памятным подарком — изданием об истории отечественного плаката. Также в поддержку выставки в течение шести недель, начиная с 26 сентября, для всех желающих будет проведен цикл мастер-классов, посвященный истории плаката, дизайну и особенностям оформления, — редкая возможность увидеть оригиналы работ, которые выдаются из фондов только специалистам.

Конечно, у выставки есть и другая важная цель: дать молодым художникам возможность познакомить со своим творчеством широкого зрителя. Для кого-то из них это был первый опыт и первая выставка. Интересна экспозиция и тем, что библиотека не ограничивала участников в выборе тем, участники могли прислать работы о том, что им больше всего интересно и что их волнует. Это показательный срез времени: здесь много плакатов о семье, есть рассуждения о морали и беспокойство за здоровье нации.

Не все из представленных в РГБ работ вместились в пространство выставочного зала. В будущем предполагается провести еще несколько выставок молодых художников, где зритель сможет увидеть другие работы, присланные в библиотеку и познакомиться с творчеством новых плакатистов. В своей речи на открытии экспозиции президент РГБ Виктор Федоров сказал: «Эта выставка демонстрирует, как библиотека выполняет свою главную задачу — сохранять культурное наследие и давать современное знание».

Специалист по истории плаката, хранитель плакатного фонда РГБ Нина Бабурина приветствовала всех пришедших на открытие: «Молодой художник плаката — наше будущее на пятьдесят лет. Поэтому когда мы смотрим выставленные здесь работы, то имеем возможность не только познакомиться с современным состоянием этого искусства, но и поразмыслить о том, что нас ждет. Мы могли наблюдать, как сильны традиции и в остроте понимания темы, и в сатирическом плакате, и в профессиональном мастерстве. Наставниками многих молодых художников были и есть выдающиеся мастера плаката, хранители и продолжатели его лучших традиций, среди них — Олег Савостюк, Лилия Левшунова, Игорь Овасапов, Василий Островский. И совершенно новый взгляд и метод восприятия продемонстрировали воспитанники МГПУ, там создается целая уникальная школа во главе с Натальей Кириной».

 

 

Наталья Гулай, автор социальных плакатов

На­та­лья, вы ри­су­е­те в очень яр­кой, не­обыч­ной ма­не­ре. Что ста­но­вит­ся им­пуль­сом для вы­бо­ра той или иной те­мы?

На­ри­со­вать но­вый пла­кат мо­жет по­двиг­нуть все что угод­но. Каж­дый день про­ис­хо­дят ка­кие-то со­бы­тия. Яр­кий при­мер вот с жен­щи­ной на пла­ка­те «Усту­пи­те ме­сто». Это ил­лю­стра­ция мос­ков­ской на­шей жиз­ни, на­ше­го мет­ро, то­го, что ни­кто ни­ко­му ме­ста не усту­па­ет — и бе­ре­мен­ным, и про­сто жен­щи­нам... Мо­жет быть, ес­ли бы та­кой пла­кат по­ве­си­ли в мет­ро, лю­ди бы по­смот­ре­ли, по­сме­я­лись и дей­стви­тель­но усту­пи­ли.

Или, на­при­мер, пла­кат «Вер­ни­те ста­рую Моск­ву», он свя­зан с «АрхНадзором». В Ев­ро­пе и во всем ци­ви­ли­зо­ван­ном ми­ре лю­бят ста­рин­ные зда­ния, ар­хи­тек­ту­ру, это це­нят, об этом за­бо­тят­ся. Но у нас все по-дру­го­му, и это очень пла­чев­но.

Ес­ли го­во­рить о пла­ка­ти­стах, ко­то­рые яв­ля­ют­ся для ме­ня при­ме­ром, то из рус­ских это Игорь Гу­ро­вич и Петр Бан­ков. Их свое­об­раз­ная гра­фи­ка за­по­ми­на­ет­ся с пер­во­го пла­ка­та, их стиль узна­ва­ем — это звез­ды ди­зай­на. Из ев­ро­пей­ских — в Ко­пен­га­ге­не есть до­воль­но из­вест­ный пла­ка­тист Финн Нюгор (Finn Nygaard), то, что он де­ла­ет, вы­зы­ва­ет ува­же­ние.

Сей­час мно­го го­во­рят о том, что пла­кат­ное ис­кус­ство уми­ра­ет. Пла­ка­ты по­чти не пе­ча­та­ют­ся, они уже не так вос­тре­бо­ва­ны. Но еще есть лю­ди, ко­то­рые хо­дят, смот­рят — им это ин­те­рес­но. Се­го­дня их со­бра­лось до­ста­точ­но мно­го. Зна­чит, ко­му-то это все еще нуж­но.
   

Ольга Садовская, автор цикла плакатов «Моя Якутия»

Вы взя­лись за ин­те­рес­ную за­да­чу — пла­ка­ты, фор­ми­ру­ю­щие имидж ре­ги­о­на. Как вы при­шли к вы­бо­ру те­мы?

Этот цикл — моя ди­плом­ная ра­бо­та. Я са­ма вы­бра­ла те­му, ре­ши­ла рас­ска­зать про свою ро­ди­ну. Все­го по­лу­чи­лось шесть пла­ка­тов, на вы­став­ке пред­став­ле­но два. И я очень бла­го­дар­на сво­им пре­по­да­ва­те­лям ма­стер­ской пла­ка­та Оле­гу Ми­хай­ло­ви­чу Са­во­стю­ку, Иго­рю Тиг­ра­но­ви­чу Ова­са­по­ву и Ли­лии Яко­влев­не Лев­шу­но­вой за их по­мощь и на­став­ле­ния. Но вот в дан­ных ра­бо­тах не хва­та­ет ощу­ще­ния за­кон­чен­но­сти... это не со­всем то, что я хо­те­ла. Ду­маю, что в бу­ду­щем я еще к ним вер­нусь и что-то пе­ре­де­лаю. Хо­тя бы про­сто про­дол­жу цикл.
       
   

Наталья Кирина, преподаватель МПГУ

Ни­на Ива­нов­на Ба­бу­ри­на в сво­ей ре­чи от­ме­ти­ла, что под ва­шим ру­ко­вод­ством на­ча­ла скла­ды­вать­ся це­лая пла­кат­ная шко­ла. Рас­ска­жи­те, как вы ра­бо­та­е­те со сту­ден­та­ми?

Я ста­ра­юсь на­прав­лять сту­ден­тов, а не до­ми­ни­ро­вать, ин­ди­ви­ду­аль­ность не­об­хо­ди­ма в твор­че­стве, а в пла­кат­ном ис­кус­стве про­сто обя­за­тель­на. Я счи­таю, что это ак­ту­аль­ное со­вре­мен­ное ис­кус­ство. В прин­ци­пе, пла­кат все­гда ин­те­ре­сен — и сто лет на­зад, и сей­час. Он пред­на­зна­чен для го­род­ской сре­ды, а мы в ней жи­вем.

Мне очень нра­вят­ся ра­бо­ты Ви­та­лия Воль­фа. Они у не­го на­столь­ко яр­кие, я их пом­ню с дет­ства. Если чест­но, то ни­ко­гда не ду­ма­ла, что са­ма бу­ду за­ни­мать­ся пла­ка­том. Я куль­ту­ро­лог по об­ра­зо­ва­нию, пре­по­даю куль­ту­ро­ло­гию ди­зай­не­рам на худ­гра­фе (ху­до­же­ствен­но-гра­фи­че­ский фа­куль­тет. — РГБ). И вот так сло­жи­лось, что я ве­ду курс «Се­ми­о­ти­ка ре­кла­мы и тех­но­ло­гия со­зда­ния ре­клам­но­го об­ра­за». Прак­ти­че­ским за­да­ни­ем здесь яв­ля­ет­ся со­зда­ние не­сколь­ких пла­ка­тов, раз­ви­тие про­фес­си­о­наль­ных ком­пе­тен­ций. Та­кой вот твор­че­ский учеб­ный про­цесс. У ме­ня сту­ден­ты де­ла­ют кур­со­вые ра­бо­ты и ди­пло­мы, где со­зда­ют пла­ка­ты, ил­лю­стра­ции и мно­гое дру­гое. Про­ек­ты пла­ка­тов при­но­сят осо­бое внут­рен­нее удо­вле­тво­ре­ние.

 

 

Виталий Вольф, художник, плакатист
(персональная выставка в Розовом зале РГБ «Время в плакатах и картинах», 21 декабря 2012 года — 21 февраля 2013 года)

Виталий Евгеньевич, как вы оцениваете работы молодых коллег?

Очень хорошо. Грамотные плакаты, все сделано в правильном с профессиональной точки зрения направлении. Есть стремление раскрыть тему, стремление к лаконизму, хорошее владение компьютером, владение рисунком, есть вкус — в общем, задатков много. Но все дело в том, на мой взгляд, что плакат — это такой вид искусства, о котором нельзя сказать абстрактно, хороший перед вами плакат или нет. Его проверяет улица.

С этой точки зрения, если посмотреть на представленные работы, видно, что молодым художникам этого опыта не хватает. Они не совсем представляют себе, что такое улица. И что такое бегущий зритель, которому наплевать на все, которого абсолютно ничего не интересует. Сейчас эти плакаты все сделаны в расчете на такого сочувствующего, более или менее профессионального зрителя — на коллег по цеху, педагогов. Это несколько изнеженная атмосфера для плаката.

Конечно, что говорить, они не виноваты, что им этого опыта не хватает. Его можно получить в результате долговременной, реальной работы. Мне хочется пожелать молодым художникам, чтобы у них была эта работа, были реальные заказы. И тогда они почувствуют, что такое плакат.


31 октября состоялось подведение итогов зрительского голосования за лучшие плакаты, представленные на выставке «Молодые плакатисты», и прошло награждение художников, получивших наибольшее число голосов.

Призы зрительских симпатий получили:

  • в номинации «Социальный плакат» :
    — Елена Ткач — «Кушать подано», «Здесь был лес», «Жизнь в сети»;
    — Екатерина Шаронова — серия плакатов «Умом Россию не понять»;
    — Наталья Гулай — «Не бей», «Верните старую Москву»;
    — Дарья Федосеева — «Их не выкурить из истории», «Каждый должен заниматься своим делом»;
    — Светлана Пронина — «Не бей», «Не надо бомб»;
    — Татьяна Купреянова — «Какой бы мы красивой были парой…», «Давай дружить».
  • в номинации «Культурно-зрелищный плакат»: 
    — Анастасия Вахиенко — «Дом Мельникова», «Иосиф Бродский»;
    — Анастасия Рыжикова — «Амораль», «Адам + Адам», «Что вы сделали с моим театром?»;
    — Ольга Клычкова — серия «Большой театр. Балет»;
    — Николай Вяткин — «Город без художника», «Мой город без лица»;
    — Ирина Савенкова — серия афиш для театра «Ленком».

Особый приз жюри — коллективу под руководством Натальи Юрьевны Кириной за организацию новой школы плакатного искусства (МПГУ), вклад в развитие зрелищного плаката. Безусловным лидером зрительских симпатий по результатам интернет-голосования в номинации «Культурно-зрелищный плакат» явилась Маргарита Будникова (серия плакатов «Созвездие»). Историк плаката Нина Бабурина особо отметила цикл плакатов Арины Дычко (серия «Семь смертных грехов») и Алексея Дычко («Философия киноискусства»).

 

       
 

 

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2018 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.