Место проведения: Москва, РГБ, Голубой выставочный зал (3 подъезд, 3 этаж)
Время проведения: 18 сентября — 5 октября 2013 года
Вход свободный. С диссертациями, представленными на выставке, можно ознакомиться прямо в зале
Фотографии некоторых приложений диссертаций, находящихся на выставке (Flickr, фото)
Выставки оригиналов диссертаций РГБ уже стали доброй традицией: это единственные экспозиции, где экспонаты по желанию посетителей достают из витрины и разрешают изучать здесь же, в выставочном зале. Нынешняя выставка, в отличие от предыдущих, включает много работ последних лет. Благодаря чему есть возможность проследить своеобразную эволюцию в исследовательских поисках, заметить, как менялся язык научных работ и приемы их оформления.
Всего на выставке представлено 32 оригинала диссертаций 1950—2013 годов, из которых 4 докторских и 28 кандидатских. На открытии выставки заведующая отделом диссертаций Ирина Сакирко остановилась на приемах оформления работ: «Кандидатские исследования прошлых времен впечатляют с этой точки зрения: их оформляли так, как давно перестали делать и докторские. Однако наша выставка выявила хорошую тенденцию: работы самых последних лет отличаются таким же подробным и основательным подходом к иллюстративному и графическому наполнению, как это было принято раньше».
Акцент на оформлении работ не случаен: иначе научные работы не стали бы предметом экспозиции. Одним из таких позитивных примеров может служить диссертация 2012 года на соискание звания доктора искусствоведения «Современная монументальная живопись Русской православной церкви (по материалам воссоздания Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве», написанная Л. В. Ширшовой. Это обширный труд в четырех томах, два из которых занимают иллюстративные цветные приложения. Приложения к этой диссертации демонстрируются в выставочном зале на слайдах.
Вписаться в ландшафт
Тематический спектр представленных в экспозиции работ включает диссертации по иконописи, храмовому зодчеству, работы о реставрационных школах и практическом опыте реставрации, исследования творчества отдельных архитекторов и иконописцев, труды о работе по художественному металлу и церковном шитье. Для последнего времени характерны исследования современного храмового зодчества и иконописи, обусловленные тем, что в последнее десятилетие в России увеличилось более чем в два раза открытие новых сельских и городских приходов, возводятся новые церкви и храмы. Об этом и упомянутый труд Л. В. Ширшовой, и, например, кандидатская по архитектуре С. В. Борисова «Объемно-планировочные принципы проектирования православных храмов подмосковного региона» (2012). Вынужденный семидесятилетний перерыв в храмовом строительстве привел к некоторой изолированности тематики проектирования храмов от вопросов архитектурного творчества в целом. Изучению этого вопроса и посвящено диссертационное исследование С. В. Борисова. Автор указывает на необходимость поиска эффективных принципов и приемов проектирования православных храмов в современных условиях. Любопытно, что некоторые разработки С. В. Борисова были применены при проектировании храма Александра Невского около поселка Княжье озеро Истринского района Московской области. Диссертация продолжает тему сосуществования памятников храмового зодчества и современной архитектуры, которой, оказывается, уделялось немало внимания и в советское время. Свидетельством чему может служить кандидатская В. И. Балдина «Исследование и реставрация архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры в городе Загорске» (1972). На примере комплексного исследования архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры автор демонстрирует, как зависит от характера современной застройки дальнейшее развитие или полное уничтожение эстетического своеобразия того или иного города.
Новое о старом
Очевидно, что эта тема не потеряла своей актуальности и в наши дни. Тем более что даже советская архитектура оказалась тесно связана с храмовым зодчеством — чему на выставке есть примеры. В частности, для широкой публики наверняка станет открытием, что классик советского конструктивизма, автор Мавзолея Ленина архитектор Алексей Щусев сначала был автором монастырей, соборов и часовен (храмы в Почаевской лавре, на Куликовом поле, в Натальевке и Марфо-Мариинской обители, храм Христа Спасителя в Сан-Ремо, подворье Русской православной церкви в Бари). Об этом диссертация Д. В. Кейпен-Вардиц «Храмовое зодчество А. В. Щусева в контексте архитектурно-художественных исканий неорусского стиля» (2011). Эта сторона гения Щусева никогда не становилось предметом специального исследования и до сих пор остается мало изученной. На примере храмовых построек архитектора в работе прослеживается становление и развитие неорусского стиля и определяется значимость храмового творчества зодчего для формирования направления в целом.
Одним из принципиально новых для широкой публики имен может стать имя русского зодчего Якова Григорьевича Бухвостова, который по праву принадлежит к числу лучших мастеров древнерусской архитектуры. О нем — кандидатская диссертация П. А. Тельтевского «Архитектурные памятники конца XVII века, связанные с Бухвостовым» (1953). Неизвестны ни годы жизни архитектора, ни имена его учителей, не сохранилась и его могила. Но зато уцелели исключительные по красоте произведения, созданные им или под его руководством. Работа исследует архитектуру конкретных построек мастера, которые, по мнению автора, есть связующее звено между древнерусским зодчеством и русской архитектурой XVIII века, а именно: Успенского собора в Рязани, надвратного храма в Ново-Иерусалимском монастыре в Истре, церквей в селах Уборы и Троице-Лыково в Подмосковье. Простые, скромные, полные обаяния произведения Бухвостова выполнены из обычных материалов — кирпича и белого камня. За счет найденных пропорций и умелого применения декоративных средств, им был достигнут исключительно высокий уровень архитектуры. Диссертация проиллюстрирована хорошо сохранившимися авторскими фотографиями, что придает работе особую ценность.
Подобные фотографии привлекают к себе внимание во многих старых работах: например, сильное впечатление производят черно-белые снимки фресок новгородского Софийского собора в диссертации «Фрески Софии Новгородской» В. Г. Брюсовой (1975). Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов. Как и архитектурные формы Софии, ее древняя роспись несет на себе печать своей эпохи, дает живое ощущение колыбели русского искусства у истоков национального самосознания. Автор в своем исследовании показывает, каким ценным, а иногда незаменимым источником являются монументальные росписи. В них находит свое выражение целая система эстетических и идеологических представлений времени. Роспись Софии Новгородской отнюдь не является репликой убранства Софии Киевской, как предполагалось ранее, а абсолютно оригинальна. «Старые памятники искусства могут многое рассказать и многому научить, если только их изучить как следует, да хорошенько расспросить», — так звучит эпиграф к заключению этой работы, взятый автором из трудов Федора Ивановича Шмита (1877—1937), византолога, археолога, искусствоведа, музееведа. Хотелось бы рассчитывать, что богатейший материал этих исследований будет еще долго и плодотворно служить сегодняшним не только теоретикам архитектуры, но и практикам.