Место проведения: Москва, РГБ, отдел нотных изданий и звукозаписей
Время проведения: 19 сентября — 29 октября 2013 года
Фоторепортаж с открытия выставки и экспонаты, представленные в выставочном зале (Flickr, фото)
Джованни Болдини. Портрет Джузеппе Верди, 1886.
|
На открытии выставки заместитель генерального директора РГБ Александр Самарин точно обозначил степень известности композитора: «В мировой культуре найдется не очень много имен, которые знают все. Иногда бывает так, что всем знакомо имя, но мало кто назовет произведения автора. С Верди ситуация обратная: все знают и имя Верди, и его музыку».
«Верди — удивительный композитор, — отметила заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Семенюк. — Он потрясающий мелодист, его музыка полна живого, народного, классического и романтического содержания. Мелодии Верди настолько доступны и легки, что моментально запоминаются. Русская музыка перекликалась с творчеством Верди: в России в то время тоже был расцвет национальной музыки. Верди — король оперы, самого сложного музыкального жанра, в котором сочетаются музыка, текст, театральное искусство. В этом году мы отмечали и 200-летие Вагнера. Это два мощных полюса музыки XIX века: насколько Вагнер делал акцент на инструментовке, медных духовых инструментах, настолько Верди был сосредоточен на лиричности, голосе, мелодичности».
Джузеппе Верди (1813—1910) — классик мировой музыкальной культуры, один из самых значительных композиторов XIX века. Его перу принадлежат 26 опер, духовные, инструментальные произведения и романсы. Значительную часть творческого наследия Верди составляют оперы. На выставке в отделе нотных изданий и звукозаписей попытались отразить все основные периоды творчества композитора. На стендах — клавиры и партитуры: ранние героико-патриотические оперы «Ламбардцы», «Битва при Леньяно», «Набукко»; произведения периода творческой зрелости мастера «Риголетто», «Трубадур», «Травиата»; творения последнего периода жизни — «Отелло» и «Фальстаф». В экспозиции представлены, в основном, ноты зарубежных издательств XIX века, среди которых особое место занимает итальянская фирма Ricordi. Начиная с публикации первой оперы, все сочинения Верди издавались неизменно здесь. На выставке Ricordi представлена клавирами опер «Эрнани», «Аида», «Дон Карлос», «Отелло». Многие экземпляры украшены иллюстрациями, портретами. Серийные издания опер «Риголетто» и «Трубадур» выделяются альбомным форматом.
Кроме Ricordi на выставке можно увидеть клавиры таких издательств, как Edwin F. Kalmus («Битва при Леньяно» и «Корсар» — серийные издания), Schonenberger («Набукко»), Wiener Philarmonischer Verlag («Травиата» и «Бал-маскарад»), Alphonse Leduc («Аида»), Escudier («Сила судьбы»), Boosey and Hawkes («Бал-маскарад»). Отечественные ноты представлены издательствами Павла Юргенсона, Александра Гутхейля, «Северной лирой», «Музыкой». Красочным оформлением привлекает внимание клавир оперы «Фальстаф» издательства Юргенсона. Более ста лет оперы Верди издаются по всему миру — огромно количество языков, на которых они изданы. В фондах отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ тому есть разнообразные свидетельства, например, клавир «Травиаты» на китайском, выпущенный в Пекине.
Помимо оперного жанра, на выставке представлены и другие сочинения композитора. Это сборник романсов (издательство «Музыка»), партитура единственного струнного квартета (лейпцигское издательство «Ernst Eulenburg»).
Особое место в творчестве Верди занимает «Реквием». Произведение было задумано как сочинение в память Россини. Верди обратился к двенадцати своим коллегам с предложением объединиться для написания траурной мессы к годовщине смерти композитора. По жребию Верди досталась заключительная часть — «Libera me». Несмотря на то, что все авторы завершили свою работу, по неизвестным причинам Реквием так и не был исполнен. Позднее «Libera me» была переработана Верди в финал «Реквиема», сочиненного им в память итальянского писателя Алессандро Мандзони. На выставке есть факсимильное издание «Libera me», выпущенное Институтом Верди в Парме, а также партитура «Реквиема» (Ricordi). На титульном листе партитуры в квадратных скобках указан предполагаемый год выпуска — 1874. Вполне возможно, что перед нами первое издание сочинения.
Кроме партитур, в экспозиции много грампалистинок и компакт-дисков с музыкой композитора, выпущенных как у нас фирмой «Мелодия», так и за рубежом (например, голландской звукозаписывающей фирмой Philips).
Завершает выставку коллекция афиш и программок различных постановок Верди из разных стран. Отдел групповой обработки основного хранения РГБ пополнил этими документами фонд отдела нотных изданий и звукозаписей. «Мы хотели, чтобы любой обратившийся в наш отдел получил сразу все виды изданий по изучаемой теме», — рассказала заведующая музыкальным отделом Алла Семенюк. Материал оказался поистине уникальным. А в случае с Верди были сделаны небольшие открытия. Например, афиша «Риголетто» из репертуара современной «Новой оперы» перекликается с афишей «Театра новой оперы», который существовал в начале ХХ века — буклеты и афиши обоих театров можно увидеть на сегодняшней выставке.
И, конечно, гений Джузеппе Верди проявляет себя не только в его творчестве, но и в самой истории его жизни. «В судьбе Верди были тяжелые периоды — но он всегда оставался верен себе, всегда продолжал писать свою гениальную музыку, которая в удивительной гармонии вмещала все — и радость, и горе», подчеркнула заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Семенюк.