Место проведения: Москва, РГБ, читальный зал отдела изоизданий
Время проведения: 10 сентября — 8 октября 2013 года
Фоторепортаж с открытия выставки иллюстраций Эрнста Мокеева (Flickr)
Эрнст Мокеев. Иллюстрация к «Мертвым душам» Гоголя,
Чичиков. 2009. |
В отделе изоизданий (ИЗО) начала работу выставка «Русская классика в иллюстрациях Эрнста Мокеева». Автор представленной графики — профессиональный кинорежиссер, снявший целый ряд документальных фильмов и киноочерков. Уже в зрелом возрасте он обратился к искусству иллюстрации и создал глубоко самобытные произведения. Кинематографическое видение наверняка сыграло здесь не последнюю роль.
Стены читального зала ИЗО украсили изображения героев «Мертвых душ», кажущихся знакомыми незнакомцами. С одной стороны, каждый из нас еще со школьной поры много раз встречался с этими колоритными персонажами, созданными воображением Александра Агина, Петра Боклевского, Марка Шагала, Кукрыниксов. С другой — здесь нет ни тени пусть невольного подражательства. Другой Чичиков, отличающийся от предшественников даже цветом волос: он ярко-рыжий. Другой Плюшкин — без скрупулезно выписанных бытовых деталей, скорее человек-призрак. Образ дороги, ставшей лейтмотивом поэмы. Лихие ездоки, несущиеся на всех парах лошади, клубы пыли, примятые травы и отскочившее колесо. Да пропади оно пропадом, это колесо! Все равно домчимся...
Под каждым листом даны короткие цитаты из первоисточника, что сразу же погружает в сюрреалистичный мир книги. «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны...»; «На бумажке половой, спускаясь с лестницы, прочитал по складам следующее: "Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям"».
На открытии выставки заместитель заведующей отделом изоизданий РГБ Анна Савельева выразила общие ощущения:
— Эти работы полны юмора чисто гоголевской природы. Ловишь себя на мысли, что немедленно хочется взять эту книгу и перечитать ее. Сегодняшнее событие — приглашение к тому, чтобы не забывать классику. Любить ее. Можно только порадоваться отваге, с которой Эрнст Матвеевич взялся за дело. Не боясь ассоциаций, которые накрепко связаны с литературными шедеврами. Не оглядываясь на мощное наследие, оставленное русскими и советскими иллюстраторами.
К сожалению, сам автор не смог присутствовать на вернисаже. Об этой серии, состоящей из 36 листов (в экспозицию вошла лишь ее часть), рассказала жена художника Галина Мокеева:
— Эрнст Матвеевич однажды вынул из книжного шкафа томик «Мертвых душ», раскрыл его и уже не мог оторваться. Так и пошло. Вечером читал очередную главу, а наутро рождалась композиция. Становился «к станку», и к вечеру рисунок был готов. Так продолжалось месяц с лишним. И работал он без поправок, сразу набело.
У Эрнста Мокеева в его родных Чебоксарах прошло несколько выставок. Одна из них обязана своим названием «Мастеру и Маргарите»: «О боги, мои боги! Как грустна вечерняя земля!» В творческом активе художника есть иллюстрации не только к гоголевским произведениям. Его также вдохновили Булгаков, Блок и Есенин. В той или иной степени каждый из них выразил в своем творчестве то, без чего непредставима вселенная Гоголя: иррациональное мистическое начало и в то же время победоносная витальность.