Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2013 год  /  «Слушайте, как пахнут цветы»: 85 лет первому изданию «Трех Толстяков» Юрия Карловича Олеши

«Слушайте, как пахнут цветы»: 85 лет первому изданию «Трех Толстяков» Юрия Карловича Олеши

Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, под. 3, Музей книги РГБ
Время проведения: 20 апреля — 26 мая 2013 года
Выставка «Слушайте, как пахнут цветы» на Flickr

 


Олеша Ю. К. Три Толстяка, 1928. Иллюстрации
М. Добужинского.

«Детство гениально — оно хочет докопаться и дойти до самых краев земли. Если тебе посчастливилось родиться на рубеже двух столетий, ты переживаешь второе детство — детство нового мира», — писал о Юрии Олеше в статье «Глубокое бурение» глава формальной школы в литературе Виктор Шкловский.

Эти слова во многом относились не только к Олеше, но к целой плеяде авторов того времени — футуристов и акмеистов, участников «Серапионовых братьев» и ЛЕФа. Свежесть детского взгляда на мир, рождающего неожиданные метафоры и аллюзии, стала одним из принципов новой литературной эстетики. А Юрий Олеша стал одним из наиболее ярких ее представителей. «У Олеши лазерное зрение. Сюжетные метафоры — система видения Олеши. Он видит стрекозу и то, что она похожа на самолет. Осеннее дерево похоже на цыганку — и вы видите и дерево и цыганку. Олеша владел искусством будить свежесть восприятия, владел первоначальностью ощущений. Самые смелые метафоры Олеши — когда мосты похожи на кошек — читаются детьми „с визгом“, так как они тоже видят мир по-новому. Мир детей метафоричен, это мир смелых видений и сравнений», — пишет в той же статье Шкловский. Очевидно, что визуальная пластичность прозы писателя обещала его книгам долгий роман с художниками-иллюстраторами. Тем более этого можно было ожидать от детской книги «Три толстяка».

Толстяки и чудаки

Написанная в 1924 году, книга стала первым большим произведением Юрия Олеши и была издана только в 1928-м: именно в это время началась полемика по поводу формальной школы, которая задержала ее выход в свет. Однако в 1927 году вышел роман Олеши «Зависть», который имел большой успех и помог публикации первой книги. Первым иллюстратором «Толстяков» стал график «Мира искусства» Мстислав Валерианович Добужинский: знаменитый театральный художник рисовал картинки к книге во Франции, а вышла она в московско-ленинградском издательстве «Земля и фабрика». На тот момент автор многочисленных декораций, рисунков к книгам Корнея Чуковского и сказкам Андерсена, художник внимательно читал «Трех толстяков» и практически детально прорисовал сюжеты: так, продавец шаров, который у Олеши сравнивается с расписанным маргаритками чайником, именно так Добужинским и изображается. Издание стало популярным: за иллюстрации «Трех толстяков» Добужинскому был присужден диплом по завершении в Москве большой книжной выставки новинок, а в 1930-м книгу переиздали.

В том же, 1930 году в № 26 от 30 июня в «Литературной газете» вышла благожелательная рецензия «Толстяки и чудаки» маститого советского критика и общественного деятеля Анатолия Луначарского. Она была написана по следам спектакля во МХАТе и окончательно развеяла сомнения в близости сказки пролетарской эстетике: «Три толстяка» — произведение в высшей степени грациозное. Оно обладает именно своеобразной убедительностью, так как производит впечатление отсутствия насилия над собой. Оно течет, как какая-то веселая шутка, беззаботно развивающая свой причудливый и пестрый узор. Значит ли это, что автор пьесы Олеша является уже новым человеком, у которого классовое сознание и его индивидуальные «недра» приведены к полному единству? Или значит это, что он высказал настроение мещанства? Ни того, ни другого. Грациозность произведения Олеши объясняется тем, что он говорит от лица «чудаков», от лица лучшей части научной и артистической интеллигенции. Луначарский показывает, что в сказочном рассказе о «толстяках» и «чудаках» заключена исповедь писателя, «апологетика всем сердцем приемлющей революцию артистической интеллигенции». Таким образом, «формалистской» сказке была выдана путевка в счастливую издательскую жизнь.

Сила монтажа

Олеша Ю. К. Три Толстяка, 1928. Иллюстрации
М. Добужинского.

Вторым иллюстратором книги стал Владимир Иванович Козлинский, одним из учителей которого в петербургской школе живописи Званцевой был Добужинский. Книга с его гравюрами вышла в 1935 году в московском издательстве «Советский писатель». Козлинский, который выполнил много графических работ и тоже работал как декоратор, ни в чем не похож на своего учителя: он много сотрудничал с Маяковским над агитационными материалами, рисовал карикатуры в газетах, к революционным празднествам оформлял городские улицы и площади. Поэтому его гравюры к сказке соединили в себе футуристическую эстетику политических агиток и готическую таинственность сказок Гофмана. Каждая из гравюр для книги — ясная, законченная метафорическая композиция, насыщенная действием. «У Владимира Козлинского органично объединилось человеческое и механическое: приемы киномонтажа, о которых много говорилось в те годы, используются художником так же активно, как и писателем. В этом смысле иллюстрации Козлинского аутентичны тексту Олеши», — рассказывает заведующая сектором музейной и выставочной работы Музея книги РГБ Мария Золотова.

Интересна история отношений со сказкой художника Виталия Николаевича Горяева — одного из крупнейших отечественных мастеров. Он автор иллюстраций к книгам русских и зарубежных писателей, рисунков для сатирических журналов, произведений станковой графики и живописи. В 1950-е годы у художника наступил «книжный» период: он задумал и создал большую серию иллюстраций к произведениям Пушкина, Гоголя, Достоевского. Развитие этого грандиозного замысла заняло почти тридцать лет. В течение этого периода он дважды обращался к «Трем толстякам» — в 1956-м и 1969 году. По этим рисункам можно судить о многогранности его таланта — кажется, будто это рисунки двух совершенно разных художников. В книжке 1956 года иллюстрации фигуративны и реалистичны, техника рисунка традиционна для книжного оформления 1950-х. В 1969-м художник обратился к сказке уже будучи лауреатом Государственной премии СССР за иллюстрации к «Петербургским повестям» Гоголя. Кроме того, в 1966 году вышел одноименный фильм по сказке, который имел большой успех. «Три толстяка» стали настоящим произведением массовой культуры, очевидно, что образы кино оказали большое влияние на особенности прочтения книги читателями. «Судя по всему, Горяев в своих новых иллюстрациях стремился обойти шаблонное восприятие книги, которое уже успело сложиться благодаря экранизации, — рассказывает Мария Золотова. — Одновременно нельзя было не учитывать динамизм новой эстетики и всю историю иллюстрирования книги». Новые рисунки художника оказались революционными и очень современными, даже по меркам сегодняшнего дня: быстрые, весьма эмоциональные и неожиданные с точки зрения цветовых пятен картинки. Удивительно умение Горяева создать ощутимое пространство при помощи плосткостных штрихов.

«Все это рисунки художников, которые внимательно читают книгу, произведения вдумчивых творцов, умевших соединить свой профессионализм с честным отношением к материалу, с которым они работали», — убеждены в Музее книги. По нашему мнению, неплохой урок для многих современных иллюстраторов.

 

 

Книги на выставке:

  • Олеша Ю. К. Три Толстяка: Роман для детей / С 25 рисунками в красках художника М. Добужинского. — М.; Л.: Земля и фабрика, [1928].
  • Олеша Ю. К. Три Толстяка / Гравюры на дереве В. И. Козлинского. — М.: Советский писатель, 1935.
  • Олеша Ю. К. Три Толстяка / [Рисунки В. Горяева]. — М.: Гос. изд-во детской литературы, 1956.
  • Олеша Ю. К. Три Толстяка / Рисунки Б. Калаушина. — [Л.: Гос. изд-во детской литературы, 1959].
  • Олеша Ю. К. Три Толстяка / [Рисунки В. Горяева]. — М.: Детская литература, 1969.
  • Олеша Ю. К. Три Толстяка / Художник М. Бычков. — СПб.: Северо-запад, 1993.
  • Олеша Ю. К. Три толстяка : [Роман] : [Для сред. и ст. возраста] / Рис. В. Конашевича. — М. ; Л. : Детиздат, 1940.
  • Олеша Ю. К. Три Толстяка: Сказка / [Иллюстрации Е. В. Ракузина]. — М.: Советская Россия, 1976.

 

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2018 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.