Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2013 год  /  Выставка «На пользу общую». К 150-летию открытия первого читального зала Московского публичного и Румянцевского музеев

Выставка «На пользу общую». К 150-летию открытия первого читального зала Московского публичного и Румянцевского музеев

Место проведения: Москва, РГБ, голубой зал
Время проведения: 16 апреля — 12 мая 2013 года
Виртуальная выставка к 150-летию открытия первого читального зала Московского публичного и Румянцевского музеев
Выставка «На пользу общую» на Flickr
Генеральный спонсор проекта: ОАО «АК "Транснефть"»

 

Отмечаемое с начала этого года 150-летие РГБ — это, если быть более точными, юбилей переезда Румянцевского музея в Москву. Славная история появления библиотеки в Москве отражена через документы и книги, собранные в голубом выставочном зале РГБ. Румянцевский музей, учрежденный в 1828 году и основанный в 1831 году в Петербурге, с 1845 года входил в состав Императорской Публичной библиотеки. Музей бедствовал. Было предложено перевезти Румянцевские коллекции в Москву, которая в тот момент стремительно росла и в которой не хватало музеев и особенно библиотек.

«Курение табаку воспрещается»

23 мая (по ст. ст.) 1861 года Комитет министров принял постановление о переводе в Москву Румянцевского музея и о создании Московского публичного музея. На выставке можно увидеть «Положение о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме», утвержденное императором Александром II 1 июля (19 июня по ст. ст.) 1862 года. «Положение…» стало первым юридическим документом, определившим управление, структуру, поступление в библиотеку Музеев обязательного экземпляра, штатное расписание. «Нельзя не поздравить Москву с открытием Румянцевского музея, — пишет 16 мая 1861 года журналист "Московских ведомостей", которые можно почитать на выставке. — Я был там два раза и не могу не удивляться той заботливости, которая умела в такое короткое время приспособить помещение, разместить автографы, рукописи, книги, карты, фотографии, картины, мраморы, насекомых, чучела животных, ископаемые и прочее, и прочее. Говорят, что осенью можно будет пользоваться чтением книг библиотеки Музея». Действительно, важнейшей причиной перевода Румянцевского музея в Москву была острая потребность именно в публичной общедоступной библиотеке. Первый читальный зал в Пашковом доме был открыт 14 (2 по ст. ст.) января 1863 года. А вот что пишут в «Правилах для гг. посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев»: «Курение табаку воспрещается не только в здании Музеев, но и на дворах и подъездах оного… Гг. посетителей просят покорнейше обращать внимание на надписи, существующие при входах, и, во избежание беспорядка и столкновений, не входить в те двери, которые притворены или над которым надписано "выход"».

Магнит в Доме Пашкова

Фонд Российской государственной библиотеки берет свое начало с коллекции Николая Петровича Румянцева, в составе которой было более 28 тысяч книг, 710 рукописей, более 1000 карт. Надо сказать, что с самого появления музея в Москве к его организации подключились все москвичи: власти приглашали горожан принять участие в становлении «музея наук и искусств». «Если бросить магнит, то к нему потянутся все металлические предметы вокруг, то же самое произошло в Москве с коллекцией Румянцева, — рассказала на открытии выставки главный хранитель научно-исследовательского отдела рукописей РГБ Ольга Соломина. — Коллекция притянула к себе любителей книги, искусства и культуры». Библиотека Московского пубичного музея пополнилось более 300 книжными и рукописными собраниями.

Истории комплектования фондов библиотеки за счет пожертвований и даров посвящен отдельный раздел выставки. Здесь представлены книги из собраний коллекционеров и меценатов: Авраама Сергеевича Норова — министра народного просвещения и ученого; Петра Яковлевича Чаадаева — писателя, общественного деятеля; Михаила Юрьевича Виельгорского — музыканта и мецената; Николая Саввича Тихонравова — академика, профессора Московского университета; Козьмы Терентьевича Солдатенкова — богатейшего московского купца; Тихона Федоровича Большакова — книгопродавца, знатока памятников древнерусской письменности, который передал МП и РМ Архангельское Евангелие 1092 года. На выставке можно увидеть уникальное факсимильное издание Евангелия, сделанное в 1912 году методом фотоцинкографической печати. Несмотря на то что книга была сделана в рекордно короткие сроки (в течение 50 дней), уровень ее исполнения чрезвычайно высок: даже толщина листов и их органолептические свойства практически неотличимы от оригинала.

Отдел рукописей, кроме документов, представил на выставке и портреты дарителей. То обстоятельство, что они остались в библиотеке, само по себе любопытно: в 1920-е годы все картины передавались из библиотеки в музеи. «Вот, например, парный портрет Авраама Сергеевича Норова и его жены Варвары Степановны, — рассказывает Ольга Соломина. — Варвара Степановна оказалась в Историческом музее, а Авраам Сергеевич остался у нас». Есть на выставке и портрет ректора Московского университета Николая Саввича Тихонравова — в отделе рукописей сегодня из его коллекции более трех тысяч единиц хранения только рукописных сборников XVI—XVII веков. Среди экспонатов на выставке из коллекции Тихонравова — благодарственное письмо Антона Павловича Чехова, написанное им в пору, когда он еще был студентом и изучал медицину.

Инкунабулы и эльзевиры

Через полтора года после основания музеев фонд библиотеки уже составлял 100 тысяч единиц. Денег на комплектование первой публичной библиотеки Москвы до 1913 года не отпускалось, так что многое зависело от меценатов. Истории пополнения библиотеки энтузиастами книжного дела многообразны и интересны. Так, профессор политической экономии Николай Александрович Карышев завещал музеям не только свою ценную библиотеку книг по экономии, но и выделял ежегодно 200 рублей на пополнение коллекции.

Козьма Терентьевич Солдатенков передал музеям при основании 3000 рублей и тысячу рублей передавал ежегодно на комплектование библиотеки в течение 40 лет, а после смерти завещал свою коллекцию книг и картин. Солдатенков был издателем и в каждом тираже делал партию книг на цветной бумаге и в особых переплетах. На выставке можно увидеть три таких красивых издания из Музея книги: «Всеобщая история Георга Вебера» (1885), «Илиада» Гомера (1896), «История упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона (1877).

Когда министр народного просвещения, путешественник, ученый, участник Отечественной войны 1812 года Авраам Сергеевич Норов предложил купить для музеев свою коллекцию, деньги на ее приобретение были выделены императором Александром II. В собрании министра было 16 000 книг, она и сегодня является жемчужиной фонда РГБ: хороший подбор научных изданий XVIII—XIX веков, 155 инкунабул, в том числе представленный на выставке украшенный рисованными инициалами сборник сонетов и канцон Франческо Петрарки «на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры» (1478), с комментариями итальянского гуманиста и писателя Франческо Филельфо. В экземпляр вплетено издание «Триумфов» Петрарки, напечатанное в Венеции в том же году. Другой интересный документ из собрания Норова, который можно увидеть на выставке, — малоформатное издание «Сочинений» Вергилия (1636), выпущенное знаменитой голландской издательской фирмой Эльзевиров: в сафьяновом переплете с золотым тиснением работы парижского мастера Саре. На гравированном титульном листе книги размещено изображение лебедя — родившийся в Мантуе Вергилий был прозван «мантуанским лебедем».

В 1880 году сын Александра Сергеевича Пушкина генерал, почетный член музеев Александр Александрович Пушкин передал рукописи поэта. На выставке демонстрируется его письмо директору В. А. Дашкову, свидетельствующее об этом факте. Есть и другие письма — о передаче в дар рукописей Николая Гоголя, благодарность Льву Толстому за рукопись одного из «Севастопольских рассказов». Среди интересных экспонатов, касающихся великого писателя — один из березовых сундуков, в которых Софья Андреевна в 1898 году передала в библиотеку дневники, рукописи и письма Толстого.

Члены императорской фамилии до самого 1917 года проявляли большой интерес к музеям, неоднократно посещали их, о чем сохранились автографы в Книге для записывания имен посетителей Московского публичного и Румянцевского музеев, которую можно увидеть на выставке. Много сделали они и для поддержания и пополнения книжных коллекций. Так, собрание великой княгини Александры Николаевны (3244 тома) в марте 1861 года было передано в будущие музеи великой княгиней Ольгой Николаевной. А в мае 1862 года наследники императрицы Александры Федоровны передали в библиотеку собрание из 9000 роскошных изданий. На выставке можно увидеть красивые экземпляры из библиотеки царицы, хранящиеся в Музее книги. Например, изданный в Брюсселе в 1849 году презентационный сборник биографий царствующих особ Европы середины XIX века в бархатном переплете с золотым тиснением — он замечателен литографированными, с ручной раскраской, портретами монархов, а также тем обстоятельством, что подбор портретов для каждого европейского монарха был свой. Поэтому на фронтисписе экземпляра, подаренного русской императрице, был изображен Николай I.

История пополнения фондов библиотеки дарами меценатов продолжается и сегодня. Будем надеяться, что потенциал РГБ для их приятия со временем будет только расширяться.

 

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2018 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.